Итоговое сочинение: Возможен ли прогресс без насилия?
(455 слов) Конечно, красота требует жертв, но несравнимо меньших, чем прогресс. Каждое глобальное изменение порождает сотни, а иногда и тысячи людей, которые не успевают или попросту не могут подстроиться под новые реалии. Поэтому реформы вызывают противоречия в обществе, которые заканчиваются кровопролитием. Но возможно ли обойтись без конфликтов и меняться без агрессии? К сожалению, так не бывает: мы консервативны и воспринимаем перемены в штыки, а потому всегда будем попадать в жернова истории. Подтверждение этому несложно отыскать в литературе.
Например, А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» описал вполне мирный процесс перераспределения материальных благ: легкомысленные и непрактичные дворяне проматывают деньги, и они оседают в карманах более прижимистых и трудолюбивых купцов. Но таким «мирным» это перераспределение оказывается лишь на первый взгляд. Обстоятельства вынуждают Раневскую и Гаева распрощаться с родовым гнездом. Если в самом начале Гаев призывает семью бороться за него, то в финале он проигрывает эту битву из-за бездействия. Добровольно помещики не отдали бы свой сад, свой дом, их принудили к этому долги. А что это, если не насилие над людьми, которые просто не могли жить иначе? Любовь Андреевна и ее брат воспитывались в тепличных условиях, они не умели работать и копить, экономить и планировать бюджет. В зрелости уже поздно перестраиваться, и даже попытка сделать это опять же является насилием, но уже над собой. Жестоко? Да нет, ведь читатель спросит: «А как же иначе заставить людей зарабатывать своим трудом и жить по средствам?». И будет прав! Никто не будет двигаться вперед добровольно, так как это сложно. И только насилие над собой или со стороны помогает нам придти к цели.
Рассмотрим этот же вопрос под другим углом. Возможно ли совершить научный прорыв без жертв и подопытных кроликов? Нет. Это доказывает пример из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский совершил гениальную операцию — прорыв в медицине. Пересадив органы человека собаке, он добился превращения пса в мужчину. Этот эксперимент не обошелся без насилия над животным. Филипп Филиппович обманул доверие Шарика и использовал его тело без дозволения собаки. Опыт был рискованным, Шарик мог погибнуть, а значит, ученый рисковал жизнью животного ради своих целей. Сегодня его действия осудили бы все зоозащитники, а журналисты осуждали, а не хвалили бы его методы. Тем не менее, практическая польза эксперимента превышала вред, ведь многие люди могли исцелиться от смертельных недугов с помощью новейших способов трансплантации органов. Чем не прогресс? Но ведь он невозможен без насилия: без опытов на животных, без смертельных рисков, без тестирования на добровольцах, в конце концов. Без этого мы бы не вышли из каменного века. Ценой одного кровопролития мы узнаем то, что помогает спасти миллионы жизней.
Таким образом, прогресс принуждает человека к насилию над собой: развитие невозможно без выхода из зоны комфорта. Совершенствование наук требует более радикальных подходов — жертв, составляющих основу для опытов. Социальные изменения гонят всех людей вперед, не жалея отставших. Таковы закономерности бытия: выживает сильнейший.