Итоговое сочинение: Согласны ли Вы с фразой Толстого «Война — не любезность, а самое гадкое дело в жизни»?
(527 слов) Многие люди склонны фантазировать о войне и приукрашивать ее в своем воображении. Нередко мы видим самодовольные баннеры «Можем повторить» и «На Берлин!». Но стоит ли повторять? Стоит ли вкладывать в войну мишурные патриотические вывески, которых стыдятся те, кто на самом деле шел до Берлина? Они не хотели бы повторять, ведь воевали за то, чтобы этого больше не было на свете. Именно поэтому я согласен с фразой «Война — не любезность, а самое гадкое дело в жизни».
Этому нас учит и литературная классика. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» на примере Андрея Болконского показал, как отличаются ожидание и реальность на войне. Герой ехал на фронт с радужными иллюзиями и честолюбивыми планами. Он хотел строить карьеру на войне и стать таким же известным и значительным, как Наполеон. Он видел неподдельное величие в подвигах французского императора. Но настоящая борьба оказалась месивом из грязи и крови. Пока жалкие штабные интриганы зарабатывали очередные звания, солдаты и честные офицеры вроде Тушина рисковали жизнью ради победы. Показательным был инцидент, когда Жерков не предупредил Тушина об отступлении, потому что побоялся проехать к нему. Он два раза был послан Багратионом на левый фланг и оба раза лгал ему, что донес приказание. Тушин же рисковал собой и своими людьми, но совсем ничего не знал, а в это время на него уже нападали основные силы противника. Князь стал свидетелем, как Тушина, этого бесстрашного героя, обвинили в том, что он ослушался приказа, которого даже не получал. А вот Жерков не был наказан за свою трусость и получил очередной повод для выгодных назначений. Видя эту повальную несправедливость, Болконский постепенно разочаровался в войне, а после ранения и вовсе удалился из штаба. Он понял, что «самое гадкое дело в жизни» не стоит его смерти.
Другой пример описан в том же романе. Гусары воевали на чужбине и оказались без провианта. На войне все идет не по графику, и идеально продуманные планы становятся нагромождением нелепостей. В этой ситуации оказались Ростов и Денисов. Они видели, как солдаты от голода воруют какие-то странные растения в поле и получают серьезные отравления, но удержаться не могут, так как есть нечего совсем. Они не могли отлучаться с позиций и ездить куда-то за едой, а стоять без припасов не было никакой возможности. Такие бойцы проиграют еще до боя, потому что у них нет сил воевать. В итоге Денисов отправляется со своими гусарами в штаб и отбивает обоз с провиантом с помощью оружия. Он не мог больше отказывать своим людям в самом необходимом и пошел на риск, лишь бы спасти их. Конечно, его поспешили осудить и уволить со службы. Он даже обращался к государю за защитой, но так ничего и не получил. Интересным является и тот факт, что именно «военный преступник» Денисов защищает родину во время отечественной войны 1812 года по своей инициативе. Так, война является «гадким делом» именно потому, что является средоточием несправедливости, глупости и формализма. Высшим чиновникам все равно, что солдаты умирают от голода, зато они спешат осудить того, кто им помог, нарушив устав.
Таким образом, в войне нет места не только любезности, но и здравому смыслу. Это дело можно назвать гадким, потому что оно несправедливо и грубо по своей сути. Даже доблесть на поле боя искажается и превращается в нарушение очередного правила, а подлость превозносится и награждается медалями.