Итоговое сочинение: Почему тема войны не уходит из литературы? (3 варианта)
Многомудрый Литрекон предлагает Вам три варианта итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит» на тему: Почему тема войны не уходит из литературы? Он привел литературные аргументы из книг «У войны не женское лицо», «Блокадная книга», «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Девочки с Васильевского острова», «А зори здесь тихие», «Василий Теркин».
Вариант 1
(550 слов) Тему войны в искусстве многие называют «вечной», но не потому, что она всегда актуальна, или мы, читатели, очень любим воевать. Причина в том, что мы не вправе забыть о том, что пережил наш народ в 1941-1945 годах прошлого века. Мы не вправе забыть Афганские и Чеченские столкновения. Мы не вправе, ибо наши дети, не знающие об ужасах битв, захотят повторить их и будут горько сетовать на то, что мы не научили их самому главному — тому, что любая война — это величайшая подлость по отношению к человеку. Именно об этом говорят писатели, голос которых будет предостерегать наших потомков.
Например, авторы знаменитой «Блокадной книги», Д. Гранин и А. Адамович, тоже задавались вопросом, имеем ли мы право забыть о событиях 1941-1945? Может, правы те, кто говорят, что хватит уже писать о войне? На все эти вопросы они ответили отрицательно и аргументировали этот ответ многочисленными историями из жизни блокадного Ленинграда — города-героя, который выстоял 900 дней без еды, электричества и другого снабжения, но не сдался врагу. Говоря с ветеранами, читая дневники и письма фронтовиков и их семей, писатели вновь и вновь повторяют: нельзя забыть! Нельзя предать тех героев, которые доказали всему миру, что фашизм уязвим, что с ним можно и нужно бороться. Их пример воодушевлял людей по всему миру. Даже леди Черчилль читала дневник Тани Савичевой и плакала! Авторы проделали огромную работу и выпустили свою книгу в 1977 году. Казалось бы, на тот момент прошло уже более 30 лет со дня снятия блокады, кому это могло быть интересно? Но нет, произведение вызвало массу откликов, сотни писем и телеграмм, и даже сейчас его проходят в школах и вузах. Почему? Потому что литература увековечила подвиг советского народа и стало обвинительным приговором зверствам Гитлера и его армии. Благодаря таким книгам никто и никогда не пойдет по пути нацистской Германии. Они нужны нам, как щит против новых «тысячелетних рейхов».
Не менее впечатляющий пример не так давно удостоился Нобелевской премии по литературе. Светлана Алексиевич написала книгу «У войны не женское лицо» в 1983 году, а в 2015 году получила мировую награду за нее. Почему же людей до сих пор интересует тема войны в литературе? Почему она не уходит в прошлое? А потому что автору удалось привлечь внимание читателей к неизвестной стороне известного явления — к роли женщины на поле боя. Сегодня принято превозносить слабый пол, переписывать сюжеты известных фильмов, чтобы в главной роли была девушка. Но ведь есть исторически достоверные примеры мужества, героизма, отваги женщин, их не надо выдумывать. Светлана Алексиевич беседовала с настоящими артиллеристами, зенитчиками, снайперами, разведчиками, партизанами, саперами, медсестрами, военными прачками, обязанности которых легли на узкие женские плечи. В большинстве случаев даже опрошенные мужчины признавали, что со многими обязанностями на фронте девушки справлялись даже лучше мужчин. Писатель показал актуальную тему значимости и равенства полов в контексте исторического события и открыл нам незнакомую войну. «Мы знаем о войне много и мы знаем о войне мало» — писала Светлана Алексиевич. Как бы много времени ни прошло, как бы много ни было написано, мы еще не изучили все аспекты этого масштабного и трагического явления.
Таким образом, тема войны не уходит из литературы не только потому, что мы не имеем права забыть о ее жертвах и героях, злодеях и зачинщиках. Мы еще и не до конца изучили ее, не поняли и не узнали всего того, что произошло. Мы обязаны и дальше работать над сохранением исторической памяти. Это и есть наша благодарность предкам.
Вариант 2
(454 слова) Почему тема войны не уходит из литературы? Некоторые люди утверждают, что давно пора переключиться на более насущные вопросы, ведь о битвах сказано уже очень и очень много — всего не перечитаешь. Однако такое безразличие к подвигам предков является лучшим объяснением того, почему мы хотим писать, читать и думать о далеких от нас событиях. Нет ничего более актуального, чем забота о сохранении мира во всем мире. Но защитить человека будущего от вооруженных столкновений народов может только литературное предостережение — послание от предков с просьбой, требованием, криком: «Не надо воевать!». Посмотрим, что же говорят нам эти послания?
Итак, в рассказе Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» мы встречаем упоминание о Тане Савичевой — девочке, которая вела дневник в блокадном Ленинграде. Она погибла от истощения, а ее дневник дошел до наших дней и вдохновил автора на создание произведения. Перед нами Валя Зайцева — подруга Тани. Несмотря на то, что девочка родилась гораздо позже и уже не застала Таню в живых, она познакомилась с ее дневником и обнаружила, что жертва блокады была бы ее соседкой. История Тани произвела такое сильное впечатление на Валю, что она отправилась в то место, что пролегала «дорога жизни», и помогла строить памятник тем детям, которые не дождались спасения и не пережили осаду города. Значит, последствия войны, описанные в дневнике Савичевой, смогли мотивировать юную героиню совершить свой маленький подвиг и вложить свою лепту в создание мемориала. Описание подвигов наших предков волнует нас до сих пор и мотивирует на хорошие поступки. Это лучшее патриотическое воспитание, которое мы можем получить благодаря литературе.
Не менее вдохновляющим примером является поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор писал ее всю войну, и каждая глава попадала в окопы и госпитали, на передовую и в тыл. Приключения бравого солдата вдохновляли бойцов на подвиги, а их родственников — на терпение, трудолюбие, мужество. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. Люди заучивали эти строки наизусть и шли с ними в бой. Даже сегодня мы учим в школе текст главы «Переправа» и зачитываем его с не меньшим трепетом и энтузиазмом. По сюжету герой переправлялся через ледяную реку, чтобы передать командованию важные донесения. Его самоотверженность и сила духа потрясают читателя и мотивируют его быть стойким, патриотичным, целеустремленным и храбрым. Когда некоторые ученики читают этот текст вслух, они плачут и не могут продолжать. Как война может уйти из литературы, если в нашем сердце для нее остается место, если она вызывает такой отклик в душе каждого из нас?
Таким образом, война никогда не уйдет из литературы, потому что воспоминание о ней не сотрется из народной памяти. Оно необходимо для патриотического воспитания новых поколений людей. Забвение в данном случае можно считать предательством наших прадедов, которые бились за наше мирное небо. Чтобы эта трагедия никогда больше не повторилась, мы должны сохранять память в литературе.
Вариант 3
(507 слов) Тема войны — одна из главных тем в литературе всех стран и народов. Даже если уже несколько поколений людей не видели боевых действий, они все равно думают и пишут о том, что происходило в прошлом. Почему? Причина в том, что любое вооруженное столкновение травмирует человечество, оставляя кровавый след в истории и искусстве. Этот след нужен для того, чтобы лишить образ войны лживого героизма и фальшивой красоты, чтобы потомки героев никогда не допустили повторения тех ужасных событий. Подтверждение этой мысли можно найти в литературе.
К примеру, Курт Воннегут в автобиографическом романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» описал свою поездку к фронтовому товарищу. Они вместе участвовали во Второй Мировой войне и бились против нацистов. Автор приехал к другу, сообщил о работе над книгой и заметил, что жена хозяина дома стала смотреть на него с осуждением. Он выяснил причину: женщина боялась, что он, как и многие писатели, покажет войну в розовом цвете. Она ненавидела кино и книги о тех событиях, ведь считала, что подобные приукрашивания действительности спровоцируют людей на повторение войны. Они тоже захотят славы и героизма. Но Курт Воннегут пообещал ей написать о том, что он пережил на самом деле, ничего не искажая. В романе нет и следа военного пафоса. Перед нами мальчишка, который настолько испугался снарядов, что не смог даже добежать до туалета. В первом же сражении он оторвался от своей части и блуждал в лесу — грязный, голодный, растерянный и совсем не сильный. Найденные им товарищи ожесточились и думали лишь о себе, никак не помогая ему справиться с болью и страхом. Война не возвысила, а унизила этих людей. Читая такие правдивые строки, человек уже не думает о медалях и красивой форме. Он убеждается в том, что война — это преступление против человечества, и повторять ее нельзя. Именно поэтому книга популярна и востребована по всему миру.
Не менее пронзительные описания войны-чудовища, войны-убийцы мы видим в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». В своем последнем интервью «Новой газете» в 2012 году он сказал: «Когда убивают женщину на войне — это выходит за рамки обычного представления, война с невероятно оскаленной мордой, лишается всякого флёра, героизма». Действительно, читатель ненавидит лозунг «Можем повторить!», относящийся к Великой Отечественной войне, когда узнает о судьбе молодых зенитчиц. Нельзя повторять такую трагедию! Героини пришли в «тихое место» проходить службу, но случайно напали на след вражеского десанта. Лиза, которая отправилась за помощью, утонула в болоте, и ее соратницам пришлось самостоятельно обезвреживать сильных и хорошо подготовленных противников. У девушек не были ни опыта, ни достаточного вооружения, ни способности убивать людей. Галя даже выронила оружие и упала на землю при виде врага. Поэтому все они погибли, выполняя задание. Выжил лишь старшина Васков, который завершил операцию, но лишился при этом руки. Такая литература никогда не устареет, потому что учит человечество ценить мирное небо над головой. Поэтому в 2015 году книгу экранизировали повторно.
Таким образом, война всегда будет занимать важное место в искусстве, потому что только творцы могут воспитывать в умах новых поколений ненависть к кровопролитию и гуманизм. Сила литературы заключается в том, что она сохраняет реальную историческую память и передает ее потомкам героев, которые научатся не повторять ошибки прошлого.