Итоговое сочинение: Почему появляются «умные ненужности» — лишние люди? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Я и другие» на тему: Почему появляются «умные ненужности» — лишние люди? Аргументы он взял из произведений «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Обломов», «Отцы и дети».
Вариант 1
(484 слова) Проблема возникновения «лишнего человека» в обществе не раз поднималась в русской литературе. Подобным наименованием обозначались герои, не сумевшие найти себя в жизни и применить свои исключительные способности. Их истории разные, но имеют одну общую черту: такие люди сами противопоставляли себя окружению, потому что были им не удовлетворены. Видимо, в этом стоит искать причину их неприкаянности. Данное утверждение можно доказать с помощью аргументов из литературы.
Так, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой был воспитан в духе своего времени и разделял все увлечения, пороки и привычки высшего света. Его досуг в столице ничем не отличается от того, чем занимаются все его сверстники дворянского происхождения. Он одет «как денди», по последней моде, его литературные вкусы тоже достаточно банальны для той эпохи. Так в чем же его исключительность? Почему он стал лишним? Причина в том, что Евгений вознес себя над своим окружением на том основании, что ему надоели светские забавы. Свое пресыщение праздностью он считал особенностью, свою тоску он полюбил и возвеличил. В общении с Ленским ему нравилось демонстрировать свою усталость от людей и суеты жизни, в диалоге с Татьяной он тоже ссылался на свою несовместимость с общепринятыми ценностями, на свою хандру. Автор же сравнивал героя с Чарльд Гарольдом — всемирно известным «лишним человеком», воспетым Байроном. Видимо, Евгений ассоциировал себя с ним и хотел набить себе цену, противопоставляя себя обществу и его идеалам. Таким образом, он не смог реализовать себя в полной мере, потому что отверг все возможности для этого, так как хотел выделиться из толпы и стать уникальным. Он лишь играл лишнего человека, но раскаялся только в финале, когда упустил настоящую любовь.
Не менее наигранным выглядит образ лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашему времени». Григорий как будто постоянно рисуется перед самим собой, когда ведет дневник. При всем призрении к обществу ему очень важно, что о нем подумают, как его оценят. Начиная описание Кисловодска, герой подробно останавливается на том, как и кто на него посмотрел, что выражали их лица. Поэтому он так часто претворяется даже наедине с собой, чтобы произвести впечатление. Ярким примером служит его отношение к Вере: он любит ее, но отталкивает, так как серьезные чувства не вписываются в его нарисованный образ. Когда она уезжает навсегда, он загоняет лошадь до смерти и рыдает, ведь не хочет терять ее. А ведь все это время он даже дневнику не доверил всю серьезность этих эмоций, сам от себя скрывал их. Почему? Они бы упростили жизнь, так заботливо усложнённую для читателей дневника. Григорий счастлив быть «топором в руках судьбы», он получает удовольствие от своей исключительности, ему скучно жить как все, поэтому он намеренно идет наперекор обществу и его идеалам.
Мы можем сделать вывод, что «умные ненужности» появляются из-за своего же желания порисоваться перед окружением, из-за стремления к уникальности. Лишние люди хотят привлечь к себе внимание своей отчужденностью от общества, они жаждут признания в этой роли изгоя, недооцененного толпой, но попадают в зависимость от этой игры и теряют в итоге больше, чем приобретают.
Вариант 2
(467 слов) Почему появляются лишние люди? Этот вопрос не давал покоя многим авторам, которые анализировали данное явление на протяжении целых столетий. Из их наблюдений можно сделать один вывод: каждый человек, не сумевший найти себя и самореализоваться в обществе, либо опережал свое время, либо был отстающим. И те, и другие примеры мы можем найти в книгах.
Человека, который перегнал своих современников, изобразил И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Нигилист имел передовые взгляды, которые не могли прижиться в том мире, где он их проповедовал. Для Базарова время еще не пришло. Например, когда он провозглашал превосходство науки над искусством, его соотечественники не могли понять этого, потому что находились на иной стадии развития. Евгений, говоря о научном прогрессе, предрекал индустриальную и промышленную революции, которые наступят лишь в 20 веке и позволят решить многие проблемы, затронутые в искусстве, но не исправленные им. Можно зачитываться поэзией А.С. Пушкина, как делал это Николай Кирсанов, но это никак не отразится на нищете народа, произволе власти, невежестве общества. Зато научные знания и достижения позволили дать людям достойные рабочие места, повысить качество их жизни, организовать всеобщее просвещение, ограничить власть имущих. В этом смысле один адский камень, который мог предотвратить смерть главного героя, гораздо полезнее, чем игра на фортепьяно. Не менее современными и актуальными нам кажутся размышления героя о труде. Пока многие помещики ничего не делали, никак не развивались, Россия не двигалась вперед, застряв в консерватизме и бездействии главного сословия. Необходимость работать, обеспечивать себя понукает человека на пути к самосовершенствованию. Сегодня всем это очевидно, а тогда «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал». Таким образом, герой намного опередил свое время, поэтому и казался лишним.
А вот пример человека, который отстал от своего века, мы видим в романе И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой был одним из последних представителей традиционного русского барства. Все его мечты и помыслы были направлены в прошлое. Идеалом жизни на земле для него было детство в Обломовке: инфантильность, беззаботность, праздность, сон и обильная пища. Именно так проводили свои дни многие провинциальные помещики, в том числе и родители Ильи Ильича, чей пример являлся для него образцово-показательным. Все прогрессивные веяния и достижения были глубоко чужды Обломову. Он даже книг не читал, а просто лежал в постели. Герой искренне отрицал необходимость службы, работы и труда для развития личности. «Ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?» — вопрошал друг Ильи Ильича, Штольц. А она была похожа на барскую праздность в глуши, которую так полюбили его родители. Илья Ильич не смог применить свои способности, не достиг целей, не самоутвердился в обществе, потому что безнадежно отстал от своего времени, был реликтом прошедшей эпохи.
Мы можем сделать вывод, что люди лишние не в пространстве, а во времени. Причина их ненужности заключается в том, что они опередили современников, или же сильно отстали от них. И те, и другие герои не находят места в эпохе, которая давит на них своими жесткими рамками и условиями.