Аргументы на тему: Почему люди не понимают друг друга? (для итогового сочинения)

Многомудрый Литрекон собрал для тебя подборку аргументов из литературы по теме «Почему люди не понимают друг друга?». Этот материал пригодится для написания итогового сочинения или эссе в ЕГЭ по русскому языку. Однако для начала необходимо разобраться в том, что вообще представляет из себя данная тема. Самый распространённый вариант раскрытия этой темы – как проблемы отцов и детей. Ведь чаще всего люди не понимают друг друга в силу разницы мировоззрений, а она возникает у представителей разных поколений. Большинство (но не все) примеров из литературы, которые Многомудрый Литрекон собрал для Вас, ориентированы в основном именно на этот тезис.

  1. «Отцы и дети» И.С. Тургенев. Проблему непонимания наиболее ярко отразил Иван Сергеевич Тургенев в своём романе «Отцы и дети». В книге читатель видит столкновение двух поколений. Старшее представлено братьями Кирсановыми – Николаем Николаевичем и Павлом Николаевичем. Младшее – Евгением Базаровым. Кирсановы – консерваторы, аристократы. Они привыкли к комфорту и достатку, их устраивает знатное положение дворян, они не желают менять что-либо в укладе общественной жизни или в целом государстве. Иных взглядов придерживается нигилист Евгений Базаров. Он — человек трудолюбивый, привыкший работать. У него нет большого наследства, привилегированного положения в обществе и каких-либо причин для гордости за свое происхождение. Даже скудный заработок врача требует постоянных усилий. Это объясняет, почему он считает, что народу нужны изменения: они нужны в первую очередь лично ему. Не имея никаких наследных преимуществ и богатств, он отрицает всё, что только можно отрицать, – старые устои, традиции, авторитеты, привычки, правила, убеждения и многое другое. Почему? Потому что все эти установки лишь укрепляют тот порядок вещей, при котором Базаровы не смогут блаженствовать на свете. «Сытый голодного не разумеет» — в этой пословице выражена причина непонимания между Кирсановыми и Базаровым. Вечная и всегда актуальная проблема вражды в обществе становится острее, когда в государстве намечаются реформы, и разные поколения примыкают к тем или иным политическим лагерям.
  2. «Горе от ума» А.С. Грибоедов. Яркий пример ситуации, когда люди не понимают друг друга, можно найти в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Александр Андреевич Чацкий – главный герой и представитель «века нынешнего». Он явно противопоставлен фамусовскому обществу – то есть консервативному кругу, который придерживается старых, традиционных взглядов на государственное устройство и общественную жизнь. Основной оппонент А.А. Чацкого – сам Павел Афанасьевич Фамусов, представитель «века минувшего». Взгляды двух поколений крайне отличны друг от друга. П.А. Фамусов уважает высокие чины и считает, что хорошую должность можно добиться услужливым поведением, лестью, взятками и другими бесчестными путями. Знатность человека – один из главных показателей для отца Софьи. В свою очередь А.А. Чацкому принадлежит знаменитая фраза: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». То есть герой не принимает лести, обмана, гонки за чинами. По его мнению, важно быть достойным человеком – поистине благородным, честным, справедливым, достойным, образованным. Неслучайно произведение названо именно «Горе от ума». Александр Андреевич «слишком» умён для того светского общества, в котором оказался. Герой видит все пороки этих людей, ему смешно и тошно наблюдать за ними – а тем более дружить с ними. Он не привык притворяться и имитировать хорошее отношение к кому-либо. Таким образом, люди не понимают друг друга, во-первых, из-за разницы поколений («век нынешний» и «век минувший» – разные ценности в обществе в разные периоды), а во-вторых, из-за степени образованности и воспитания. А.А. Чацкий обладает блистательным умом и прекрасно воспитан. Он придерживается высоких нравственных ориентиров. Всего этого нельзя сказать про представителей фамусовского общества, которые говорят на «помеси французского с нижегородским» и хотят сжечь все книги.
  3. «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Пример, когда уровень образования мешает людям понимать друг друга, можно найти в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Софья – замечательная молодая девушка, умная, образованная, воспитанная. Она явно выделяется в доме госпожи Простаковой, которая чересчур сильно опекает своего сына Митрофана. Юноша вырос ленивым, глуповатым, изнеженным. Он не хочет учиться и ни к чему не стремится. Если Софья росла в заботе и любви, но её воспитывали самостоятельной и ответственной девушкой, а также прививали верные нравственные ориентиры, то Митрофана окружали чрезмерной опекой, так что его личность не сформировалась, и юноша остался ленивым и несамостоятельным. Конечно же, Софья не желает выходить замуж за такого недоросля. Они не находят общего языка. Простаковы привыкли врать и льстить тому, кто богаче, и тиранить тех, кто беднее. Софья и её дядюшка Стародум живут честно, по совести – мужчина даже покинул службу при дворе, пожелав зарабатывать деньги честным путём, пускай и трудным, и уехал в Сибирь. Таким образом, степень образованности, воспитание и жизненный опыт влияют на понимание людьми друг друга: если эти параметры сильно отличаются, то собеседники не смогут наладить контакт.
  4. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Пример явного непонимания встречается в повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Спустя много лет после последней встречи, Максим Максимыч, наконец, вновь встречает своего давнего товарища – Григория Александровича Печорина. Но к удивлению первого, тот холодно здоровается с ним и спешно уезжает. Максим Максимыч действительно скучал по коллеге, с которым когда-то служил: вместе они пережили немало приключений, и Максим Максимыч нередко выручал своего молодого приятеля. Именно он заботился о похищенной Печориным девушке и отчасти прикрывал его авантюру от начальства. Так почему же Григорий, обязанный товарищу многим, не пожелал проявить хоть толику благодарности? Дело в том, что у этих героев крайне разные характеры, отношение к жизни и людям, а также опыт. Максим Максимыч – добрый, душевный, он бережно относится к окружающим людям. Он нашёл своё предназначение в жизни, но так и не завел семью, поэтому считал сослуживцев родными людьми. Григорий Александрович Печорин не таков. Недаром именно он является главным героем романа, а также «лишний человеком» в литературе. Он умён, богат, молод, знатен и мог бы многого добиться. Но он так и не нашёл свой смысл бытия, жизнь ему опостылела, все занятия и развлечения наскучили, он стал ощущать себя лишь «топором в руках судьбы», который рушит судьбы окружающих людей и причиняет им боль. Из-за этого Григорий ни с кем не может сблизиться. Таким образом, полярно разные судьбы и характеры героев (Максима Максимыча и Григория Александровича Печорина) создают непонимание в их общении, которое в итоге и вовсе пропадает.
  5. «Гроза» А.Н. Островский. Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» – это произведение, в котором можно найти не один пример того, как люди не понимают друг друга. Например, отношения Вари и Катерины Девушки вовсе не ссорятся друг с другом, их непонимание не вызывает никакого личного конфликта. Но читателю явно видно, что у девушек разные взгляды на жизнь и мнение о различных жизненных явлениях, например, о деспотизме купчихи Кабановой. Катерина – мечтательная натура, она верит в лучшее, она отчаянно ищет выход. Варвара же — натура приземлённая, мечтания подруги ей чужды. Вспоминается диалог девушек – на вопрос Катерины «Отчего люди не летают?», Варя удивлённо отвечает: «Я не понимаю, что ты говоришь». Она не просто надеется на то, что впереди жизнь будет лучше и где-то там ждёт счастье, она живёт здесь и сейчас, вернее, выживает, как может, – хитростью и обманом сбегает на свидания к возлюбленному, скрывая это от матери. Катерине чуждо притворство, она не рассматривает обман как выход, как решение проблемы. Варвара же регулярно лжёт матери, чтобы встречаться и проводить время со своим возлюбленным. Таким образом, иногда люди не понимают друг друга в силу разного воспитания, мировоззрения и жизненного опыта. Однако это непонимание и абсолютное расхождение во взглядах далеко не всегда приводит к конфликту между этими людьми или к какой-либо проблеме.
  6. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев. Ещё одна причина, по которой люди не понимают друг друга, – это разные сословия. А это значит очень многое. Разные сословия – это расхождения в уровне жизни, удобствах и комфорте, быту и достатке, судьбе и мировоззрении, целях и смысле жизни. Одним из наиболее ярких эпизодов является тот, где главный герой (и по совместительству рассказчик) заходит в крестьянскую избу. Ее убранство гораздо беднее, чем у помещиков. Тут даже в окнах вместо стёкол – бычьи пузыри. Также крестьяне не едят сахара – такого дорогого продукта нет на их столе. Помещику очень трудно, а чаще всего невозможно понять такую жизнь. А потому у крестьянина и дворянина разные ценности и цели. Первый стремится побольше поработать где-нибудь в поле, чтобы прокормить семью и себя самого, чтобы не остаться без куска хлеба и не подвергнуться наказанию. Второй же подчас праздно проводит время, находит удовольствие в светских мероприятиях или отдыхе на природе, ездит на охоту по собственному желанию и для собственной услады. О том, что приготовить на ужин, за него думает повар. О том, чтобы платье и обувь были чистыми – портной и слуги. За дорогу отвечает кучер. Таким образом, люди не понимают друг друга, потому что с детства оказываются в разных сообществах и с разными жизненными ориентирами и возможностями. В большей степени это, конечно, касается тех эпох, когда в государствах еще господствовало сословное деление. Однако сейчас, например, жители деревень и столиц, например, могут также ощутить некоторое недопонимание.
  7. «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь. Разные жизненные приоритеты нередко становятся причиной, по которой люди не понимают друг друга. В произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» конфликт разгорелся между Тарасом Бульбой и его младшим сыном Андрием. Молодой человек влюбился в польскую девушку еще в Киеве, когда учился. Потом он увидел ее в осажденном городе, когда ее служанка позвала его на помощь барышне, которая умирала от голода. Андрий полюбил её настолько сильно, что решился предать родину ради этого союза двух сердец. Отец юноши придерживался иных взглядов и принципов – для него защита родины стояла на первом месте. Тарас Бульба даже убивает своего сына, произнеся свои знаменитые слова: «Я тебя породил, я и убью!». Трудно судить, кто прав и кто виноват в этой истории. Однако одно можно сказать наверняка – у этих героев были разные приоритеты в жизни. Андрий больше всего на свете дорожил любовью, в то время как Тарас Бульба – родиной, её защитой, своими казацкими принципами. Это стало причиной их недопонимания или даже полного непонимания друг друга, что переросло в серьёзный конфликт.
  8. «Обломов» И.А. Гончаров. Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» – Илья Ильич Обломов. Больше всего на свете он любит проводить время дома, редко вылезает из своего любимого домашнего халата, почти не читает книг. Ему не нравится посещать светские мероприятия, активный образ жизни ему также чужд. Жены и детей у Обломова тоже нет. Илья Ильич не привык к труду, ведь он с детства был окружён заботой и любовью, для него многое делали слуги. Главному герою противопоставлен другой персонаж – его друг и товарищ Андрей Иванович Штольц. Для него «образ, содержание, стихия и цель жизни» заключаются в труде. К деятельному времяпрепровождению герой приучен с детства, он так воспитан. Отец отправил его в столицу без поддержки, чтобы он сам пробивал себе дорогу. Несмотря на то, что Обломов и Штольц — хорошие друзья, они всё же не до конца понимают друг друга. И попытки Андрея Ивановича помочь товарищу измениться, найти смысл жизни и стать более счастливым не увенчались успехом. Илья Ильич просто не осознает, зачем всё это нужно. Таким образом, люди не понимают друг друга, потому что выросли и были воспитаны в разных условиях, а потому у них сформировались разные ценности в жизни. Однако далеко не всегда это становится помехой для настоящей и крепкой дружбы – главное, суметь оценить достоинства друг друга и осознать, что недостатки и достоинства есть у всех.
  9. «Вишнёвый сад» А.П. Чехов. Пример того, как люди не понимают друг друга, можно найти в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Любовь Андреевна Раневская провела детство в имении с вишнёвым садом, она любит это место всем сердцем, с ним связано множество тёплых воспоминаний из её жизни. То же самое касается и её брата – Леонида Андреевича Гаева. Однако другого мнения придерживается купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Он уверен, что и дом, и сад нужно продать или сдать в аренду под дачи – так можно заработать приличную сумму и исправить положение Раневской и Гаева, ведь дворяне потратили большую часть своих денег. Любовь Андреевна пять лет прожила во Франции, а Леонид Андреевич спустил состояние на леденцы. Таким образом, в данном литературном произведении читатель вновь встречает яркую иллюстрацию того, что люди разных сословий, которые имеют за плечами разный жизненный опыт, часто не понимают друг друга. Так случилось с Раневской и Лопахиным. Первая – дворянка, прожила в достатке, привязалась к вишнёвому саду и дому всей душой, её беззаботное детство прошло именно тут. Второй – сын крепостного крестьянина, привык к труду, к делу, достаточно умён и расчётлив, смотрит на вишнёвый сад (как и на многие предметы в целом) с практической точки зрения. Его можно выгодно продать на торгах и исправить бедственной денежное положение Раневской и Гаева, которые потратили почти всё своё богатство. Примечательно, что основная идея пьесы – изобразить то, как постепенно дворянское сословие уходит с исторической арены, и приходит новое – купечество. Одна эпоха противопоставлена другой: золотое время дворянства было праздным, инфантильным и духовно богатым, а расцвет купечества — практичным, деловым и духовно ограниченным. Поэтому представители этих сословий не могут понять друг друга.
  10. «Слово о полку Игореве» . «Слово о полку Игореве» – это древнерусское литературное произведение, созданное неизвестным нам автором. Однако мысли и идеи, в нём изложенные, актуальны и по сей день. Более того, в нём читатель находит пример того, как люди друг друга не понимают. Порой такое происходит потому, что одна из сторон ослеплена собственными эгоистичными желаниями и стремлениями. Так случилось с князей Игорем. Ему так сильно хотелось получить славу и почести за военный подвиг, что он отправился в поход против неприятеля в одиночку со своим полком, не предупредив всех остальных князей, кроме Всеволода. В итоге герой попал в плен к врагу и спровоцировал эскалацию конфликта с половцами. Оказывается, князь киевский общими усилиями заключил мир с кочевниками, а Игорь своими необдуманными действиями его нарушил и подверг опасности все остальные земли Руси. В данном произведении не понимают друг друга князь Игорь и князь Святослав. Первый ослеплён своим эгоистичным стремлением к собственной славе. Второй мудро рассуждает и понимает, что главная задача – победить неприятеля и защитить родину, а это сделать эффективнее всего сообща, вместе. Причина недопонимания — разница в возрасте. Игорь молод и горяч, он жаждет показать себя, а Святослав имеет за плечами более солидный жизненный опыт и думает не о своей славе, а о нуждах государства. Именно поэтому молодой князь пошел в атаку, не спрашивая мнения более опытного человека.

Автор: Мария Сербина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *