Итоговое сочинение по роману «Война и мир» (3 варианта)
Роман-эпопея «Война и мир» идеально подходит для подготовки к итоговому сочинению, потому что в одной этой книге содержатся почти все аргументы для раскрытия популярных тем. Здесь Вы найдете темы и примеры итогового сочинения по этому произведению Л.Н. Толстого. Приятного просвещения!
Семейные ценности
Семью укрепляют ценности взаимопонимания, доверия и поддержки. Когда каждый в доме чувствует себя услышанным и понятым, создается пространство для открытых и искренних отношений. Важно также умение принимать друг друга со всеми недостатками и оказывать помощь в трудные моменты — это создает чувство защищенности и единства. Доверие является основой крепких связей, когда каждый знает, что может полагаться на близких, даже в самых сложных ситуациях. Именно такие примеры описываются в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир«.
Так, семья Ростовых олицетворяет ценности, которые укрепляют семейные узы: любовь, преданность и взаимопомощь. Несмотря на финансовые трудности и жизненные испытания, Ростовы остаются сплоченными, поддерживая друг друга в моменты утрат и радостей. Например, всем запоминается эпизод, когда отец, услышав о баснословном проигрыше сына, соглашается выплатить всю сумму, несмотря на то, что Ростовы переживают не лучшие времена. В горе Николай смог положиться на своих близких. Особенно важной ценностью является забота друг о друге — герои всегда ставят семью на первое место. Например, после смерти Пети Наташа вложила все свои силы, чтобы поддержать мать. Любовь к близким и готовность жертвовать ради них делают их семью по-настоящему сильной, что помогает им переживать жизненные катастрофы с достоинством и верой в лучшее.
Семья Болконских воплощает другие, но не менее важные ценности. Среди них дисциплина, уважение к традициям и сила духа. Князь Николай Андреевич, глава семьи, воспитывает детей в строгости, передавая им чувство долга, честь и приверженность высоким идеалам. Например, когда отец провожает единственного сына на войну, он говорит, что ему будет больно его потерять, но если Андрей проявит трусость, ему будет стыдно, а это гораздо хуже. Ценности Болконского-старшего, хоть и кажутся жесткими, формируют прочный внутренний стержень у Андрея и Марьи, что помогает им справляться с трудностями. Благодаря отцовской закалке Марья становится моральным авторитетом в своей семье и во многом направляет своего мужа. Эти примеры говорят о том, что уважение и сила воли укрепляют семью, помогая ее членам не только сохранять внутреннюю целостность, но и оставаться верными своим принципам даже в самые тяжелые времена.
Таким образом, семейные ценности, среди которых взаимовыручка, доверие, понимание, забота, помогают людям обрести в этих узах надежный тыл и психологическую защиту от внешнего мира. А уважение к старшим, сила духа, дисциплина и чувство долга позволяют родителям заложить основы нравственности в воспитании детей.
Мудрая родительская любовь
Мудрая родительская любовь — это сочетание заботы и свободы, когда родители помогают детям идти по жизни, но не пытаются полностью контролировать их путь. Это чувство, которое поддерживает, но не ограничивает, учит самостоятельности, но всегда может подставить плечо в трудную минуту. Мудрые родители понимают, что их дети — это отдельные личности, со своими мечтами и стремлениями, и потому они дают им право на собственные ошибки, оставаясь при этом надежным тылом и источником безусловной поддержки. Убедиться в этом нам позволяют примеры из романа-эпопеи «Война и мир».
Мудрая родительская любовь в семье Болконских, особенно на примере отношений старого князя Николая Болконского и его сына Андрея, заключается в строгом, но заботливом воспитании, где любовь проявляется не в нежности, а в требовательности и высоких ожиданиях. К примеру, Болконский-старший не стал возобновлять старые связи и пытаться двигать наследника по служебной лестнице. Он просил Кутузова о беспристрастной оценке деятельности Андрея, но не хотел определять его на «теплое» место, хотя имел все возможности. Князь стремится воспитать наследника сильным и самостоятельным, хотя его суровость могла ранить. Однако за этим фасадом скрывается глубокая привязанность и желание видеть своего сына достойным и мудрым, что в итоге закладывает в его характер стойкость и преданность, особенно в моменты жизненных испытаний. Андрей стал тем, кем его хотел в итоге видеть отец: умным, сильным и верным офицером, способным продвигаться по жизни без чьей-либо протекции.
Не менее мудра родительская любовь в семье Ростовых. Она выражается в их искренней заботе, теплых семейных узах и поддержке даже в самых трудных ситуациях. Ростовы воспитывают своих детей с любовью, позволяя им проявлять индивидуальность, но всегда направляют их своими советами и поддержкой. Например, когда к Наташе начинают свататься и проявлять внимание мужчины, мать всегда выслушивает мнение дочери и соотносит с ним свою линию поведения. Никто не принуждал Наташу к браку или отказу от него, родные всегда принимали ее выбор. Однако они помешали ей сбежать с Анатолем и испортить себе всю жизнь. В этом выражается твердость родительской любви, ведь иногда интересы ребенка требуют суровости и строгости. Но исключительная забота героев видна в том, что Ростовы всегда готовы пожертвовать всем ради счастья своих детей. Например, чтобы выдать Веру замуж, граф не поскупился на большое приданое, хотя семья была в долгах. Эти примеры говорят о том, что мудрое отношение к детям требует мягкости, и строгости, понимания индивидуальности и бескомпромиссности в вопросах безопасности. Это сложная наука, которая не всем по плечу.
Таким образом, мудрая родительская любовь заключается, прежде всего, в самоограничении во имя интересов ребенка. Мать и отец должны проявить твердость и даже жесткость, когда это необходимо, ведь гиперопека и желание оградить детей от сложностей жизни лишь навредят им. В то же время важно демонстрировать понимание и заботиться о том, чтобы наследники чувствовали себя психологически комфортно в семье. Это сложный баланс противоположностей, которому учатся все время.
Как отличить ложный патриотизм от настоящего?
Ложный патриотизм проявляется в показных жестах и громких речах, не подкрепленных действиями или искренней заботой о благе страны, тогда как настоящий патриотизм выражается в тихих, но значимых поступках, когда человек, без лишних слов готов жертвовать собой ради родины, заботиться о людях и окружающей среде. Настоящая любовь к Отечеству основана на ответственности, а не на желании показать себя, и проявляется в стремлении улучшать общество и защищать его ценности. Об этом нам напоминает роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир«.
Так, в книге ложный патриотизм проявляется в поведении Жеркова, который в своих громких словах о любви к родине лишь подчеркивает свою корысть и эгоизм, желая прославиться на фоне военных конфликтов. Адъютант стремится держаться поближе к штабу и служит только ради материальных выгод и чинов. Поэтому в час опасности он трусит и не предупреждает батарею Тушина об отступлении. Он так и не доезжает до позиций, испугавшись взрывов и пуль. В отличие от него, простой и скромный капитан Тушин олицетворяет истинный патриотизм, основанный на самоотверженности и искреннем желании помочь. Тушин, не щадя себя, продолжает рискованный бой, проявляя заботу о них и о будущем своей страны. Лишь благодаря усилиям его батареи сражение удалось выиграть. Настоящий патриотизм, как показано на примере Тушиных, заключается не в словах, а в действиях, когда любовь к родине становится движущей силой в трудные времена.
Обратимся к еще одному примеру из книги. Ложный патриотизм воплощает Федор Долохов, который участвует в войне не ради защиты своей страны, а для личной выгоды и славы, охотясь на врагов как на очередную авантюру. На поле брани он проявляет ненужную жестокость и бахвалится успехами. Для него война — экстремальное развлечение и способ сделать карьеру. В противоположность ему автор создает образ Тихона Щербатого, который с достоинством и смирением защищает родной край, не ожидая наград и не требуя признания. Простому крестьянину не дадут ни званий, ни наград, но Тихон борется не за это. Ему нужно освободить свой дом, спасти людей. Таким образом, истинный патриотизм заключается не в стремлении к личной выгоде, а в готовности отдать себя ради благополучия своей земли и народа, что и делает Тихона Щербатого ярким примером настоящей любви к родине.
Подведем итоги: ложный патриотизм легко отличить от истинного по двум критериям — действию и мотивации. Тот, кто готов на подвиг и самоотречение во имя спасения страны, точно любит ее, в то время как отказ от ответственности за будущее Родины — это верный признак отсутствия искреннего участия в ее судьбе. Но не менее важны причины храбрых поступков: если человек хочет славы и продвижения по службе, то в его поведении нет любви, разве что эгоизм. А вот если он не преследует личных целей, его ведет настоящее чувство, которое заслуживает уважения.