Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…

(499 слов) Известному чеховскому герою принадлежит дискуссионная фраза: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Я не согласен с этой концепцией, ведь благотворительность не должна быть принудительной. Она исходит от чистого сердца того, кто сам счел нужным помочь. А если людей заставлять делать это, то получится лишь налог на счастье, лишенный справедливости. Ведь если мы чего-то достигли, то лишь ценой своих усилий, и делиться не обязаны. Иначе выгоднее будет просить, чем работать, а хлеб сам себя не посеет. Все эти выводы позволяет сделать отечественная литература.

Похожую проблематику мы встречаем в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников стоял за дверью ростовщицы не с молоточком, а с топориком. Но руководила им та же концепция: много бедных и несчастных нуждаются, значит, богатые должны их обеспечить. Алена Ивановна честно заработала свой капитал и родилась без серебряной ложки во рту. Начав едва ли не с нуля, она создала бизнес, с которого платила налоги, шедшие наверняка на все богоугодные заведения для нищих. Чего же еще нужно? По мнению Родиона, отдать все и не жить вовсе. Он убил и ограбил женщину просто потому, что она богата, а он — нет. Но ведь успех ей принес труд, разрешенный законом! Кто мешает Родиону работать? Но он живет за счет матери и сестры, потому имеет много времени для праздных дум. Этот пример позволяет сделать вывод, что несчастные зачастую сами виноваты в своем положении и не имеют морального права чего-то требовать от тех, кто, в отличие от некоторых, трудится, а не сидит сложа руки. Все будут недовольными, если перестанут зарабатывать деньги и возьмут в руки молоточки в поисках тех, кто якобы должен их содержать. В этом посыле нет справедливости.

Однако это вовсе не означает, что в мире нет места благотворительности. Но она должна быть добровольной и осознанной, как в следующем примере. В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» показана трагедия трудолюбивой и честной семьи, переживающей временный кризис. Мерцалов потерял работу из-за болезни и не мог ничего найти, пока его близкие отчаянно нуждались в еде и лекарствах. Его историю узнал профессор Пирогов, случайный прохожий. Он проникся сочувствием к человеку, который старался, но пока не мог обеспечить родных. И он решил помочь им бескорыстно и без всякого молоточка. Он осмотрел больную дочь Мерцалова, выписал лекарства и оставил крупную сумму денег на первое время. Этот поступок поставил персонажей на ноги. Вскоре Мерцалов нашел работу и сам мог заботиться о семье. А Пирогов даже не оставил своего имени для благодарности — она не была ему нужна. Этот пример говорит о том, что довольный жизнью человек и сам поможет нуждающимся, если сочтет это необходимым. Мы должны представить этот выбор ему, ведь речь идет о его деньгах и времени.

Таким образом, стук молотка будет лишь раздражать людей и превращать благотворительность в налог, обоснованный лишь нуждой бедняков, но не законом и правом. Пусть люди сами решают, когда и кому им помочь, а все те, кто претендует на эту помощь, работают сами и рассчитывают на себя, тогда их нищета не станет поводом для паразитизма и жалости к себе.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *