Сочинение: Можно ли добиться добра при помощи жестокости?
(474 слова) К сожалению, люди часто заблуждаются, говоря, что цель оправдывает средства. По их мнению, ради положительного результата можно делать какие угодно поступки. К примеру, добиться добра, применяя насилие. Но это весьма опасный миф, провоцирующий возникновение множества проблем. На практике жестокость порождает лишь новое зло, так как мы привыкаем к ней, видя ее в роли средства, и потом уже применяем повсеместно. Поэтому я считаю, что нельзя идти к благой цели по кривой дорожке, пользуясь агрессией и грубой силой. Чтобы подтвердить свою позицию, приведу аргументы из литературы.
В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» изображена Гражданская война, в ходе которой все стороны упорно спасали Россию и вели ее к светлому будущему, но ценой невероятной жестокости. Красные выступали против угнетения народа, против царя, буржуазии и церкви, ратовали за равенство и братство, за прекращение войны с Германией и за справедливое распределение государственных благ. Но при этом читатель видит лишь кровавые последствия красного террора, неравную борьбу с женщинами и детьми, а также отвратительное поведение воинов, готовых на все ради своей победы. Та же картина и у Белого движения, но там на первый план выходят корыстные мотивы военной элиты, загребающей жар руками рядовых бойцов и отстаивающей только свое привилегированное положение. Однако свои карательные экспедиции идеологи антибольшевистской коалиции тоже мотивировали перспективой всенародного счастья, и многие были искренни в своих убеждениях. Но добились ли все эти люди добра своей жестокостью? Нет. В финале мы видим лишь бесконечные выяснения отношений победителей и побежденных, и никакого светлого будущего так и не наступило, потому что зло порождает лишь зло в ответ, и ничего иного миру оно дать не может.
Если в глобальных масштабах жестокость бесполезна, может, в частных случаях подойдет? Нет. Подтверждение этому можно найти в романе М. Булгакова «Белая Гвардия». Полковник Най-Турс получает известие о надвигающихся со всех сторон бандах Петлюры, которые грозят захватить город. Но гетман сбежал, оставив людей на произвол судьбы, и оборонять местность некому. Все, чем располагает военный, это десяток офицеров и горстка юнкеров, совсем еще мальчишек. Не с этими силами нужно останавливать Петлюру, и тщетность сопротивления становится очевидной. Это будет даже не борьба, а побоище. И тогда мужчина решает на свой страх и риск распустить юнцов, дать им шанс спастись и уцелеть. Перед битвой он приказывает юнкерам снять знаки отличия и бежать. Сам он становится жертвой нападавших петлюровцев. Най-Турс вовремя осознал, что город не будет спасен ценой таких жертв, это все равно, что разорить его самостоятельно. Жестоко и несправедливо отправлять мальчишек под пули, ведь люди – это и есть главное богатство города, то, ради чего стоит сражаться. Не земля важна, а те, кто на ней живут, и их истребление точно не даст хороших плодов. Насилие может породить лишь насилие, и добра от него ждать бессмысленно.
Таким образом, жестокость не может быть средством для достижения благих целей, она неизменно провоцирует возникновение новых конфликтных ситуаций и порождает круговорот зла в человеческих взаимоотношениях. Добро может быть следствием того же добра, но никак не насилия или агрессии.