Итоговое сочинение: Можно ли быть справедливым, не будучи человечным?

(468 слов) Справедливость не может быть жестокой, ведь она всегда опирается на моральные каноны поведения. Поэтому невозможно поступать правильно, не будучи человечным. Иначе видимость справедливости даст людям оправдание противоправных и ужасных злодеяний, что подтверждается многочисленными литературными примерами.

Вспомним повесть В. Быкова «Сотников». Оккупанты нашли в доме у мирной жительницы партизан. Они объявляли населению, что подобное укрывательство будет караться казнью. И теперь Демчиха стала обвиняемой в военно-полевом суде, который скор на решения. Полицаи и нацисты были уверены, что смертный приговор справедлив, ведь женщина знала, на что шла. Идет война, и не до нежностей. Участь героини должна была стать назиданием для других. Но разве мы можем оправдать эту казнь здравым смыслом воинов? Нет. Во-первых, человеческая жизнь священна и неприкосновенна, что бы там ни решили политики, организовавшие борьбу народов. Во-вторых, у Демчихи остались маленькие дети, и они были обречены на смерть, хотя вообще не были виноваты. В-третьих, героиня укрывала не преступников, а своих бойцов, ведь она не могла им не сочувствовать. И отказ, кстати, сделал бы ее жертвой мести партизан и даже односельчан. У нее просто не было выбора. Все эти доводы понятны только тому, что воспитал в себе человечность. А без нее можно казнить любого, прикрываясь целесообразностью этой расправы. Справедливость в этом случае сводится к банальному расчету личной выгоды.

Конечно, сегодня мы понимаем, что все действия нацистов на нашей земле были несправедливыми и противоправными. Но ведь и у наших соотечественников справедливость нередко становилась оправданием для травли, жестокости, бесправия. Обратимся к повести В. Распутина «Живи и помни». Андрей воевал уже 4 года, был полон усталости и отчаяния. Ему отказали в заслуженном отпуске после ранения, и это внесло в его настроение еще больше мрачных красок. Воюя рядом с домом, он решился на побег. В ту пору за дезертирство была положена смертная казнь. И за недонесение тоже. Поэтому о своем присутствии Андрей решился сказать только жене Настене. Она стала кормить мужа и всячески помогать ему выжить в охотничьем домике. Однако вскоре люди заподозрили неладное. Они уже знали, что Андрей сбежал с фронта, и его искали. Настя оказалась под подозрением. За ней начали следить, на нее давили со всех сторон. В финале несчастная женщина была вынуждена покончить с собой, чтобы не привести погоню к мужу. Этот пример показывает, что люди, которые довели Настю до суицида, хоть и руководствовались справедливыми мотивами, все же совершили неправильный поступок, потому что не имели человечности. Нельзя превращать человека в загнанного зверя, что бы он ни совершил. А Настя лишь выручала мужа, она не могла поступить иначе. Наказание было неоправданно суровым.

Таким образом, справедливость неотделима от человечности. Нельзя выносить приговоры, не посовещавшись с совестью и моралью. Важно признать и понять, что человек — это мерило всего, что для него создано, поэтому нельзя вырывать у него око за око, нельзя сеять жестокость в ответ на жестокость, иначе мы так и будем жить во зле. Справедливость должна быть гуманной и антропоцентричной.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *