Итоговое сочинение: Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?

(444 слова) Верность себе очень легко перепутать с консерватизмом и узколобостью. Как же отличить одно от другого? Разделить эти понятия помогает степень сознательности личности. Если человек может внятно и обстоятельно объяснить свою позицию, то он верен себе. Если же он цепляется за клише, повторяет за всеми или просто стремится к выгоде, защищая какую-то идею, то он относится к другим категориям. Рассмотрим примеры из литературы, чтобы лучше разобраться в этом.

Так, в книге А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой, дворянин и офицер, отказывается предать свои убеждения и выступить на стороне Пугачева — мятежника, идущего против короны. Вряд ли кто-то назовет Петра консерватором, не видящим справедливости революционного порыва народа. Во-первых, бунт не приносит ничего, кроме жертв с обеих сторон, а во-вторых, Гринев и сам был очень лоялен к своему крепостному слуге и даже слушал его советы. Не получает Гринев и выгоды от своего отказа, напротив, его хотят казнить из-за того, что он не признает власти Пугачева. Значит, им руководит что-то другое. Об этом он чистосердечно рассказал Емельяну. Петр не мог пойти против своего происхождения, против семьи и своего слова. Он уже поклялся в верности императрице, и грош цена его клятве, если он перейдет на сторону бунтовщиков. Сам же Пугачев не сможет довериться ему. Эти доводы справедливы и логичны. Емельян понял и принял позицию своего врага. В этом примере имеет место быть именно верность своим принципам, а не консерватизм.

Совсем другую ситуацию мы видим в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Аркадий не может защитить свою позицию и все время повторяет слова Базарова, ссылаясь на его авторитет и на его достижения. В споре с дядей не Аркадий, а Евгений приводит доводы и аргументы в защиту нигилизма. Аркадий либо отмалчивается, либо твердит заученные уроки Базарова. Из его уст пропаганда нигилизма звучит фальшиво, потому что он не подтверждает слова делом. Пока Евгений работает и развивает науку, Аркадий «сибаритствует» и не вкладывает свои силы в развитие общества, которое его так не устраивает. На деле Кирсанов-младший не считает природу «мастерской», а человека «работником». Он наслаждается ее красотой и гуляет по аллеям, думая о прекрасном. Аркадий с готовностью оправдывает и защищает главного оппонента Базарова, который открыто выступает против его идей. Наконец, Кирсанов-младший и вовсе отказывается от этого мировоззрения, когда отдаляется от Евгения. Именно влияние Базарова заставляло Аркадия спорить с родственниками и провозглашать азы нигилизма в родовом поместье. Сам он не был верен себе и своим принципам, потому что приобрел личные убеждения только в финале романа. 

Таким образом, люди, которые верны себе, всегда могут объяснить суть своего мировоззрения и привести аргументы в его пользу. Если же человек копирует чужие идеи, выступает за них из-за выгоды или просто не хочет думать и меняться к лучшему, то он никак не может претендовать на звание того, кто предан себе. 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector