Итоговое сочинение: Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
(511 слов) Многие люди задаются вопросом, какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия? Далеко не все гости, приезжающие вместе с экскурсиями, могут понять, что эти комнаты, заставленные витринами и шкафами, могут передать нашу мудрость потомкам. Они, как и мы, приедут и увидят быт и нравы прошлого, узнают, как мы жили, к чему стремились, о чем говорили. Сквозь поколения мы вместе с ними построим мост, по которому сможем переправлять самое ценное, что сделали для мира. Об этих функциях музеев писали многие авторы, к произведениям которых мы обратимся за примерами.
Так, Е. Замятин в романе «Мы» общество отказывается от наследия прошлого и идет к совершенству новым путем, который подсказала абсолютная диктатура. Весь новый мир находится под жестким контролем Благодетеля и его тайной полиции. Героев антиутопии сложно назвать людьми: у них нет имен, семей, чувств, собственности. Они лишены индивидуальности и всех человеческих прав. Государство само решает, что лучше для горожан, и ограничивает их от всех радостей: даже попытка воспитать собственного ребенка является преступлением. Все дети развивались не в семье, а в специальном учреждении. Каждому из них присваивались нумер и род занятий, после чего они занимали свое место в обществе, которое главный герой сравнивает с положением шестеренки или винтика в одном механизме. Однако даже тирану не удается лишить своих подданных души. Центром идейного сопротивления Благодетелю становится именно музей — «Древний Дом». Там сохранились неопровержимые доказательства того, что предки жили лучше строителей Интеграла. Там люди оживали и находили силы бороться с пропагандой диктатуры. Историческое наследие вдохновляло их отстаивать права, украденные Благодетелем. А ведь если бы ни музей, ни его неприкосновенный статус, никто бы не сберег того опыта, от которого отказалась официальная власть. Мудрость предков передавалась посетителям «Древнего дома», который смог защитить ее от времени.
Музеи позволяют нам сохранить не только быт и нравы прошлых поколений людей, но и память об их подвигах. Это доказывает пример из романа Б. Васильева «В списках не значился». Главный герой попал на войну совсем еще молодым человеком. Он даже не успел отметиться в реестре Брестской крепости, ведь почти сразу же после его приезда начался штурм. Противник превосходил защитников силой, численностью, вооружением, поэтому его налет оказался губительным. Однако советская армия не сдавалась и упорно сопротивлялась врагу. Каждая пядь белорусской земли доставалась ему с трудом. Николай Плужников храбро отстаивал свою крепость и продержался дольше остальных солдат. Даже когда объект был захвачен, Николай прятался в руинах и нападал на оккупантов ночью, став их кошмаром. Он в одиночку сумел посеять страх среди бойцов Вермахта. Враги даже отдали ему честь перед казнью, ведь были потрясены его мужеством. О подвиге Плужникова и его однополчан нам рассказывают не списки, в которых Николай даже не успел отметиться, а музей в Брестской крепости. В эпилоге автор сообщает о том, что все события из жизни этого защитника Отечества сохранились в месте, ради которого он погиб. Доблесть солдата будет вознаграждена нашей памятью о ней, которую воплотил в себе мемориальный комплекс в Беларуси.
Таким образом, музеи сохраняют историческое наследие человечества. Их стены защищают от времени не только произведения искусства и важнейшие документальные источники, но и память о мировоззрении, достижениях, быте наших предков. Благодаря им мы можем проследить эволюционный путь человечества и научиться мудрости у предшественников.