Итоговое сочинение: Какие произведения становятся классическими?

(406 слов) В мире уже миллиарды книг, но какие-то забываются со временем на пыльных полках, а какие-то остаются бессмертной классикой. Какой критерий отличает одни от других? На мой взгляд, главный из них — художественная ценность. Уже совсем не актуальны реалии книги древнегреческого автора Апулея «Золотой осел», но она так интересно написана, так богата сюжетными поворотами, что ее до сих пор издают, хотя с момента ее написания прошло больше десяти веков. Чтобы описать этот критерий точнее, приведу более развернутые примеры.

Большинство людей знает роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Изначально книга не была издана, так как содержание не проходило в узкие идеологические рамки советской цензуры. Однако теперь эта книга издается на правах бестселлера. В чем причина? А дело в том, что пока многие коллеги Булгакова по перу, подобно Латунскому и Берлиозу, работали по шаблону ради премий и подмосковной дачи, ничем не выделяясь на фоне серой пропагандистской методички, Михаил Афанасьевич сотворил самобытное произведение, наполненное модернистскими приемами и сложными подтекстами. Мы видим нелинейный сюжет, многослойную проблематику, интересных и живых героев без классового деления. Писатель издевается над советским строем, его интеллигентный, но не беззубый юмор нравится читателю, знающему историю. Вот за счет чего роман «Мастер и Маргарита» повторил судьбу произведения Мастера: стал рукописью, которая не сгорела.

Обратим внимание на другого автора приблизительного того же времени — А.А. Фадеева. Известно, что писатель занимал видные политические посты и гнул линию партии в искусстве. Фадееву многие оппозиционные авторы обязаны своим арестом: письма, написанные ему лично, «чудесным образом» оказывались в НКВД и становились почвой для уголовных дел. Публичные обличения А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко тоже прошли под его эгидой. Подобный подход был применен им и в творчестве. Известно, что роман «Молодая гвардия» изначально был художественным произведением, которое возвеличило подвиг обычных ребят, восставших против оккупантов. Однако Иосиф Сталин лично потребовал внести правки в готовую работу: важно было выставить на первом плане заслуги партии, а не ее «винтиков». Фадеев послушно переписал роман, и новая версия во многом проигрывала старой. Сейчас топорная пропаганда бросается в глаза и затмевает подвиг героев. Поэтому роман А.А. Фадеева классикой не стал, о нем мало кто вспоминает по своей инициативе. А сам автор совершил самоубийство на фоне раскаяния:

«Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками» — писал он своему другу.

Таким образом, книги, написанные под копирку ради наживы или признания, никогда не станут классикой. А вот самобытные и яркие произведения с новаторскими приемами и авторской индивидуальностью никогда не покинут полок библиотек. Их мы читаем с удовольствием, несмотря на то, что времена, описанные там, канули в лету.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *