Итоговое сочинение: Как наука влияет на мировоззрение человека?
(473 слова) С каждым годом темпы развития цивилизации ускоряются, поэтому многие люди в наше время задаются вопросом: «Как научные знания влияют на мировоззрение человека?». Ответ выражается в закономерности: чем больше мы знаем о мире, тем объективнее судим о нем, тем больше хотим познать, тем меньше опираемся на опыт прошлого, ведь все меняется ежечасно. Более подробные описания этих изменений можно увидеть в художественной литературе.
Чем больше люди узнавали, тем лучше они относились к тем, кто двигает человечество вперед. Проследить эти изменения помогают произведения разных эпох. Сперва рассмотрим книгу 1881 года — сказ «Левша» Н.С. Лескова. Автор пишет не о своем времени, а о прошлом, когда страной правил Александр I. Тогда в России ценилось только происхождение. На таланты и ум никто внимания не обращал, поэтому наша страна во многом уступала европейским государствам. Именно поэтому император восхитился работой английских мастеров, но не знал, что тульские умельцы могут делать не менее потрясающие вещи. Это говорит о том, что власти не уделяли внимания и не выделяли финансирования на науку и технику. Левша и его коллеги жили в нищете и невежестве. То, что они чему-то научились, само по себе является чудом. Но как к этому чуду относятся представители высших сфер власти? Казак Платов бьет Левшу, оскорбляет его и не извиняется, когда выясняет правду. О народ можно вытирать ноги — таков менталитет правящей элиты. Да и сами простые люди не ценят свои достижения и продолжают пресмыкаться перед господами. Даже перед смертью Левша пытается принести пользу Родине и рассказать о премудрости англичан, но его никто не слушает. Уход за оружием остается на прежнем уровне. Именно поэтому Россия несет огромные потери в Крымской войне. Это говорит о мировоззрении наших далеких предков: они недооценивали ум и талант, зато переоценивали происхождение и богатство.
Совершенно другую картину мы видим в 1925 году, когда Россия становилась СССР. М.А. Булгаков в рассказе «Собачье сердце» описал жизнь исследователя и медика Преображенского. Филипп Филиппович жил в огромной (по современным меркам) квартире, имел слуг и достаточно денег для удовлетворения всех своих потребностей. У него был высокий статус в обществе, поэтому даже во время революции его не тронули и не лишили имущества. Вся партийная верхушка терпеливо выстаивала в очереди на прием. О мастерстве этого хирурга ходили легенды, подкрепленные потрясающими результатами операций. Преображенский выступал в университетах, его осаждали журналисты. О его успехе в искусственном создании человека люди говорили с гордостью и придыханием. Конечно, не все могли оценить масштаб его личности. Швондер и другие воинствующие пролетарии выступали против него, потому что не могли понять важности научного прогресса. Но ведь они оказались в меньшинстве, и власть их не поддержала. Большинство людей осознавало важность работы Преображенского, поэтому он получил свои привилегии заслуженно. Это говорит об изменении мировоззрения наших предков: теперь они правильно расставили приоритеты и по достоинству оценили научные достижения.
Таким образом, научные знания влияют на формирование мировоззрения человека, ведь благодаря им мы выбираемся из тьмы невежества и осознаем необходимость прогресса. Мы становимся умнее, объективнее, трудолюбивее, а также избавляемся от предрассудков.