Итоговое сочинение: Как человеку стать личностью?
(445 слов) Понятие «личность» отображает социальную природу человека и его индивидуальное начало, которое раскрывается в отношениях с другими людьми. Поэтому вполне логично будет сделать вывод, что индивид переходит на эту ступень, когда налаживает контакты с окружением и внешним миром. Эту закономерность подтверждают многочисленные примеры из литературы.
Тему становления человека поднимал в своем творчестве А.С. Пушкин. Так, в произведении «Капитанская дочка» главный герой на наших глазах взрослеет и становится полноценной личностью. В самом начале книги он был всего лишь недорослем, праздно и бестолково проживающим отрочество в ожидании бесшабашной столичной юности. Его развитие было весьма посредственным, потому что его социальные контакты были сильно ограничены. Родители, гувернер и крепостные дети — вот и весь круг общения. Но отец Петра понял, что эта среда не способствует личностному росту сына, и отправил его в отдаленную часть, где ему пришлось расширить и укрепить свои связи с внешним миром: повидать народ, оценить обстановку самостоятельно и найти свое место в обществе. Так и произошло. Петр познакомился с разными людьми своего круга и узнал многих представителей других сословий. Герой адаптировался в глубинке и новом окружении. Он столкнулся с социальными катаклизмами и стал их участником. Наконец, он нашел любовь и смог взять на себя ответственность за нее. Все эти метаморфозы помогли Петру Гриневу стать настоящей личностью. Он разнообразил контакты с социумом и благодаря этому раскрыл свой потенциал.
Формирование личности интересовало и Л.Н. Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор описал становление Пьера Безухова. Детство, отрочество и юность герой провел в замкнутой среде, ограниченной наставниками и гувернерами. Он был лишен традиционной семьи и воспитывался вдали от родного отца. Это наложило свой отпечаток на характер юноши: он вырос ведомым, наивным и несамостоятельным человеком, во всем зависимом от бесконечных учителей. Но во взрослом мире вместо преподавателей появились умелые манипуляторы, которые пользовались непрактичностью и слабоволием Безухова. В начале романа он производил впечатление большого ребенка, который легко уступал, даже если не хотел что-либо делать. Умный и начитанный герой в общении с людьми был невеждой. Но он смог стать полноценной личностью, когда прошел через огонь, воду и медные трубы социальной адаптации. Он наладил контакт с обществом и узнал русский народ, который многому его научил. Пьер все больше и больше общался с людьми, не гнушаясь диалогами с Платоном Каратаевым и другими выходцами их простонародья. Поэтому он смог обогатить свой внутренний мир свежими впечатлениями и открытиями. В финале перед нами уже не ведомый и слабый человек, а лидер тайного общества с осознанной гражданской позицией и большим влиянием. В становлении ему помогли многочисленные контакты с окружающим миром.
Таким образом, человек становится личностью, когда раскрывает свою индивидуальность в общении с окружением и познает себя в сравнении с другими. Контакт с внешним миром дает ему пищу для развития ума и источник нового опыта. Все это необходимо для личностного роста.