Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
(479 слов) Искусство — это то, что делает мир ярче и прекраснее. Оно учит нас различать прекрасное и ужасное. Произведение отражает внутренний мир творца, а также раскрывает и наполняет души тех, кто созерцает творения мастеров. Но не только эстетическую функцию призваны нести работы виртуозов. Они помогают нам различать добро и зло, то есть несут в себе высший нравственный смысл, который вносит ясность в оценку мира. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из книг.
Недаром в знаменитой поэме А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери » звучит фраза: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». И фраза эта подкрепляется примером в финале произведения. Сальери, взрослый товарищ молодого гениального композитора, тоже пишет музыку. Но его произведения не несут той лёгкости, изящества, того следа гениальности, истинного призвания, что заключает в себе мелодия Моцарта. Сальери — истинный ремесленник, трудяга от искусства. Каждое его творение достается ему с большим трудом, старанием. Его коллега и не думает трудиться. Он слышит музыку извне, будто сам Бог диктует ему эти прекрасные мотивы. Из зависти к чудесному таланту композитор убивает своего молодого друга. Тем самым пожилой музыкант словно признает, что он не гений, а злодей. Доброта и одарённость Моцарта далеки от завистливого, злобного Сальери. И это буквальный пример того, что искусство является средством для того, чтобы различить злое и доброе. Талант не приживется в жестокой натуре, он найдет для себя безупречно чистого и высоконравственного медиума, способного донести до людей высший смысл творчества.
На примере рассказа Гаршина «Художники» можно провести несколько иную, но схожую параллель. Здесь проходит конфликт между «чистым искусством » и «искусством социального служения». Художники Дедов и Рябинин — друзья. Нельзя сказать, что кто-то из них злой и завистливый человек. Между персонажами конфликта нет. Но есть разлад между двумя видами живописи. Рябинин, ознакомившись с деятельностью так называемых глухарей, проникся тяготами их трудового поприща. Он решает изобразить портрет глухаря, лицо которого подернуто страданием, болью, и несёт отпечаток несчастной участи. Но Дедов не одобряет дела приятеля: «Зачем множить безобразное?». Но портрет глухаря — это не уродство, это отражение реальной жизни. И вот как раз она, эта суровая реальность, играет злую шутку с Рябининым. Написав полотно, продав его на аукционе, он заболевает. Негативная энергия этой работы нанесла удар художнику, но лишь в его интерпретации, жуткой и отталкивающей, дело глухаря, которое все вокруг считали нормой, предстало тем, чем оно и было – злом в чистом виде. Труд в таких условиях – это геноцид над личностью, которая обречена на потерю слуха. Только искусство дало нам понять, что данный вид деятельности – издевательство над человеческой природой, значит, оно в состоянии влиять на нашу оценку добра и зла. Его трактовка вносит ясность в наши представления.
Таким образом, искусство может помочь человеку правильно оценить то, что он видит и чувствует. Оно проливает свет на добро и зло, подчеркивая главные аспекты тех или иных явлений, которые мы не замечаем, окидывая данность обывательским взглядом. Кроме того, творчество не дается тем, кто жесток и равнодушен к судьбам мира сего. Это тоже важный факт, который помогает нам при случае сделать верные выводы.