«И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок?» Как бы Вы ответили на этот вопрос героя М.Ю. Лермонтова?

(351 слово) Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов был фаталистом и считал, что наша жизнь во многом предопределена свыше. Если согласиться с ним, возникает вопрос: зачем тогда человеку дана воля? Очевидно противоречие: если личность обладает свободой, то никакой судьбы у нее нет; если не обладает, то и о воле говорить не приходится, равно как и о рассудке, ведь за нас все уже решено, а процесс выбора — иллюзия. Значит, либо рока нет, либо мы не властны над своим настоящим и будущим. Мою точку зрения подтверждают литературные примеры.

В фантастическом романе Айзека Азимова «Конец вечности» описывается могущественная организация, которая управляет временем и может перемещать своих сотрудников в любом веке. Они внедряются в определенную эпоху и вершат судьбы мира. Это означает, что в каком-то смысле будущее предопределено для тех, кто является куклами в управляемом мире. Однако бунт одного работника ставит на карту все существование хранителей времени и обнажает истину: пытаясь лишить человечество свободы воли, вмешиваясь в его судьбу, «вечные» разрушают мир, в котором живут, в том числе и свою организацию. Ведь люди не могут развиваться и гармонично существовать в условиях, заданных свыше. Лишь свободный выбор гарантирует человечеству возможность идти вперед. Он никак не сочетается с концепцией предопределения.

В другой книге того же автора («Академия на краю гибели») описывается конфликт двух влиятельных структур, каждая из которых считает, что управляет миром. Герои верят в авторитет науки под названием «Психоистория», согласно которой можно прогнозировать будущее в мельчайших подробностях. Однако даже великий ученый Гэри Сэлдон не мог предугадать появления третьей силы, которая оказалась более могущественной и совершенной. Удивительно, но даже великая Гея, которая могла брать под контроль разум людей, отказалась от понятия «судьбы». Лишь свободная воля человека определила сценарий развития цивилизации. И все герои, от принятия решений которых зависело будущее, приняли это за аксиому. Ведь персонажи понимали, что идея рока несостоятельна. Свобода выбора движет миром, поэтому никому не дано предугадать его путь. И только так мы можем применить рассудок и волю.

Таким образом, фатализм несовместим с концепцией свободной воли. Человеку не нужны ни воля, ни рассудок, если за него уже все решено. Свобода выбора подразумевает вариативность будущего. Поэтому люди не могут взвалить бремя ответственности на судьбу, им остается нести его самостоятельно.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *