Сочинение: Что такое духовное сиротство?
(522 слова) У большинства людей, которые интересуются вопросами духовной жизни, есть наставники – те, кого даже зовут духовными отцами. Это, например, священники, организаторы тренингов и занятий такого профиля, старшие товарищи на службе или в кругу друзей, которые способны оказать психологическую и моральную поддержку. Но бывает и так, что человек одинок в своей жажде очищения и развития, что его некому направить и просветить. Это явление называют «духовным сиротством». Чтобы дополнить свою трактовку данного понятия, приведу примеры из литературы.
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов мечтал сделать мир вокруг лучше, а себя – полезнее для общества. Благодаря наследству он обрел новые возможности для самореализации и не хотел проживать капитал, растрачивая потенциал впустую, как большинство его знакомых. Его цели были куда выше и сложнее, он и сам толком не понимал всех своих стремлений и желаний. В его кругу не нашлось единомышленников, дворяне лишь прожигали жизнь и наслаждались пламенем. На деньги Пьера быстро нашлись претенденты, и он на короткое время запутался в их силках. Но потом он взялся за ум и начал пробовать одно благое дело за другим, и ничего у него не выходило, пока судьба не столкнула его с масонами. Он увлекся их идеями и гордился могуществом организации. Они пытались направить Безухова, но и данная деятельность не принесла герою тех плодов, которых он желал. Все было мелко, несерьезно. Лишь на войне он смог встретить настоящего духовного наставника – Платона Каратаева. Этот простой человек изменил мировоззрение графа, заставил переосмыслить свою жизнь. Так, духовные поиски Пьера закончились, он перестал быть одиноким искателем неизвестно чего. Однако до встречи с Каратаевым в судьбе Безухова вяло тёк период, когда подобный авторитет отсутствовал, и были лишь метания, неопределенности и вопросы без ответов. Такое состояние именуется «духовным сиротством».
Другой пример можно увидеть в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников переживал внутренний кризис, возникший на почве личных переживаний и нездорового увлечения ницшеанством. Молодой человек решил, что он относится к великим людям, которые вершат судьбы мира. Чтобы это проверить, он убил Алену Ивановну и ее беременную сестру. По его логике, сверхчеловек крови не боится, но сам он поник и не выдержал мук совести. Все это время он отчаянно метался, страдал и искал того, кто мог бы понять это состояние. Отсюда и безумные статьи, и диалоги в трактирах. Родион просто был одинок и не понят, а потому заблудился в теориях. Распутать клубок помогла Соня Мармеладова, ставшая своеобразной наставницей для Раскольникова. Она сразу поняла, что ее знакомый живет интенсивной духовной жизнью, что он не может найти того пастыря, который смог бы ответить на его вопросы. И девушка убедила убийцу раскаяться в содеянном и обратиться к Богу. В эпилоге читатель видит обновленного и просветленного Родиона, который ищет наставления и прощения в Библии. Значить, на протяжении всего романа герой страдал от духовного сиротства, выражающегося в отсутствии ценностей и морально-нравственных ориентиров, в растерянности и бегстве от реальности в силки сомнительных теорий и лжепророков.
Таким образом, духовное сиротство – это одиночество в поиске истины, когда человек запутывается в вопросах и хитросплетениях мысли, когда он не в силах отыскать свое место и предназначение в мире. Как правило, таким людям не хватает опытных и бескорыстных наставников, которые могут пролить свет на их жизнь, указать на праведный путь и избавить их от одиночества.