Человек в мире природы: покоритель или сотворец?
(402 слова) Природа несоизмеримо больше и сильнее человека, потому что является его праматерью и источником всех его жизненных благ. Покорить ее полностью невозможно в силу объективных физических законов, которым подчинено все живое. Но люди могут попытаться творить вместе с ней и выступать в роли созидателей. Именно эта линия поведения соответствует нашим глубинным потребностям, что доказывают многочисленные литературные примеры.
Обратимся к повести А.И. Куприна «Олеся«. Автор представил две точки зрения на роль человека в природе. Первую представляют жители Полесья. Они хотят подчинить себе окружающий мир. Герои охотятся, засевают все больше земель, вырубают деревья, отнимая у леса то, что он копил столетиями. Взамен они не дают ничего, даже не хотят лучше изучить свою среду, за что расплачиваются довольно дорого. Их посевы уничтожаются градом. Люди теряют ориентацию в лесу, далеко не все из них возвращаются домой живыми. Выходит, что покорить стихию не получается, несмотря на все старания. Но есть и другая точка зрения, которую представляют Олеся и ее бабушка. Героини живут в гармонии с природой, извлекают мудрость из близости с нею. Они относятся к ресурсам бережно, с умом. Они помогают животным, подкармливают и лечат их, собирают травы, но столько, сколько им нужно, без излишком и перепотребления. Поэтому у них всего вдоволь, контакт с цивилизацией они свели к минимуму. Их стратегия в долгосрочной перспективе более эффективна.
Еще один убедительный пример представил А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница«. Главная героиня стала учительницей в отдаленном селе Хошутово, где местные жители вели неравную борьбу со стихией. В этой местности царил один лишь песок. Там ничего не росло, не было воды, поэтому обитатели пустыни бедствовали и никакими науками не интересовались. Мария решила переделать школьную программу и подстроить ее под нужды селян. В результате ей и ее слушателям удалось достичь первых побед — заселить бесплодную землю устойчивыми растительными культурами, что помогло решить проблему с топливом и водой. Но успех творцов привлек покорителей: кочевники из других мест все срубили и украли. Они думали, что могут черпать из лона природы все, что там нашлось, и ничего не давать взамен. Они и не предполагали, сколько знаний и труда вложено в эти чахлые деревца. Этот пример показывает, что покоритель безответственно относится к ресурсам, поэтому разрушает все на своем пути. А творец готов созидать и восстанавливать баланс, поэтому его стратегия результативна.
Таким образом, человек в мире природы — это сотворец, а не покоритель. Во-первых, потому, что подчинить окружающий мир невозможно, не уничтожив его основ. Во-вторых, из-за того, что ресурсы конечны и ограничены, их необходимо пополнять, а для этого нужно созидание.