431. В чём драматизм поединка между гордостью и смирением?

Драматизм поединка между гордостью и смирением заключается в том, что оба этих качества определяют мировоззрение людей, а значит, от них зависят наши поступки. Выбор одного или другого отношения к жизни меняет судьбы, поэтому нам так интересно наблюдать за героями, которые мечутся между одним и другим качеством.

Пример борьбы гордости и смирения можно привести из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрей и Марья Болконские – брат и сестра, но, несмотря на кровное родство, их характеры совершенно разные. Князь Андрей – гордый и самоуверенный молодой человек, Марья же – скромная и тихая девушка, которая смиряется со своей судьбой. Борьба гордости и смирения здесь выражается в отношении брата и сестры к их отцу. Они оба, безусловно, уважали и любили старого князя, но сын мог не согласиться с отцом в чем-то, в открытую признаться, что их мнения расходятся. Николай Болконский не понимает чувств сына к Наташе Ростовой и говорит, что благословит его на брак лишь спустя пару лет. Князь Андрей соглашается и на какое-то время уезжает заграницу. Он мог бы смириться: согласиться с отцом и оставить Наташу, но чувство гордости и умение любить не позволили ему сделать этого. Марья же, в отличие от брата, смиряется с тяжелым характером старого князя, слушается его во всем. Поэтому на протяжении всего произведения она живет с отцом, и лишь в конце обретает счастье – выходит замуж за Николая. В этом поединке гордости и смирения нет победителя, но за ним интересно наблюдать, ведь среди героев нет правых и виноватых: каждый из них выбирает свой жребий и свое чувство — гордость или смирение. Все неоднозначно, поэтому читатель долго ломает голову, как он поступил бы на месте того или иного персонажа? В этих вопросах без ответа авторы и видят драматизм, украшающий любое произведение.

Вспомним также роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Героиня произведения – Соня Мармеладова – добрая и милая девушка. Ее отец – пьяница, он тратит все деньги на алкоголь и, несмотря на то, что мужчина осознает весь трагизм своего положения, он не пытается исправить ситуацию. Чтобы помочь семье, Соня соглашается на предложение оформить желтый билет. Она жертвует собой, своим телом, ради своей семьи: мачехи, сводных братьев и сестер и пьяницы-отца. В этом поединке между смирением и гордостью героине пришлось сделать выбор в пользу смирения. Конечно, общество, узнав о ее занятии, станет осуждать ее. Чрезмерная гордость не позволила бы Соне жертвовать собой для неблагополучной семьи. Так как девушка очень верующая, ей самой не нравится то, чем она занимается. Но ради близких людей героиня готова переступить через свою гордость, смириться с таким положением. В этом произведении драматизм поединка между девичьей гордостью и христианским смирением очевиден: героиня мечется между положительными качествами, а выбрать может только одно, и на кону остается жизнь ее семьи. Такой конфликт интригует читателя и создает особый драматический эффект.

Таким образом, поединок смирения и гордости — это замечательная основа для конфликта в литературном произведении, потому что выбор неочевиден. Человек выбирает не между добром и злом, а между положительными чертами своей натуры, так что читатель не может не сопереживать ему. Он переносит дилемму на себя и невольно становится участником действия.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector