425. Почему гордые люди часто бывают несчастными?
Гордые люди часто бывают несчастными, потому что окружающие видят в их поведении высокомерие, и оно их отталкивает. Избирательность в общении они считают заносчивостью, а нормальную самооценку — предвзятостью. Поэтому гордецам сложно наладить личную жизнь и построить карьеру. Это подтверждается многочисленными литературными примерами.
О гордом одиночестве писал Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы». Второстепенный персонаж книги, молчальник Ферапонт, жил при монастыре и придерживался строжайшей аскезы. Он носил вериги, ел только хлеб и пил только воду в течение многих лет. Он игнорировал монастырский устав и молчал месяцами, ни с кем не вступая в разговор. Со стороны могло показаться, что Ферапонт — смиренный человек, который добровольно воздерживался от мирских соблазнов, чтобы всего себя отдавать молитве. Однако истинный мотив молчальника раскрылся в момент смерти старца Зосимы. Он был рад тому, что труп «засмердел» раньше времени, и примчался, чтобы упрекнуть всю братию за отсутствие надлежащей веры. Он устроил скандал перед гробом, но в последних словах своих простосердечно проговорился, что ему завидно и обидно из-за тех почестей, которые достаются старцу, но не полагаются священнослужителю его звания. Получается, что Ферапонт затворился от мира из гордости, потому что мир его не заслуживает и к тому же недооценивает. Это и есть гордое одиночество, которое служит прибежищем для тщеславных и высокомерных людей. Ферапонт так и остался несчастным человеком, потому что мир не принял его из-за заносчивости и зависти.
Другой пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Евгений был горд и самоуверен, поэтому отрицал многие человеческие ценности, в том числе и любовь. Поэтому он был очень поражен, когда в его сердце вторглась женщина, равных которой он не встречал. Анна поразила его своей красотой и умом. Однако он отчаянно боролся с собой и не хотел смиряться с владычеством любви. Он всячески боролся с ней и все же уступил, но признание окончательно лишило его надежды на взаимность. Евгений не захотел мириться с участью друга и поспешил оставить Анну. В своем доме он не находил себе места и страдал, но все же не шел на капитуляцию и боролся с собой. Спесь лишь подточила его изнутри: он заразился и умер, равнодушный к самому себе. Он так и не смог примириться с поражением в любви и пойти дальше. Излишняя гордость сделала его несчастным.
Таким образом, гордость отталкивает людей и затрудняет общение с ними. Многие видят в ней лишь заносчивость, и нередко это наблюдение становится справедливым. Гордецы не могут в нужный момент проявить гибкость и пойти на компромисс, не хотят признать ошибку, даже если она очевидна. В этом и состоят причины их несчастья.