313. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?

Добро и зло — это абстрактные понятия, которым не соответствует ни один предмет. Нет и явления, которое бы они обозначали. Это говорит о том, что они отражают внутренние процессы, происходящие на на виду, а в сердце человеческом. Чтобы пояснить свою мысль, приведу литературные примеры.

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» причины озлобления людей представлены в полной мере. Все они психологические, не видные людям на первый взгляд. Один из главных героев, Федор Павлович, был ожесточенным и неприятным человеком, потому что в молодости не имел капитала и вынужден был угождать знатным и богатым господам, будучи их шутом и приживальщиком. Многолетнее унижение озлобило его, и он стал мстить миру за свою судьбу. Конечно, никто не заметил борьбы в сердце этого героя, но она прослеживается во многих его речах. Другая героиня, Грушенька, была обманута и брошена польским офицером, а затем от безысходности и нищеты стала содержанкой богатого купца. Обида ожесточила ее душу, и она начала отыгрываться на влюбленных в нее мужчинах. Ее поведение — тоже своеобразная месть тем, кто сделал из нее игрушку для любовных забав. Эти примеры говорят о том, что источником озлобления в романе выступает унижение, которое люди жаждут вернуть миру в виде ответного зла. Но что такое унижение? Это внутреннее чувство, которое спровоцировало борьбу между добром и злом в сокровенном внутреннем мире героев. Эти крайности не бегают наяву с рожками или крыльями, как думал монах Ферапонт, они проявляются только в душе каждого из нас.

Еще один интересный пример описал Л.Н. Толстой в романе «Воскресение». Читатель узнает историю тех людей, которые смогли преодолеть зло в своем сердце. Однажды юный дворянин Дмитрий соблазнил воспитанницу своих тетушек Катерину. Он отнесся к этому несерьезно и даже заплатил девушке, мысленно назначая цену ее любви. После его отъезда она забеременела, и сердобольные тетушки выкинули ее из дома, почитая себя оскорбленными. Катерина потеряла ребенка и от безысходности стала проституткой. Но и Дмитрий ничего не добился в жизни: он изнывал от скуки и бессмысленности бытия, понимая, что запутался. Так, две потерявшиеся, погибающие души встречаются вновь. И заново начинают путь духовного возрождения. Дмитрий, осознав, что именно он стал первопричиной нынешнего поведения Катерины, старается помочь ей, готов даже заключить брак. Катерина, попав на каторгу, переосмысливает свою жизнь. Она увидела, что Нехлюдов стал другим, но ей понадобилось время, чтобы заново научиться верить людям. Когда же это произошло, она поняла, что в жизни есть место доброму отношению друг к другу. Она не выходит замуж за Дмитрия, но на каторге обретает свою настоящую любовь – Владимира. Этот человек поможет ей сохранить самое лучшее в себе и найти силы никогда не предавать своей внутренней доброты. Толстой считал невозможным думать о человеке всегда одинаково: ведь сегодня он зол, а завтра жизнь изменила его, и он встал на путь исправления. Но все эти процессы опять же происходят в душе, а не напоказ. Бог и дьявол не сидят на облаке, а борются в сердцах героев.

Таким образом, зло и добро сосуществуют в непрерывном противостоянии внутри нас — там, где решаются главные нравственные вопросы. Душа становится полем битвы каждый раз, когда мы определяемся с жизненными приоритетами. Мы не видим боя, но чувствуем колебания и перебираем самые разные доводы в тайниках сердца и разума. Этот конфликт невидим, но, возможно, более реален, чем все остальное.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector