212. Что мешает доверию между людьми?

Доверие – достаточно хрупкое состояние. Подчас открытый и добрый человек получает в ответ злобу и предательство, поэтому поневоле становится недоверчивым, не может открыться миру. Однако не доверять никому – саморазрушение, без дружеских и романтических отношений жить невозможно. А что же мешает построить его и сохранить? Об этом рассуждали многие писатели. Главная проблема — это вероломство, примеры которого мы так часто наблюдаем в книгах.

Например, М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» рассказал о «лишнем человеке» – Григории Печорине, который не мог сам найти место в жизни и разрушал чужие. В процессе повествования можно заметить намек, что сам Печорин был в молодости обманут в своих лучших чувствах, разочаровался и в дворянском обществе, и в себе. Он закрылся ото всех, ведь «сделался нравственным калекой…». Однако и он поступает также, поэтому о нем говорят: «Да, я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться…». Например, Григорий разбил сердце юной княжны Мэри. Герой влюбил ее в себя ради шутки, она была для него игрушкой, но сама девушка искренне его полюбила. Скорее всего, такое предательство надолго (а может и навсегда) лишит Мэри возможности доверять окружающим мужчинам, и она поневоле будет видеть в них лишь интриганов, которые хотят воспользоваться ею. Вот так одно вероломство породило цепочку новых: герои передают его друг другу, как заразу. Сначала обманули Григория, затем он вернул этот «дар» с лихвой окружающему миру. Мери, Вера, Ундина, Бэла — все они стали жертвами этого контрудара. Одно лишь вероломство уничтожает саму способность доверять людям.

Нередко герои оказываются в таких ужасных обстоятельствах, которые навсегда лишают их возможности доверять людям. Александр Чацкий, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», вернулся из-за границы перерожденным. Там он увидел новое устройство общества, основанное на честности и высших нравственных идеалах. Ему хотелось, чтобы и на Родине можно было продвинуться по заслугам, а не по чинам, не прислуживаться, а служить во благо страны. Однако Чацкий попал в фамусовское общество, где ни у кого не встретил понимания. Даже подруга его юности и возлюбленная Софья изменилась за время его отсутствия. Девушка привыкла к окружающему ее порядку, нашла себе нового поклонника — «муж-мальчик, муж-слуга». Ей стали неприятны насмешки Чацкого над противоречиями фамусовского общества. При этом Александр доверял Софье, разговаривал с ней откровенно, пытался узнать причину ее отчуждения. Но она такой честности не проявила, не сказала напрямую, что охладела к нему, даже распустила слух о безумстве Чацкого. И этот слух с радостью подхватило общество дворян, для которых были непонятны прямота и честность Александра. В финале герой уходит навсегда. Скорее всего, он разочаруется в обществе, и его пыл значительно убавится. Однако он оказался первопроходцем, а значит, в одиночестве. После такого удара со стороны возлюбленной Александр еще не скоро сможет вновь довериться женщине. А может, и вовсе не сможет, ведь вероломство Софьи было очень болезненным.

Утрата доверия происходит, прежде всего, от того, что один из людей честен, а второй что-то скрывает. Вероломство всегда разрушает способность открываться мира, но она со временем восстанавливается. Большинство людей чувствуют фальшь и подвох, учатся отличать правду от лжи. Всегда стоит помнить, что иногда нельзя доверять одному человеку, но никогда это не означает, что все люди такие.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *