Итоговое сочинение: 208. Понимать человека или управлять им?
(347 слов) Сегодня модно позиционировать себя в роли всемогущего управленца, которого все слушают. Однако в реальности контроль надо всеми — это не счастье, а драма человека, неспособного быть любимым и уважаемым без нажима. Нужно понимать окружающих и строить равнозначные отношения. Об этом говорят многочисленные примеры не только из жизни, но и из литературы.
Проблему управления человеком выявил А.Н. Островский в пьесе «Гроза». Кабаниха строго контролирует свою семью, делает из близких марионеток и получает удовольствие от этого доминирования. Но так ли она счастлива на самом деле? Женщина окружена ложью, лицемерием, фальшью. Родная дочь давно скрывает от нее свою двойную жизнь и отдаляется с каждым днем. Единственный сын втайне жаждет избавления от ига матери и проводит свободное время вдали от нее. Катерина, невестка Кабанихи, пытается прямо выразить свое неодобрение, но всегда получает лишь упреки и запреты. Кабаниха и ее заставляет молчать, пытаясь сохранить свою иллюзию. Благодаря контролю за деньгами купчихе удается привязать всех к себе. Но ведь это не искреннее желание детей, а следствие их безысходности. В финале Кабаниха остается совершенно одна, потому что ее власть зиждилась на подчинении без уважения и понимания. Разве этого мы хотим в своей семье?
Совсем другое дело — понимание. В романе И.А. Гончарова «Обломов» мы видим именно такой пример. Штольц-старший учит сына самостоятельности и силе духа, поэтому не контролирует каждый его шаг. Андрей имеет право надолго отлучаться из дома, шалить, открывать для себя новые виды занятий. Первые драки, испытания, ошибки юный мальчик преодолевает сам, поэтому его характер закаляется. И все же родители участвуют в жизни наследника. Мать пытается заинтересовать его музыкой и литературой, преподает ему языки. Отец рассказывает о более точных науках и практических вопросах. С детства ребенок получает возможность подрабатывать и показывать свои умения. Поэтому герой вырос хорошим и успешным человеком, благодарным своей семье. Очевидно, что личность нуждается в понимании, а не в управлении. Оно позволяет сохранить гармонию в отношениях с близкими.
Таким образом, именно понимание является основой межличностных контактов между людьми. Оно необходимо для создания и сохранения любящей семьи. А вот управление разрушает личную жизнь, потому что провоцирует возникновения фальши и лжи, скрытой неудовлетворенности и подавленности. Человек не сможет долго мириться с этим и уйдет.