122. Что может помешать полноценному диалогу людей разных поколений?
Представители разных поколений всегда могут найти общий язык, однако бывает и так, что им мешает нежелание слышать доводы и аргументы друг друга. Видя неуважение и слепое отрицание, другая сторона конфликта тоже закрывается и уходит в себя, не участвуя в конструктивном диалоге. Чтобы точнее описать эту преграду, приведу подходящие литературные примеры.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» столкновение поколений происходит из-за непонимания, обостренного категоричностью героев. Павел Петрович зациклился на том, что было принято в прошлом, и не хочет принимать будущее. Его антагонист, Евгений Базаров, напротив, отвергает весь накопленный человечеством опыт и спешит навязать всему миру новые порядки. Оба человека по-своему правы, но они не желают слушать и слышать другие мнения, поэтому их взгляды доходят до крайности и теряют практическое значение для других поколений. Рудиментами стали и прогрессивный Евгений, и отставший от жизни Павел Петрович.
Вторым аргументом в подтверждение моей позиции может служить произведение А.Н. Островского «Гроза». В этом произведении ярко выражено подавление родителями воли детей. Кабаниха тиранит всех домочадцев, потому что они для нее умолчанию не имеют права голоса из-за возраста и зависимого положения. Поэтому рядом со своей матерью сын безволен, во всём соглашается с ней и не имеет своего мнения. Да и сама Кабаниха не хочет даже слышать Тихона, ибо ей лучше знать, как ему жить. Но в ответ на очевидное унижение герой лишь замалчивает обиду и направляется в увеселительное заведение для того, чтобы запить горе и забыться. Вернувшись, он принимает решения, руководствуясь не своими собственными взглядами, а тем, что ему говорит мать, и от этого страдает его молодая жена, которую свекровь терроризирует упреками и грубыми выходками. Неудивительно, что два поколения не слышат друг друга и не делают ничего, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.
Таким образом, конструктивному диалогу поколений мешает нежелание услышать и понять оппонента. Герои категоричны и упрямы, им не хочется дойти до истины или взаимопонимания, им важно одно – навязать свою правду всему свету. Из-за этого страдают не только семейные, но и общественные отношения.