Сочинение ГВЭ: Воспитание — дело великое, им решается участь человека (для 11 класса)
(418 слов) Известный литературный критик Виссарион Белинский однажды сказал: «Воспитание — дело великое, им решается участь человека». Действительно, человек без этапа становления и обучения так и останется невежественным, ограниченным, инфантильным. Для наиболее полной реализации себя в обществе ему необходимо приобрести жизненный опыт и получить знания и наставления от более мудрых людей. Эту закономерность подтверждают многочисленные примеры.
Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор показал, что участь человека определяет именно воспитание. Петр Гринев получил от отца важные наставления и имел возможность черпать мудрость из общения с ним. Старый дворянин научил сына беречь честь смолоду и служить отечеству на совесть. Поэтому когда судьба подвергла Петра испытаниям, он с честью их выдержал. Он не перешел на сторону Пугачева и был верен присяге, что бы ни случилось. Но совершенно по-другому вел себя Алексей Швабрин, который не получил должного воспитания и был далек от семьи. Алексей при первой же возможности предал своих товарищей и переметнулся на сторону мятежников, чтобы спасти свою жизнь и получить власть в крепости. Он не помог семейству Мироновых, которое приняло его с такой теплотой. Герой даже воспользовался его несчастьем, чтобы приобрести выгоду — шантажировать Марью и вынуждать ее принять его предложение. Поэтому и судьбы у обоих героев были разные: Петр завел крепкую семью и заработал уважение на службе, а Алексей был осужден за измену. Воспитание во многом определило такой исход событий.
Не менее интересный пример мы встречаем в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». В семье Простаковых сына баловала деспотичная и невежественная мать, которая своим примером показывала ему, как надо жить. Простакова грубила слугам и домочадцам, выше всего ценила деньги и положение. Она не желала учиться и развиваться, поэтому с годами ее недостатки лишь усугублялись. Зато сыну она позволяла делать все, что он хочет, поэтому Митрофан вырос неблагодарным, изнеженным и инфантильным невежей. А вот Софья, его дальняя родственница, получила совсем другое воспитание в кругу семьи. Она была смиренной, благонравной, верила в Бога и выше всего ценила родных. Она была умной и доброй девушкой. Этими же свойствами души отличался ее дядя — Стародум. Сразу видно, что в их семье принято развивать нравственные качества и стремиться к духовному росту. Поэтому в финале Простаковы лишаются всего имущества и видят неблагодарность сына, а Софья выходит замуж по любви и обретает счастье. Их судьбы — прямое следствие воспитания.
Таким образом, воспитание определяет участь человека и формирует его будущее. Если он воспитан плохо, то в жизни его не ждет ничего хорошего. Он не сможет приспособиться к миру, где ценятся положительные качества. Если же личность полноценно развивалась и прошла жизненные уроки, то ее путь становится легче и успешнее, ведь все люди тянутся к хорошему.