Пример задания 25 на ЕГЭ по истории по периоду 1359 ─ 1389 (2021 год)

(593 слова) 1359─1389 ─ время правления в Московской Руси князя Дмитрия Ивановича, прозванного в народе Донским. С его именем связана одна из самых главных побед русского оружия ─ Куликовская битва, в которой русское воинство одержало победу над татарами. Тогда русские люди поняли, что татарские ханы никогда больше не будут полновластными хозяевами на Руси. Немаловажное значение имеет и тот факт, что во главе русских дружин стоял именно московский князь. Именно тогда Москва получила неоспоримое моральное право стать гегемоном среди русских княжеств и центром будущего единого государства. Также благодаря Куликовской битве Москва искупила во многом вероломное заискивание перед татарскими ханами своих прежних князей. Возвышение Москвы началось при Иване Калите и его брате Юрии, которые добивались своих целей с помощью интриг, нередко жаловались на своих противников татарским ханам, приводили на Русь татар и вместе с ними грабили соседние княжества.

Отцом Дмитрия был Иван Красный, младший сын Ивана Калиты. Он умер очень молодым. Дмитрий стал великим князем в девять лет. В годы его малолетства Московским княжеством управляли бояре и митрополит Алексий. Возмужав, Дмитрий Иванович проводил независимую политику, чем раздражал ордынских правителей. Так, Москва первой из русских городов была окружена каменной стеной без разрешения из Золотой Орды. Первой со времён установления татаро-монгольского ига стала чеканить собственную монету ─ деньгу. В те времена татарские ханы давали одному из русских князей ханский ярлык ─ право собирать дань со всех русских земель и именоваться «и Владимирским». Владимир тогда оставался номинальной столицей Руси. Князь Дмитрий первым из русских правителей ослушался воли хана и несколько раз силой принуждал отказаться от ярлыка своих могущественных соседей ─ князя Рязанского, князя Тверского и князя Нижегородско-Суздальского. В последнем походе на Тверь в 1375 году под знамёна Москвы встали почти все русские князья. Тверской князь Михаил Александрович запросил мира и признал Дмитрия старшим братом.

Чтобы наказать непокорного правителя Москвы, татарский темник Мамай в 1378 году отправил в поход на Москву тридцатитысячное войско во главе с мурзой Бегичем. Со времён Батыя в таком количестве ордынцы на Русь не ходили. Но рать Бегича была разбита на реке Воже в Рязанском княжестве московско-рязанским войском во главе с Дмитрием. В 1380 году Мамай сам отправился в поход во главе ещё большего воинства. Его союзниками стали Литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег. Дмитрий собрал невиданное по численности для тогдашней Руси войско ─ 150 тысяч. Воинов прислали все русские земли, за исключением Тверского княжества, Новгорода и Пскова. Русские полки перешли Дон и вступили в сражение раньше, чем к Мамаю присоединились Олег и Ягайло. В кровопролитной битве на поле Куликовом Мамай был разгромлен и бежал. Позже он вновь пытался собрать войска для похода на Русь, но был разбит ханом Тохтамышем и бежал в Крым, где был убит «генуэзскими ворами». В 1382 Тохтамыш захватил и сжёг Москву. Дмитрий в то время собирал рать в Костроме. Тохтамыш не решился на сражение с ним и ушёл в Орду. Но после его похода Русь опять была вынуждена платить дань. Но в меньшем размере, чем требовал до Куликовской битвы Мамай.

Таким образом, мечта Дмитрия Донского об освобождении от ига не осуществилась. Собирание земель вокруг Москвы и борьбу с Ордой закончили его потомки. Но Куликовская битва занимает в народной памяти даже более почётное место, чем битва на Угре, после которой Иван III, правнук Дмитрия Донского, окончательно освободил русский народ от тяжкой татарской «опеки». Ведь именно после неё русы окончательно поверили в свои силы. Именно в правление Дмитрия Донского, искусного полководца и тонкого дипломата, на Руси, как писал В. О. Ключевский, «выросли поколения, у которых не было того безотчётного страха перед татарином, какой был у их отцов и дедов. Именно они и вышли на Куликово поле». За свои заслуги пред народом и государством князь Дмитрий Иванович Донской был причислен Русской православной церковью к лику святых.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *