Сочинение ЕГЭ: Почему свобода воспоминаний — чудесная вещь?
(356 слов) Юрий Карлович Олеша, знаменитый советский писатель, в предложенном для анализа тексте поднимает проблему воспоминаний. Его интересует вопрос: «Почему свобода воспоминаний — чудесная вещь?».
Точка зрения автора понятна: человек может унестись в прошлое по дороге воспоминаний по неведомым тропам, непроизвольно, и всегда отыскать в памяти какие-то эпизоды, которые его подсознание считает важнее прочих.
Поясняя свою мысль, автор сначала выдвигает тезис: воспоминания всплывают сами по себе, без участия воли. «Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания…» — пишет он. Люди не знают, почему они останавливаются именно на этих моментах из жизни. Подсознание освещает определенные фрагменты, а нам остается лишь гадать, почему так вышло?
Чтобы подтвердить свой вывод, автор описывает примеры из своей жизни. Вспоминая о детстве, он выхватывает из памяти конкретные образы, запахи, впечатления, но делает это не осознанно, а в случайном порядке, как будто что-то само за него решает, из чего состояли его ранние годы. Например: «Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты» — размышляет он, хотя об этой теме даже не думал. Таким образом, он наглядно показал, как причудливо работает механизм памяти.
Примеры представляют собой причину и следствие: автор описывает, как устроен подбор воспоминаний, затем приводит пример, подтверждающий этот тезис. Выводом из этого текста является то, что свобода памяти — это источник интересных наблюдений за собой, который никак не подделать усилием воли.
Я согласен с автором: механика работы памяти нам неизвестна, мы можем лишь догадываться о том, почему вспоминаем то, а не иное. Но свобода воспоминаний — удивительное благо, потому что она позволяет человеку сохранить свою внутреннюю свободу, даже находясь в физическом плену. Например, в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой, будучи запертым в монастырских стенах, вновь и вновь возвращается в своих мыслях к родному дому, горам, к детским воспоминаниям. Эти образы дают ему силы жить, мечтать о побеге, бороться. «Я мало жил, и жил в плену. / Таких два жизни за одну…» — говорит он, подчеркивая, что воспоминания о кратком, но свободном детстве для него дороже всей остальной жизни. Таким образом, память становится для Мцыри источником душевной силы и символом утраченной, но незабытой свободы.
Таким образом, память предоставляет человеку возможность узнать себя лучше, путешествуя по фрагментам воспоминаний, подобранных его подсознанием.