Сочинение ЕГЭ: Как развивать у ребенка желание учиться?
(363 слова) Как воспитать в ребёнке интерес к учёбе и желание познавать мир? Этим вопросом задаётся педагог В.А. Сухомлинский в анализируемом отрывке. Он показывает: ребёнка нельзя заставить учиться силой, но можно заинтересовать, разбудив в нём внутреннее стремление к знанию через фантазию и доброту.
Так, чтобы вызвать у детей интерес к окружающему миру, автор предлагает особую методику: он рассказывает сказку, одновременно рисуя «фантастические образы». Это увлекает детей и создаёт волшебную атмосферу: «Слушают дети сказку, очарованные волшебным миром, и кажется, что они боятся нарушить тишину, чтобы не рассеялось очарование». Таким образом, педагог использует сказку как ключ к сердцу ребёнка, пробуждая его воображение и стремление задавать вопросы, а значит — к учёбе и познанию.
Особое внимание Сухомлинский уделяет формированию трудолюбия и терпения. После сказки он вручает детям гроздья винограда, предлагая отнести их домой родителям. Эти маленькие ритуалы создают ассоциативную связь между добрым поступком, вниманием к близким и личной ответственностью. «Как только у детей будет достаточно сил, каждый ребёнок заложит свой виноградник» — мечта учителя о будущем, в котором каждый ученик научится творить добро и быть самостоятельным. Автор показывает: личный пример, образное мышление и участие в добрых делах формируют у детей устойчивое стремление к труду и знаниям.
Эти эпизоды дополняют друг друга. Их объединяет одна мысль: путь к обучению лежит не через приказ и контроль, а через воображение, уважение к личности и постепенное раскрытие способностей ребёнка. Подобный подход делает образование не принуждением, а радостью.
Я полностью разделяю точку зрения Сухомлинского. Развивать у ребёнка желание учиться можно через живое общение, искренний интерес к его внутреннему миру и необычные формы подачи материала. Так считает Фазиль Искандер, описывая в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» образ учителя Харлампия Диогеновича. Этот педагог сумел повлиять на мальчика не нравоучениями, а тонким юмором и нестандартным подходом. Вместо упрёков за обман он рассказывает ученику интересную историю и сравнивает его с хитрым Гераклом, будто подшучивая, но в то же время вызывая у него укор совести и стремление стать лучше. В результате юный герой сам начинает стараться, ведь его задело меткая шутка учителя. Таким образом, Искандер показывает: уважение, оригинальность и личностный подход — важнейшие инструменты в воспитании настоящей тяги к знаниям.
Следовательно, чтобы развить в ребёнке любовь к знаниям, нужно не заставлять, а увлекать. Только тогда обучение станет делом души, а не обязанностью.