Сочинение ЕГЭ: Допустима ли ложь во спасение?

(426 слов) Допустима ли ложь во спасение? Именно этот нравственный вопрос ставит перед читателем К.М. Симонов, предлагая задуматься: вправе ли человек скрыть правду, если она способна разрушить другого?

Авторская позиция выражена через поступок главного героя — Серпилина. Он оказывается перед трудным выбором: сказать женщине правду о муже, который проявил малодушие, или же солгать во имя ее душевного покоя и ради памяти сына, который добровольно ушел на фронт. Автор считает, что в некоторых случаях ложь оправдана, если она защищает человека от боли, утраты смысла жизни и способна сохранить в нем веру.

Мнение автора помогает понять встреча Серпилина с вдовой Баранова. Женщина пришла не за официальной информацией, она жаждала услышать слова, которые могли бы сохранить образ мужа достойным в глазах ее и сына. «Сын пошел добровольцем на фронт, мстить за отца. Так за кого же прикажешь ему мстить? За труса?» — с этими словами Серпилин объясняет свою ложь. Он сознательно решает не разрушать образ погибшего и говорит, что Баранов «погиб смертью храбрых». Эта ложь становится актом милосердия, а не предательства правды.

Позиции Серпилина противопоставлена реакция Валентины Егоровны, его жены. Она обвиняет мужа в том, что он соврал, но её возмущение основано на желании видеть мир только в черно-белых тонах: ложь — всегда зло, правда — всегда добро. Однако текст показывает, что в реальности всё сложнее: в некоторых случаях ложь оказывается проявлением заботы и нравственной силы.

Между этими двумя примерами прослеживается противопоставление: внутреннее сочувствие и сострадание Серпилина противопоставлены жесткой и бескомпромиссной позиции его жены. В этом конфликте идей становится очевидной сила доводов Серпилина: он понял, что жизнь сложнее наших представлений о ней, иногда приходится проявлять гибкость, чтобы понять ее лучше.

Я согласен с автором: ложь может быть оправдана, если она сохраняет веру человека в добро, если защищает от разрушения душу, особенно в ситуации горя или утраты. Конечно, не всякая ложь допустима, но бывают исключительные обстоятельства, когда она становится формой нравственного выбора. Так, в пьесе Максима Горького «На дне» подобная тема также раскрыта в образе Луки — старика-странника, который утешает обитателей ночлежки «сладкой ложью». Он говорит Актёру, что в городе есть приют для алкоголиков, убеждает умирающую Анну, что после смерти будет ей легче. Лука считает, что не всегда стоит говорить правду, если она убивает последнюю надежду. Его ложь тоже — ложь во спасение. Правда, в отличие от Серпилина, Лука уходит, не неся ответственности за последствия своих слов, и не каждый герой выдерживает разочарование. Однако Горький поднимает тот же вопрос: может ли ложь быть актом милосердия?

Таким образом, ложь во спасение — это не проявление слабости, а нередко тяжёлый нравственный выбор. Иногда, чтобы сохранить в человеке светлое чувство или веру, нужно поступиться истиной. Главное — понимать, ради чего ты это делаешь.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *