Примеры сочинений 8, 9, 15, 16, 17 на ЕГЭ по литературе (по демоверсии ФИПИ 2020 года)
Многомудрый Литрекон подготовил для Вас примеры выполнения самых сложных заданий на ЕГЭ по русскому языку. Все они являются небольшими сочинениями и раскрывают возможности ученика рассуждать и анализировать литературные произведения. Здесь Вы найдете образец сочинений 8,9, 15, 16 и 17. Все они написаны по заданиям из демоверсии 2020 года (ее можно найти и скачать на ФИПИ).
Сочинение 8
Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А. Н. Островского «Гроза»?
В приведенном фрагменте проявляются отрицательные черты характера Тихона Кабанова.
Во-первых, показана духовная слабость героя. Он беспрекословно подчиняется матери и не может возразить ей, отстоять свою точку зрения. Тихон признает свою бесхарактерность, но не может ничего сделать с этим и продолжает смиряться с самодурством Кабанихи: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».
Во-вторых, автор отмечает двуличие героя. Кабанов говорит матери, что уважает и любит ее, но на самом деле он с трудом выслушивает ее нравоучения. В силу своей трусости Тихон не может сказать Марфе Игнатьевне, что испытывает неприязнь по отношению к ней: «Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!».
Итак, в данном фрагменте проявляется не только слабость характера, но и двуличие Тихона.
Сочинение 9
9. В каких произведениях отечественных писателей отображен конфликт между представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?
Во многих произведениях русских классиков отображен конфликт между представителями разных поколений.
Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров, как и Катерина, один противостоит старшему поколению. Евгений отличается от «отцов» — он горд и независим так же, как и Катерина. Но в отличие от героини пьесы Островского, главный герой романа отрицает проявление чувств, духовную культуру. Девушка же является очень верующей, кроме того, она восхищается природой.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» также изображен конфликт «отцов» и «детей». Чацкого, как и Катерину, не понимают и даже осуждают. Герой комедии так же, как и героиня драмы, одинок, его никто не поддерживает. Однако Александр отличается от Катерины тем, что он готов отстаивать свою точку зрения до конца, он упрям и уверен в себе. Героиня же, не сумев справиться с осуждением общественности, покончила жизнь самоубийством.
Таким образом, многие писатели изображали конфликт разных поколений, но каждый раскрывал его по-своему.
Сочинение 15
15. Как соотносятся между собой начало и конец стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь?»
Начало и конец стихотворения «Сентябрь» тесно связаны между собой.
Так, в первой строфе лирический герой прославляет первый месяц осени. Для него сентябрь – это самое красивое и волшебное время: «Солнечный блеск твой чудесный / С нашей играет рекой». Начало стихотворения пропитано радостью и счастьем.
Во второй же строфе лирический герой понимает, что скоро наступит октябрь. Этот месяц является для него символом грусти и холода: «В бездне таится небесной / Ветер и грусть октября…». Конец произведения передает печаль и тоску из-за наступающей зимы.
Итак, начало и конец стихотворения отличаются друг от друга настроением, которое охватывает лирического героя.
Сочинение 16
16. Какие произведения отечественной поэзии обращены к временам года и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н. М. Рубцова «Сентябрь»?
Многие произведения отечественной поэзии обращены к временам года.
Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Осень», как и в произведении «Сентябрь», показан осенний пейзаж. Лирический герой тоже восхищается этим временем года, любит его. Но, в отличие от лирического субъекта Н. М. Рубцова, пушкинский не видит в природе радости, счастья: «Унылая пора! Очей очарованье…».
В стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» лирический герой так же, как и в «Сентябре», прославляет начало осени, восхищается этим временем. Однако лирический субъект Н. М. Рубцова осознает, что скоро придет зима, им овладевает грусть. Тютчевский же лирический герой наслаждается красотой природы и не ощущает печаль: «Но далеко еще до первых зимних бурь — / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле…».
Таким образом, многие русские поэты затрагивали тему времен года в своих стихотворениях, но каждый раскрывал ее по-своему, отражая во времени года свои чувства и мысли.
Сочинение 17
17.2. В чем заключается сила и слабость базаровского нигилизма?
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев показал образ демократа-разночинца. Писатель вводит в литературу новый тип героя – человека, отрицающего все, что нельзя увидеть, доказать. Базаров – неоднозначный образ. С одной стороны, он сильный и уверенный молодой человек, но с другой – он является и слабым. Рассмотрим, как именно раскрывается его характер на протяжении произведения.
Евгений близок к народу. Он готов работать, помогать людям, сама профессия героя говорит об этом. Нигилизм – то, чем он живет, поэтому он готов отстаивать свою точку зрения до последнего. Молодой человек умен и горд, он не умеет лицемерить и по-настоящему предан своему делу: «Он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними». Окружающие не понимают Базарова, но это не заставляет его поменять свои взгляды. Он упрям и уверен в себе, своих убеждениях, и именно в этом проявляется сила его нигилизма.
Однако Евгений противоречит сам себе. Молодой нигилист отрицает любые чувства, не одобряет отношений, но в то же время влюбляется в Анну Одинцову. Он оказывается безнадежно запутавшимся в своих ощущениях – они его пугают: «Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». Но герой ничего не может с этим поделать, потому что сердце не подчиняется каким-либо теориям. Базаров понял, что нельзя вычеркнуть из жизни эмоции и чувства. Он осознал, что любовь сильнее, чем разум.
Таким образом, сила нигилизма героя проявляется в его самоуверенности в начале романа, но в конце произведения отрицание оказывается слабее чувств.
Автор: Алина Садекова
Прошу прощения, но как задания 9 и 15 могут быть правильными, если в условии написано «сопоставить» произведения, а в ответах чёрным по белому написаны главным образом их различия?
Спасибо за комментарий! Сопоставление в литературе проводится для того, чтобы выявить контраст. Различия говорят об уникальности произведений, а их анализ позволяет раскрыть глубину знаний ученика. При сопоставлении вовсе не обязательно находить и схожие, и отличающиеся черты, если первых, например, нет, или они слишком уж очевидны (типа «перед нами два романа, на страницах два болвана»). Объем ограничен, и нужно писать по существу, поэтому автор выявил только контраст двух произведений, не останавливаясь на общих местах (в прямом и переносном смысле).