Признаки жанра баллады
Баллада является особым жанром в мировой литературе, который зародился еще в средние века в Европе, но принято фиксировать возникновение именно во Франции 13 века. Чаще всего в этом жанре писали поэты, которые пропитывали свое творчество романтическими мотивами, а также трубадуры, распевая небольшие песенки, которые могли чередоваться с танцем. В содержании баллады отражались легенды или сказания, часто из античного мира, позже совмещая в себе народные придания и фольклор.
Содержание:
Определение
Понятие «баллада» включает в себя стихотворение художественной формы, лиро-эпического характера, содержащее драматическое развитие сюжета и повествующее об историческом сюжете или же о мистическом событии в жизни героя. В переводе же с окситанского языка (регион на юге средневековой Франции) слово «balada» происходит от глагола «balar», что означает «плясать» или «танцевать», что подчеркивает изначально музыкальные корни жанра.
Термин «баллада» так же присутствует в музыкальной тематике – в вокальном или инструментальном исполнении. В литературе же баллада представляет из себя стихотворение, состоящее из нескольких строф, которые имеют определенный ритм и звучность, необходимые для интонационного и эмоционального влияния.
Хотя ранее баллада имела свойство хороводной песни, но сформировавшись к 14 веку уже как стихотворная форма, постепенно потеряла музыкальные свойства. Официально же считается, что именно Роберт Бёрнс, шотландский поэт и фольклорист, является создателем баллады именно литературной. Черпая сюжеты для своих работ из народных преданий и песен, он преображал их в стихотворную форму.
Основные черты
Баллада — это лиро-эпический жанр с обязательным наличием драматизма и личным высказыванием. Ощущение рассказчика или лирического героя очень характерны, но также и важна сама структура – строгая рифмовка строфы, а также наличие специфической формы морали. Среди основных жанровых признаков баллады можно выделить следующие:
- Наличие сюжета или диалога, раскрывающего событие.
- Присутствие элемента недосказанности, даже мистики, таинственности происходящего (примером может послужить баллада Жуковского «Светлана», таким приемом создается напряженность в сюжете).
- Пейзаж в балладе отображен по-особенному, он прекрасен, романтичен, передает лирическую сторону сюжета.
- Позиция автора и персонажей произведения переданы лаконично и ясно.
- Ощущается эмоциональная и весьма чувственная передача, все гармонирует в едином страстном порыве.
Примеры
В мировой литературе жанр баллады имеет различные оттенки и свойства, свойственные месту и времени сочинения произведения. Ниже будут представлены примеры авторов, чьи произведения очень показательны для данного жанра.
Франсуа Вийон
Франсуа Вийон — разбойник и плут, но также он был одним из лучших сочинителей баллад не только в 15 веке, но и в истории жанра в целом. Преобладающее число его произведений содержали монолог, где описывались необычные поступки и мысли человека, находящегося по ту сторону закона.
К примеру, отрывок одной из его баллад «Спор меж телом и сердцем»:
«— Кто там стучит? — Я. — Кто ты?
— Сердце я,
Которое живет в груди твоей
И, видя, что без пищи и питья
Ты чахнешь, пса бездомного бедней,
Тебя жалеет что ни год сильней.
— Что я тебе? — Ты вздор несешь страшенны
Ведь мы же нераздельны совершенно.
— Дай мне подумать. Жди. — И долго ль ждать?
— Пока я в возраст не войду степенный.
— Тогда смолкаю я. — А мне плевать.
Показателен портрет самого автора, его стиль и подача, а также наличие конфликта, драмы и эмоциональности. Форма подачи – диалог, характерный для баллад.
Генрих Гейне
Баллады авторов Германии и Англии были довольно мрачные и трагичные в 18 веке. Характерными темами были: воспевания подвигов рыцарей, правления королей, подвиги местных героев, к примеру, баллады о справедливом разбойнике Робин Гуде.
Пример одной из трагичных баллад автора Генриха Гейне является «Рыцарь Олаф», где обстановка предвещает тяжелый эмоциональный накал и напряженность:
«И трезвон — и гул органа…
Пёстрый люд идёт из церкви.
Вот выводят новобрачных
В пышном праздничном уборе.Бледны щёки, плачут очи
У прекрасной королевны;
Но Ола́ф и бодр и весел,
И уста цветут улыбкой.
Василий Жуковский
Поэт Жуковский был непревзойдённым мастером баллады, современники его даже называли «балладником», конечно же, в шутку. В творчестве Жуковского присутствуют не только его работы, но и множество переводов.
Признаки же баллады у Жуковского выделяются очень четко, а именно: наличие потусторонней мистической силы, которая так и пропитывает произведение, держа читателя в напряжении: призраки, гадания, сны. Столь же показательно наличие четкой характеристики и разграничения добра и зла в произведении, а также отношение автора. Не менее примечателен особенный слог Жуковского, который прост и понятен, особенно отчетливо раскрывается с помощью диалогов, что является одним из основных свойств баллады, необходимых для раскрытия персонажей и конфликта. Пейзаж в балладах Жуковского гармонирует с общим фоном, эмоциональное раскрытие через природу умело используется автором.
Примечателен отрывок из баллады Жуковского «Людмила», в нем обильно присутствуют характерные особенности и приемы жанра:
«Светит месяц, дол сребрится;
Мертвый с девицею мчится;
Путь их к келье гробовой.
Страшно ль, девица, со мной?» —
«Что до мертвых? что до гроба?
Мертвых дом земли утроба». —
«Чу! в лесу потрясся лист.
Чу! в глуши раздался свист,
Черный ворон встрепенулся;
Вздрогнул конь и отшатнулся;
Вспыхнул в поле огонек». —
«Близко ль, милый?» — «Путь далек»…
Загробная тематика сопряжена с тревогой и эмоциональным накалом. Природа же на фоне также мистична и пугает все – от леса, в котором трясутся листья и из которого доносятся пугающие звуки, до шороха теней и ветра. Встрепенулся ворон, как символ недоброго, который во многих мифах и преданиях является проводником материального мира с миром духов. Тревожность и напряженность произведения также передает динамика, создающаяся бегущим конем. Все в балладе мастерски сплетено в единый целостный сюжет. Каждый элемент выполняет свою роль.
Автор: Артем Иволга