Краткое содержание произведения «Золотой жук» (Эдгар Аллан По)

Краткий пересказ рассказа Эдгара Аллана По «Золотой жук» с подробностями и цитатами поможет Вам освежить в памяти основные события произведения, вспомнить главных героев и то, как развивались отношения между ними. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может помочь при подборе аргументов для экзаменационного сочинения и при выполнении других заданий.


Рассказ открывается эпиграфом: «Глядите! Хо! Он пляшет, как безумный. Тарантул укусил его…», метафорически предвосхищающим события истории и намекающим читателю на развитие сюжета. Повествование ведётся от первого лица.

Рассказчик начинает историю с ремарки о своём знакомстве с героем – Вильямом Леграном – обедневшим американцем, сменившим обстановку Нового Орлеана на уединённую жизнь на Сэлливановом острове в штате Южная Каролина. Это малообитаемый, полудикий остров, славящийся, разве что, пышными миртовыми зарослями.

Легран построил себе хижину на самом юге острова и обосновался там. В той же местности с ним и познакомился рассказчик. Он описывает аскетический образ жизни и странности характера Леграна. Вильям много охотится и коллекционирует насекомых. Обычно его повсюду сопровождает старый негр Юпитер – бывший слуга, не пожелавший расстаться с хозяином после разорения его семьи.

Однажды зимним вечером рассказчик решил навестить Леграна. Тот был в восторге после очередной прогулки с Юпитером, поскольку обнаружил жука, «доселе неизвестного науке». Он обещал показать рассказчику насекомое на следующий день, поскольку тем вечером отдал на время жука приятелю. Тем временем Легран восторженно описывает свою находку: 

«Он ослепительно золотой, величиной с крупный лесной орех, и на спине у него три пятнышка, черных как смоль. Два круглых повыше и одно продолговатое книзу».

Для наглядности Легран решил зарисовать свою находку по памяти. Однако чистой бумаги под рукой не оказалось, и он использует старый исписанный клочок бумаги. Рассмотрев рисунок, рассказчик высказал своё мнение: Легран дурно рисует – на эскизе по форме и внешнему виду жук напомнил ему, рассказчику, человеческий череп. Спор на тему формы и внешнего вида насекомого и доводы рассказчика почему-то вызвали у Леграна сильное раздражение. Хозяин хижины хотел тут же сжечь рисунок, но что-то в нём смутило его: Легран в смятенной рассеянности надёжно спрятал зарисовку и ушёл в себя. Рассказчик решил не ночевать у друга и покинул его хижину.

Спустя месяц рассказчик встретился с Юпитером. Старый негр был обеспокоен состоянием хозяина и считал его больным: Легран ушёл в себя, целыми днями где-то пропадал и постоянно вёл какие-то непонятные расчеты. Во сне он постоянно говорил о каком-то золоте. Юпитер искренне считал, что в помешательстве его хозяина виноват тот самый загадочный золотой жук. Тогда же Юпитер передал рассказчику записку от Леграна, в котором тот просил старого друга навестить его «по делу великой важности». Встревоженный рассказчик отправился с Юпитером к его хозяину. На дне лодки, в которой они плыли к хижине Леграна, рассказчик обнаружил косу и две лопаты, купленные старым негром по просьбе хозяина для неизвестных слуге целей, что также немало озадачило рассказчика.

На следующий день они пришли в три часа к хижине. Хозяин убеждал рассказчика в том, что загадочный жук на самом деле сделан из чистого золота, и что он вернёт ему, Вильяму, утраченное родовое богатство.

Возбуждение Леграна пугает рассказчика, и он также, как и Юпитер, уверяется в его болезни. Однако Вильям убеждает старого друга сопровождать его и негра в их экспедиции в горы – Легран полностью захвачен идеей разгадать тайну золотого жука и намерен ради этого провести в походе всю ночь. С ними в экспедицию отправился и пёс леграна и Юпитера. Всю дорогу Легран вертел жука на шнуре, подобно заклинателю, что ещё сильнее расстроило рассказчика и уверило в безумии дорогого друга. Он был полностью погружён в себя и на все вопросы отвечал односложно или не отвечал вообще.

К закату герои добрались до плато и подошли к необыкновенно высокому и могучему тюльпановому дереву. Легран заставил Юпитера взять шнурок с мёртвым золотым жуком и карабкаться на дерево, залезть на самый конец седьмой ветви. Там, на кончике сука, негр увидел человеческий череп, прибитый гвоздём. Вильям попросил слугу пропустить шнурок с жуком сквозь левую глазницу черепа и опустить жука настолько, насколько хватит длины верёвки. От точки на земле, куда упал жук, Легран отмерял определённый участок пространства и, оградив его колышками, вооружил друзей лопатами и заставил копать.

Все эти махинации порядком напугали рассказчика и убедили его в том, что Легран безумен и страдает «манией кладоискательства». Однако он решил подыграть другу. Тем не менее, спустя часы раскопок друзья ничего не нашли и вынуждены были отправиться домой с пустыми руками.

Однако, едва они отошли от дерева, Легран догадался, что Юпитер ошибся и перепутал левый глаз черепа с правым. Он вновь воодушевился, и группа вернулась назад, проделав все те же махинации с жуком и черепом, но опустив шнурок в нужную глазницу. Снова выкопав яму, герои обнаружили два истлевших человеческих скелета и массивный деревянный сундук. В нём были сокровища – груды золота и драгоценных камней.

Частями, в несколько заходов Легран, Юпитер и рассказчик перенесли сокровища в хижину. Весь следующий день и большую часть ночи они рассматривали роскошные богатства, которыми был наполнен сундук: монеты, драгоценности, камни, оправы, ювелирные украшения и т.д. Всё это было перемешано в сундуке, будто драгоценности бросали туда, не глядя. Общая стоимость клада, по подсчетам героев, превышала полтора миллиона долларов.

Легран приступил к рассказу о том, как он разгадал тайну золотого жука. Оказалось, тот клочок бумаги, на котором он впервые зарисовал свою находку, был куском пергамента, найденным Леграном и Юпитером там же, где они обнаружили жука. Кроме того, рядом с ним лежал и истлевший деревянный остов шлюпки. И на обратной его, пергамента, стороне, прямо под зарисовкой Леграна, был изображён череп. Однако его точно там не было раньше, до того, как Вильям сел рисовать жука. Путём тщательного прокручивания в голове всех событий того вечера, Легран понял, что череп проявился на куске пергамента от тепла. Прогрев пергамент целиком, Вильям проявил рядом с черепом зарисовку козлёнка (англ. Kidd), что натолкнуло его на мысль о пирате капитане Кидде и его кладах, зарытых где-то на атлантическом побережье. Так, он решил, что козлёнок был иероглифической подписью капитана. Легран уверился, что отыщет спрятанные сокровища.

Снова полностью прогрев пергамент, на этот раз на раскалённой угольями сковороде, Легран проявил на нём странный шифр из цифр и знаков. Подобрав ключ к криптограмме, Легран расшифровал следующую запись: 

«Хорошее стекло в трактире епископа на чертовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мертвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Много времени у Вильяма занял поиск смысла в этой фразе: он исходил весь остров и общался с его жителями. Путём сложных вычислений и расследования Легран понял, что клад нужно искать именно под тем тюльпановым деревом, в точности проделав те махинации, какие проделали герои, раскапывая клад. Изложение Леграном истории своего расследования завершает рассказ Эдгара Аллана По «Золотой жук».

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *