Краткое содержание произведения «Золотой горшок» (Э.Т.А. Гофман)

Краткий пересказ новеллы Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Золотой горшок» с подробностями и цитатами поможет Вам освежить в памяти основные события произведения, вспомнить главных героев и то, как развивались отношения между ними. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может помочь при подборе аргументов для экзаменационного сочинения и при выполнении других заданий. Новелла состоит из двенадцати вигилий (глав) и повествует о приключениях студента Ансельма и его знакомстве с волшебным миром.

Вигилия первая

Злоключения студента Ансельма. Пользительный табак конректора Паульмана и золотисто-зеленые змейки.

Ансельм, бедный студент, шел через Черные ворота в Дрездене. Он неуклюже врезался в корзину с яблоками и пирожками, которыми торговала старая некрасивая женщина, чем вызвал ужасный переполох и навлёк на себя гнев торговок. Ансельму пришлось отдать за свою неуклюжесть все свои сбережения. 

Это происшествие произвело на Ансельма сильное впечатление. Он расстроенно смотрел, как люди собираются на праздник в Линковых купальнях, и думал о том, что мог бы гулять вместе с ними, если бы так глупо не потерял все свои деньги.

Ансельм нашёл уединённое место на берегу реки, сел там, под кустом бузины и закурил трубку, размышляя о собственной жизни. Ансельм – симпатичный, но нескладно, бедно одетый юноша, к тому же хронический неудачник. Ему никогда не везло ни в учёбе, ни в общении с женщинами, ни во всяких мелочах и других сферах жизни.

Неожиданно размышления Ансельма прервались шорохом и странным шелестом – перед ним появились три золотисто-зелёные змейки, затуманивающие его разум разговорами о любви и красоте. Глядя в прекрасные глаза одной из них, Ансельм безнадёжно влюбился, но вскоре видение пропало так же резко, как появилось: некто неизвестный грубым голосом заставил змеек скрыться.

Вигилия вторая

Как студент Ансельм был принят за пьяного и умоисступленного. Поездка по Эльбе. Бравурная ария капельмейстера Грауна. Желудочный ликер Конради и бронзовая старуха с яблоками.

Ансельм не хотел верить в то, что всё увиденное ему только пригрезилось, и потому всяческими восклицаниями молит змеек вернуться и ещё раз блеснуть перед ним, обнимает ствол бузины, ищет их в траве. Такое поведение заставило окружающих насмехаться над ним, и многие посчитали его сумасшедшим, однако нашлись и те, кто проявил сочувствие. Среди них друг Ансельма, конректор Паульман, две его дочери и регистратор Геербранд. Они предложили студенту прокатиться вместе с ними на лодке по Эльбе, и тот согласился.

В какой-то момент увиденное отражение праздничного салюта в волнах реки заставило Ансельма вновь живо вспомнить видение, и он вновь смутил и привёл в ужас компанию своим возбуждением и странными восклицаниями. Однако шестнадцатилетняя Вероника, одна из дочерей Паульмана, заступилась за юношу, и компания принялась обсуждать сны, грёзы и возможность увидеть нечто странное наяву и принять за реальность.

Когда герои уже сошли на берег, регистратор Геербранд рассказал друзьям о загадочном учёном: 

«…говорят, он занимается всякими тайными науками; но как, собственно говоря, таковых совсем не существует, то я и считаю его просто за ученого архивариуса, а вместе с тем, пожалуй, и экспериментирующего химика…». 

Речь идёт об архивариусе Линдгорсте. Геербранд говорил с ним об Ансельме, и учёный пожелал пригласить студента на работу в качестве переписчика сложных документов – «рисовальщика пером». Ансельм с радостью согласился, ведь за каждый день работы ему обещали по специес-таллеру, а в самом конце миссии – особое вознаграждение.

У дверей дома архивариуса Линдгорста Ансельм оказался ещё до назначенного времени. Однако едва он взялся за дверной молоток, бронзовая фигура, прикреплённая к нему, ожила и превратилась в ту самую старуху-торговку яблоками и пирожками у Чёрных ворот. Она кричала: 

«Дурррак! Дуррак! Дурррак! Удерррешь! Удерррешь! Дурррак!» … «Быть тебе уж в стекле, в хрустале, быть в стекле!». 

Шнур звонка обернулся белой змеёй и задушил Ансельма, переломал ему кости. Студент потерял сознание, а очнулся в своей постели. Над ним стоял конректор Паульман и вопрошал, что он такое вытворяет?

Вигилия третья

Известие о семье архивариуса Линдгорста. Голубые глаза Вероники. Регистратор Геербранд.

Компания известных нам героев, в числе которых студент Ансельм, проводит время в кофейне и знакомится ближе с архивариусом Линдгорстом. Старик рассказывает фантастические истории о любви юноши Фосфора и огненной лилии, от чьего союза ведёт начало его, Линдгорста, родословная; о своём брате, который «стал на дурную дорогу и пошел в драконы». За своё непочтение к памяти их отца брат архивариуса в облике дракона вынужден охранять мистический карбункул и практически не может от него отлучаться.

Истории архивариуса Линдгорста представляются всем не более, чем фантастическими бреднями, и у всех присутствующих вызывают смех, однако Ансельм мучается сомнениями, страхами и склонен ему верить. Он боится снова посетить дом архивариуса и стать жертвой старухи-ведьмы, которая в прошлый раз его едва не убила. Тогда Паульман нашёл его у дверей без чувств и приметил хлопотавшую над ним старуху-торговку. Конректор и отнёс друга домой.

Теперь друзья убеждают Ансельма победить свои страхи, настаивают на том, чтобы тот всё-таки пошёл работать к архивариусу Линдгорсту. Вероника, наблюдая за этим, проникается ещё большей симпатией к чудаковатому, но милому студенту.

В итоге Ансельма убеждают вернуться к идее работать у архивариуса. Студент мужественно решает пойти, несмотря на все препятствия.

Вигилия четвёртая

Меланхолия студента Ансельма. Изумрудное зеркало. Как архивариус Линдгорст улетел коршуном, и студент Ансельм никого не встретил.

Автор обращается к «благосклонному читателю» и подробно описывает меланхолическое состояние, в котором пребывал студент Ансельм. Таинственная встреча со змейками на берегу Эльбы и фантастические рассказы архивариуса Линдгорста заронили в его душу 

«ту блаженную и томительную скорбь, которая обещает человеку другое, высшее бытие».

Погружённый в свои думы, однажды Ансельм встретил архивариуса на улице. Окрикнутый им, Ансельм с ужасом узнал в голосе архивариуса тот же окрик, который тогда заставил исчезнуть золотисто-зелёных змеек. Будучи в смятении, студент рассказал Линдгорсту о своём видении под кустом бузины. Выясняется, что ри змейки – это три дочери архивариуса, и Ансельм влюбился в Серпентину, младшую из них. 

Линдгорст показал студенту зеркало, в котором тот вновь увидел чудесных золотых змеек, и тем самым привёл Ансельма в прежнее состояние нервного возбуждения. Архивариус убедил смятённого студента у него работать в обмен на возможность видеть дочерей.

Студент, однако, со страхом рассказал архивариусу о старухе, его, Ансельма, донимавшей. Понимающий Линдгорст рассказал Ансельму, что эта старуха – ведьма, и дал студенту пузырёк с жидкостью, которая её обезвредит.

Уходя, Линдгорст обернулся коршуном и взлетел над долиной – такое преображение немало удивило студента Ансельма, однако он принял твёрдое решение работать у архивариуса.

Вигилия пятая

Госпожа надворная советница Ансельм. Cicero, De officiis. Мартышки и прочая сволочь. Старая Лиза. Осеннее равноденствие.

Конректор Паульман и регистратор Геербранд обсуждали будущее студента Ансельма, который прожигает свои познания и совершенно не хочет заниматься наукой, однако чрезвычайно усердно работает у архивариуса Линдгорста. Геербранд прочит юноше карьеру надворного советника, благодаря связям учёного архивариуса. Вероника потеряла голову в мечтах о том, как станет женой надворного советника господина Ансельма.

Однако её мечты омрачились. Ансельм нанёс визит конректору Паульману и его дочерям, и Вероника заметила, как изменилось его отношение к жизни, как исчезли былая неловкость и застенчивость. Эти изменения напугали Веронику и заставили думать, что студент её не любит, а все её мечты пойдут прахом.

Подруга Вероники Анжелика заметила смятение девушки и посоветовала ей наведаться к старухе фрау Рауэрин, которая обладает магическими способностями, чтобы та рассказала Веронике всё о её возлюбленном студенте.

Навестив фрау Рауэрин, Вероника едва узнаёт в уродливой старухе-хозяйке обшарпанного зверинца свою бывшую няньку Лизу. (К слову, эта же фрау и есть та старуха-торговка яблоками и пирожками и ведьма, донимавшая Ансельма). Фрау Рауэрин настаивает на том, чтобы Вероника забыла Ансельма, ведь он скрывает что-то тёмное, нехорошее, и совершенно не подходит девушке, ведь архивариус Линдгорст хочет женить студента на одной из своих дочерей. Такая клевета на любимого чрезвычайно злит юную Веронику.

В конце концов фрау Рауэрин соглашается помочь Веронике и предлагает девушке прийти к ней в ночь осеннего равноденствия, чтобы провести обряд-приворот на Ансельма.

Вигилия шестая

Сад архивариуса Линдгорста с птицами-пересмешниками. Золотой горшок. Английский косой почерк. Скверные кляксы. Князь духов.

Наконец Ансельм решился вновь прийти на работу к архивариусу Линдгорсту. Он использовал данную ему волшебную жидкость, и ведьма больше его не пугала и не чинила ему препятствия. При входе в дом его встретил сам архивариус и повёл вслед за собой.

Сначала они прошли через чудесную оранжерею с удивительными экзотическими растениями, цветами и поющими птицами. Затем шли через множество не менее удивительных комнат. Наконец архивариус привёл Ансельма в совершенно удивительное помещение:

«Посредине комнаты на трех из темной бронзы вылитых египетских львах лежала порфировая доска, а на ней стоял простой золотой горшок, от которого Ансельм, лишь только его увидел, не мог уже отвести глаза».

В этой чудесной комнате Ансельм не сдержался и несколько раз позвал Серпентину: ему показалась, будто она вьётся вокруг горшка.

Однако архивариус Линдгорст привёл его в комнату, представляющую собой обычный кабинет с библиотекой – рабочее место студента. Ансельм с гордостью показал архивариусу свои прежние каллиграфические работы, однако те вызвали у старика лишь презрительную усмешку, и он выразил надежду, что прилежание поможет студенту работать с его документами, несмотря на минимум таланта. Линдгорст высказался по поводу любви Ансельма к Серпентине и сказал, что не против союза, при условии, что Ансельм качественно у него отработает и выдержит свой «искус».

Ансельм начал переписывать загадочные документы и с удивлением почувствовал, что его руку будто направляет кто-то невидимый, а Серпентина всячески его подбадривает, поэтому работа идёт быстро и легко, а результат получается прекрасным.

После этого архивариус отправил студента домой, веля возвращаться на следующий день ровно в полдень. Специес-таллер – оплату за день – Ансельм с удивлением обнаружил в своём кармане, выходя из дома архивариуса. По пути домой счастливый студент мог думать только о Серпентине и своей любви.

Вигилия седьмая

Как конректор Паульман выколачивал трубку и ушел спать. Рембрандт и Адский Брейгель. Волшебное зеркало и рецепт доктора Экштейна против неизвестной болезни.

В ночь осеннего равноденствия Вероника с трудом дождалась, когда все домочадцы улягутся спать, и отправилась к старухе Рауэрин. Ночь была тёмная и бурная, бушевала гроза. Старуха и Вероника дошли до перекрёстка, где ведьма установила на треножнике свой котёл и начала колдовской ритуал. После многочисленных махинаций старуха заставила Веронику смотреть в котёл и передавать, что она в нём видит. Когда девушка увидела в чудном вареве отражение Ансельма, старуха, довольная собой, завершила ритуал…

Вероника потеряла сознание, а очнулась у себя в постели, когда взволнованная сестра спрашивала о её самочувствии. Это заставило девушку сомневаться в реальности происходившего и в том, состоялся ли вообще таинственный ритуал. Однако, увидев свой промокший плащ, Вероника поняла, что всё происходило наяву. В кармане плаща девушка нашла подарок старухи – волшебное зеркало, в котором она, Вероника, могла в любой момент увидеть Ансельма и то, чем он сейчас занимается. Вероника была счастлива, однако конректора Паульмана беспокоило странное, полоумное состояние дочери, и он даже пригласил доктора, который не смог сказать о положении девушки ничего определённого.

Вигилия восьмая

Библиотека с пальмами. Судьба одного несчастного Саламандра. Как черное перо любезничало со свекловицею, а регистратор Геербранд весьма напился.

Студент Ансельм уже довольно долго, успешно и с большим удовольствием работал у архивариуса Линдгорста. За эти заслуги старый волшебник однажды отправил его работать не в обычном кабинете, а в той самой загадочной комнате с золотым горшком. Архив полон загадочных манускриптов – Ансельм выясняет, что это всё документы из мира духов.

Почти сразу, как студент сел за работу, перед ним появилась возлюбленная Серпентина в образе прекрасной девушки с изумрудными глазами. Прервав обоюдные объяснения в любви, красавица поведала Ансельму удивительную историю её семьи. Её отец, житель прекрасной волшебной страны Атлантиды из рода Саламандров, когда-то был любимцем князя духов Фосфора. Однако за преступную любовь к зелёной змее Саламандр был свергнут в земную жизнь и проклят: теперь он сможет вернуть своё положение, только если трое земных юнош полюбят его дочерей и женятся на них, а три золотых горшка – это приданое каждой дочери.

Поражённый рассказом, Ансельм ещё сильнее уверился в любви к Серпентине. После волшебного поцелуя студент очнулся, будто от глубокого сна, и с удивлением заметил, что манускрипт каллиграфически переписан и представляет собой рассказ Серпентины о Саламандре, только что им услышанный.

Вечером того же дня, довольный работой студента, Линдгорст пригласил его на прогулку в Линковы купальни, где он провели время в компании регистратора Геербранда, который весьма напился и смущал Ансельма своими песнями.

Вигилия девятая

Как студент Ансельм несколько образумился. Компания за пуншем. Как студент Ансельм принял конректора Паульмана за филина и как тот весьма за это рассердился. Чернильное пятно и его следствия.

Студент Ансельм был полностью поглощён волшебным миром, работой у архивариуса и восхитительной Серпентиной, однако приворот старухи Рауэрин начинал действовать. Встретив однажды утром конректора Паульмана, студент не смог отказать ему в визите и встретился с Вероникой. Постепенно её образ вытеснил из сознания Ансельма «фантастические бредни», которыми считали его работу у Линдгорста Паульман, Вероника, Геербранд и все окружающие. Он опаздывает на работу к архивариусу и проводит весь день с Вероникой, одурманенный любовью и праздностью.

Рассказам Ансельма об Атлантиде, Саламандре, Серпентине, волшебстве и проклятиях никто не верит; за пуншем семья Паульмана и Геербранд его только высмеивают. На следующее утро после бурной вечеринки всё происходившее с ним до сегодняшнего дня и самому Ансельму кажется романтическими бреднями воспалённой фантазии.

Он вернулся к архивариусу Линдгорсту и к работе, однако потерял сноровку и помощь волшебной силы – таинственные манускрипты казались ему теперь не более чем куском пергамента, испещрённого непонятными закорючками. Бессильный Ансельм поставил жирную кляксу на оригинал документы, и произошла беда. В комнате всё ожило и зашевелилось. Страшный голос венчанного Саламандра кричал о неминуемом наказании. Очнувшись. Ансельм обнаружил себя закупоренным в стеклянной склянке на столе в библиотеке Линдгорста.

Вигилия десятая

Страдания студента Ансельма в склянке. Счастливая жизнь ученика и писцов. Сражение в библиотеке архивариуса Линдгорста. Победа Саламандра и освобождение студента Ансельма.

Студент Ансельм изнывает от чувства вины, скорби и невозможности быть рядом с любимой, томясь в стеклянной склянке. Он быстро раскаивается в своём неверии и попытке отречения от любви к Серпентине и от волшебного мира, в своей неверности. Ансельм изнывает от раскаяния и одиночества и зовёт Серпентину, умоляя его простить.

В какой-то момент внимание студента привлекли ещё четыре стеклянные склянки на столе в библиотеке архивариуса: в них он увидел троих учеников Крестовой школы и одного писца. Эти четверо бредят тем, будто они счастливы, продолжают работать переписчиками у архивариуса, получают специес-талеры и на них живут счастливо, покупают себе всё, что хотят, и проводят время с девушками. Ансельм попытался их образумить и доказать, что они, как и он сам, томятся в стеклянной склянке, однако те в ответ называют его сумасшедшим.

Ансельм глубоко скорбит по утраченному счастью и красавице Серпентине, однако в какой-то момент слышит её напутствие:

«Ансельм, верь, люби, надейся!» 

Студент уверяется в своей безоговорочной любви к зелёной змейке и умоляет высшие силы его простить.

Неожиданно старый кофейник, стоявший напротив склянки Ансельма на маленьком шкафчике, постепенно преобразился и превратился в ту самую уродливую старуху-ведьму Рауэрин-торговку яблоками и пирожками у Чёрных ворот. Ведьма насмехается над студентом и обещает помочь ему освободиться, но только с тем условиям, что, вернувшись к реальности, Ансельм женится на Веронике. Однако Ансельм принял решение остаться верным Серпентине и своей любви.

Неожиданно появляется архивариус Линдгорст, обретший силу князя духов. Ансельм наблюдает эпичный бой Саламандра с ведьмой, в результате которого старуха была побеждена и превратилась в гадкую свеклу. После победы Саламандр смилостивился над Ансельмом, чистыми помыслами доказавшим свою верность, и освободил его из стеклянной склянки.

Вигилия одиннадцатая

Неудовольствие конректора Паульмана по поводу обнаружившегося в его семействе умоисступления. Как регистратор Геербранд сделался надворным советником и в сильнейший мороз пришел в башмаках и шелковых чулках. Признание Вероники. Помолвка при дымящейся суповой миске.

На следующий день после пуншевой вечеринки конректор Паульман был в ужасе от кутежа, ими устроенного, и от сумасшествия, нахлынувшего на всю его семью. Он пришёл к выводу, что всему виной студент Ансельм, заразивший его и окружающих своим безумием, и преисполнился чрезвычайной злостью на этого молодого человека.

Неожиданно к нему в дом пришёл регистратор Геербранд, который сообщил радостную новость: его повысили до надворного советника. Осмелевший Геербранд решился сделать предложение руки и сердца Веронике, в которую давно был влюблён. Сбывалась мечта юной красавицы: она могла стать женой надворного советника.

Вероника раскаялась во всех своих бреднях и мечтах насчёт Ансельма, поведав отцу и Геербранду удивительную историю о привороте, стеклянной склянке, битве ведьмы с Саламандром, уродливой свекле и волшебном мире, в котором правит князь духов. В момент победы Саламандра над Рауэрин волшебное зеркало Вероники, в котором она в любой момент могла увидеть Ансельма, разбилось – она показала эти осколки Паульману и Геербранду и попросила выбросить. Мужчины приняли её рассказ за сумасшедшие бредни.

Тем не менее, Вероника мгновенно отреклась от любви к Ансельму и приняла предложение Геербранда стать надворной советницей. Тут же, на кухне, при дымящейся суповой миске, они условились о помолвке.

Вигилия двенадцатая

Известие об имении, доставшемся студенту Ансельму как зятю архивариуса Линдгорста, и о том, как он живет там с Серпентиною. Заключение.

Выясняется, что автор истории – друг архивариуса Линдгорста. Саламандр предлагает ему лично взглянуть на совместную счастливую жизнь Ансельма и Серпентины, чтобы автор мог без труда закончить свою историю описанием их счастья.

Саламандр предлагает автору отведать зажжённый арак – чудесный напиток из кубка, зажжённого пламенем, и сам чудесным образом входит в это пламя и растворяется в кубке.

Ансельм счастлив, потому что обрёл любовь и полную гармонию с природой. Они с Серпентиной живут в миленьком имении Саламандра в чудесной Атлантиде и наслаждаются своей любовью.

Автор даже слегка завидует Ансельму. Однако архивариус намекает ему, что и его жизнь может однажды наполниться поэзией и гармонией.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *