Краткое содержание романа «Братья Карамазовы»: Часть 2 (Ф.М. Достоевский)
«Братья Карамазовы» были опубликованы в «Русском вестнике» в 1880 и 1881 годах. Роман вызвал огромный интерес и был хорошо воспринят читателями, а в настоящее время считается одним из величайших произведений мировой литературы. Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ книги «Братья Карамазовы» по главам и частям (анализ романа Вы найдете тут). В сокращении роман не так увлекателен, как в оригинале, зато его сюжет передан кратко. Приятного просвещения!
Книга 4: Надрывы
Глава 1: Отец Ферапонт
С утра Зосима чувствовал себя плохо и причастился. Он напутствовал братию: монахи не лучше мирян, они даже хуже, ведь признали это, придя «спасаться» от соблазна.
Они должны понимать, что «каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле.
Если же монахи будут корыстолюбивы, горды и ленивы, что их паства уйдет. Нужно высоко держать знамя монашества. Но в это утро монахи лишь легкомысленно ждали, что старец отойдет в мир иной, но непременно с чудом. Знамений свыше ждали почти все. Например, госпожа Хохлакова прислала письмо, где утверждала, что пророчество старца сбылось: пропавший сын, о котором спрашивала мать, написал ей письмо, как и предсказывал Зосима.
Но не все верили в чудо. Молчальник и постник Ферапонт, проживающий в скиту, был противником старчества и самого Зосимы (старец вовсе не настаивал на строгом воздержании, в то время как Ферапонт видел в лишениях основу веры). Многие его уважали за то, что слыл он юродивым и вел себя странно. Он носил вериги, очень мало ел, но производил впечатление недюжинной физической силой. Герой видел чертей в церкви, красочно их описывал, а Святой Дух посещал его в виде говорящих птиц. Естественно, Ферапонт ни в какое чудо после смерти старца не верил. Его мнение услышал монах из другого монастыря, который впоследствии разнесет пренеприятные слухи о кончине Зосимы.
Зосима попросил Алешу идти по своим делам. Паисий наставил его:
Отрекшиеся от христианства и бунтующие против него в существе своем сами того же самого Христова облика суть, таковыми же и остались, ибо до сих пор ни мудрость их, ни жар сердца их не в силах были создать иного высшего образа человеку и достоинству его, как образ, указанный древле Христом.
Паисий стал новым духовным наставником Алеши и уже спешил оградить его от мирских соблазнов.
Глава 2: У отца
Первым делом Алеша пошел к отцу. Федор Павлович просил, чтобы Иван ничего не знал. Алеша застал отца одного, но тот говорил неприязненно, как будто передумал что-то сообщать сыну. Федор Павлович заявил, чтобы сыновья на наследство не рассчитывали, он деньги копит для себя, чтобы развратничать на старости лет, когда его никто не полюбит. Он думает, что Иван нарочно «сторожит» отца, чтобы не дать ему жениться на Груше и растратить капитал. А Дмитрия он, напротив, подбивает на брак с Грушей, чтобы увести Катерину Ивановну. Но ничего у Ивана не получится, Федор Павлович сыновьям ничего не оставит. Более того, Дмитрия он может посадить в тюрьму за избиение, но не делает это лишь потому, что Грушенька тогда прибежит к нему. Если же теперь она узнает о драке, то придет к избитому Федору Павловичу. Дмитрию он хочет дать денег, все три тысячи, чтобы он пообещал отказаться от Грушеньки.
Но мысль старика упорно возвращалась к Ивану: «Не наш это человек!». Федор Павлович не мог понять, что ему здесь нужно. Алеша на прощание его поцеловал.
Глава 3: Связался со школьниками
По дороге Алеша познакомился со школьниками 10-12 лет. Они перебрасывались камнями с одиноким мальчиком. Он нарочно попал в Алешу. Но Алеша заступился за него. Мальчики рассказали, что накануне он пырнул ножиком Колю Красоткина, они мстят. Получив удар в грудь, мальчик убежал, но стал дожидаться Алешу.
Маленький, слабый и бедно одетый ребенок грубил Алеше, а после ударил его камнем в спину. На все попытки выяснить, в чем дело, мальчик отвечал новыми приступами насилия. Больно укусив Алешу и не дождавшись от него ответных действий, он заплакал и убежал. Алеша решил разобраться позже с этим вопросом.
Глава 4: У Хохлаковых
Госпожа Хохлакова сообщила, что у нее в гостях Катерина и Иван: «Оба губят себя неизвестно для чего, сами знают про это и сами наслаждаются этим». У ее дочери Лизы почему-то истерика. Девочка тут же показалась и опровергла это. Казалось, она вовсе не была рада видеть Алешу, но увидела его рану и тут же переменилась, стала хлопотать. Оставшись наедине с Алешей, Лиза раскаялась в своем признании и попросила вернуть письмо. Алеша признался, что одобряет ее идею с женитьбой. Лиза раскраснелась и не могла ему поверить: «Ведь я урод!». Увидев, что Алеша хочет идти к Катерине и Ивану, она обиделась.
Госпожа Хохлакова вернулась и проводила Алешу. По ее словам, Катерина любит Ивана, но убеждает себя, что хочет пойти за Дмитрия.
Глава 5: Надрыв в гостиной
Алеша знал, что Катерине нужно властвовать в отношениях, а доминировать она могла лишь над таким, как Дмитрий. Но она его не любила, а лишь мучила себя этой мнимой любовью из благодарности. Догадку его подтвердила сама Катерина. Она призналась, что не любит Дмитрия, но жалеет его и, повинуясь нравственному долгу, никогда теперь его не оставит, даже если он женится «на той… твари». Иван одобрил ее решение. Она хочет стать лишь «средством для его счастья».
Я буду богом его, которому он будет молиться, — и это по меньшей мере он должен мне за измену свою и за то, что я перенесла чрез него вчера.
Иван сказал: «Вы искренни, потому и правы». По его словам, жизнь Катерины превратится в сладкое созерцание выполненного долга. Это удовлетворение своей жертвой и сделает ее по-своему счастливой. Затем Иван сказал, что уедет в Москву. Лицо Катерины перекосилось, но она тут же искусно разыграла радость, а потом и светское сожаление об его отъезде.
Катерина спросила, что думает Алеша о ее решении? Алеша высказал всю правду: Катерина уверяет себя в мнимой любви к Дмитрию и мучает Ивана, а Дмитрий ее не любит, только чтит. Катерина разозлилась и назвала Алешу юродивым. Тут и Иван сказал откровенно, что Катерина его не любила, хотя знала, что он ее любит. Она лишь мстила Дмитрию, нанося раны Ивану. Она из гордости любит Дмитрия и свою ему жертву:
«Вы именно любите его таким, каким он есть, вас оскорбляющим его любите».
Он попрощался навсегда и вышел.
Катерина попросила Алешу дать денег тому штабс-капитану, которого Дмитрий оскорбил в трактире. Дмитрий узнал, что этот человек работает с его отцом по каким-то темным делам, и вывел его за бороду из трактира, позоря на всю улицу. Сын штабс-капитана, маленький мальчик, плакал, умолял отпустить отца, но все лишь смеялись (Алеша понял, что тот самый мальчик на него и напал). Катерина узнала, что семья этого Снегирева жила в страшной нищете, и захотела отдать им двести рублей. Потом у нее началась истерика.
Алеша ушел в смятении и винил себя в том, что произошло.
Глава 6: Надрыв в избе
Алеша разыскал ветхий дом капитана Снегирева. Семья была большой. Мать семейства была болезненной женщиной не в своем уме. Рядом с ней была ее дочь лет двадцати — горбатая и безногая, но кроткая и добрая. Еще одна дочь была рыжеволосая и с некрасивым лицом, смотрела брезгливо. Отец был сухощавым господином лет сорока пяти. Его рыжая борода и впрямь была похожа на мочалку, и Алеша понял, почему дети так дразнили мальчика, который на него напал. Он был похож «на человека, которому ужасно бы хотелось вас ударить, но который ужасно боится, что вы его ударите». Он принял Алешу с иронической вежливостью, граничащей с наглостью.
Илюша, его сын, заболел с того дня. Он подумал, что Алеша жаловаться пришел, но тот быстро разубедил в этом присутствующих. Штабс-капитан сначала сделал вид, что хочет высечь ребенка, а потом заявил саркастично, что сперва отрежет себе 4 пальца, чтобы утолить жажду мести Алеши. Алеша объяснил, зачем пришел, и извинился за брата. Капитан в ответ явно поясничал, и Варвара, дочь его, стала делать ему замечания, чтобы не унижался. А горбательная девушка по имени Нина лишь жалела отца и просила прекратить. Снегирев вывел Алешу из дома, чтобы поговорить наедине.
Глава 7: И на чистом воздухе
Дмитрий тогда же, по словам Снегирева, предложил ему дуэль по всем правилам, но Снегирев не пошел из-за страха, что будет с семьей после его смерти. В суд ему запретила идти Грушенька, угрожала, что отнимет единственный доход — те самые темные делишки, из-за которых его избил Дмитрий.
Также капитан рассказал про Илюшу. В школе он против всех восстал за отца, поэтому теперь его все дразнят. Сцена, как он за отца молил, как руки Дмитрию целовал, никогда уже не выйдет из памяти капитана и его сына. Илюша хотел убить Дмитрия, когда вырастет, а пока настаивал на переезде. Снегирев пообещал уехать и денег с обидчика не брать. Алеша тут же рассказал о деньгах Катерины Ивановны и просил их принять, ведь она и капитан были оскорблены одним и тем же человеком, а значит, Снегиреву не стыдно деньги взять.
Снегирев пришел в болезненный восторг и описал, как нужны ему эти деньги: лечить дочь и жену, отправить курсистку в Петербург, нанять прислугу и купить хорошей еды. А потом на эти деньги можно и переехать. Но внезапно Снегирев бросил эти деньги и растоптал. Он закричал, что чести не продаст. Что скажет сын, если он эти деньги примет?!
Книга 5: Pro и contra
Глава 1: Сговор
Алеша вернулся к Катерине Ивановне (она была у Хохлаковых). У нее случилась нервная горячка. Госпожа Хохлакова рассказала, что Лиза после ухода Алеши раскаялась в своих насмешках и очень волновалась. Алеша рассказал Лизе об исходе поручения. Он считал, что Снегирев деньги не принял, потому что слишком сильно им обрадовался при Алеше, а значит, уронил себя в его глазах. Кроме того, Алеша сам сказал, что может ему помочь в переезде, а уж от него покровительство Снегирев принять не мог. Да и тяжело человеку, когда все на него смотрят благодетелями. Ему стало стыдно перед Алешей. Но Алеша знал, что это к лучшему: теперь Снегирев удовлетворил свою гордость и завтра же возьмет деньги.
Лиза призналась, что написала письмо всерьез (и даже испытала Алешу: если бы он отдал ей письмо, то она бы уверилась, что он ее не любит), поцеловала руку Алеши, но тут же обиделась, что он ответил невпопад, будто был уверен, что она его любит. Потом она вновь повеселела и начала обсуждать с ним совместное будущее. Она пообещала, что будет во всем ему подчиняться. А Карамазов признался, что его мучают братья и отец, смерть Зосимы, а также его собственные сомнения:
А я в бога-то вот, может быть, и не верую.
Алеша вышел от нее и обнаружил, что госпожа Хохлакова все это время за ними следила. Она поспешила сказать, что это лишь больное воображение девочки, и Алеша не должен думать о браке. Но Алеша на беду свою признался, что говорил с Лизой честно. Госпожа Хохлакова пригрозила, что не примет его больше, и потребовала вернуть письмо, но Алеша не сделал этого. Он сказал, что придет и обсудит случившееся в другой день, а пока ему надо спешить.
Глава 2: Смердяков с гитарой
Алеша все искал Дмитрия, но его нигде не было. Очевидно, он прятался от Алеши. Алеша пошел в беседку, где Дмитрий обычно караулил Грушеньку. Оттуда он увидел Смердякова. Он сидел с дочкой хозяйки этого участка и играл ей песни на гитаре. Она общалась с ним ласково, он — свысока. Смердяков признался, что очень стыдится своего происхождения, а в Москве все только им и попрекали его:
Я бы дозволил убить себя еще во чреве с тем, чтобы лишь на свет не происходить вовсе-с.
Он ненавидел и Россию, и все, что с нею связано. По его мнению, пусть бы лучше Россию Наполеон покорил в 1812 году.
Тамошний в лакированных сапогах ходит, а наш подлец в своей нищете смердит и ничего в этом дурного не находит.
Смердяков сожалеет, что у него нет денег, чтобы уехать отсюда, а то бы он ресторан на Петровке открыл и зажил. Ему обидно, что Дмитрий хуже и глупее его, ничего не умеет, а все его уважают только в силу происхождения, да и денег он уйму просвистал.
Алеша чихнул и спросил у пары про Дмитрия. Смердяков надменно сказал, что ничего не знает, а что Дмитрию про Грушу докладывает — так это только от страха перед его угрозами. Между прочим он сказал, что Иван и Дмитрий сегодня обедают в трактире. Алеша поблагодарил и пошел туда. Иван сам увидел его из окна и пригласил в отдельный кабинет.
Глава 3: Братья знакомятся
Иван выразил сожаление, что так мало общался с братом (между ними 4 года разницы — немало). Ему нравилось, что брат принципиальный и твердый. Алеша признался, что Иван для него — загадка. Он считал, что Иван все еще «желторотый мальчик». Иван согласился и рассказал, как сильна в нем жажда жизни, несмотря на все страдания. Живет он «вопреки логике».
Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек…
Иван собирался «пить свой кубок» до тридцати, ведь после это «пожалуй подло». Он не хотел равняться на отца, который сам себя надувает.
Иван сказал, что уезжает, несмотря на ссору Дмитрия и отца: «Сторож я, что ли, моему брату Дмитрию?». Но тут же заметил, что это ответ Каина на вопрос Бога об убитом им Авеле. Впрочем, до Дмитрия ему дела нет, все это время он был занят своим делом с Катериной и теперь счастлив, что расстался с ней навсегда. И не любил он ее вовсе, только мучился. Но известие о болезни Катерины несколько подорвало его непринужденную веселость.
Потом братья перешли к разговору о Боге. Иван «принимает Бога и премудрость, цель его». И не важно, кто кого создал: Бог — человека или наоборот. Но есть одно «но»:
В окончательном результате я мира этого божьего — не принимаю и хоть и знаю, что он существует, да не допускаю его вовсе.
Глава 4: Бунт
Иван признался, что не понимает, как можно любить ближнего своего. Поэтому Христова любовь — «невозможное чудо». В доказательство Иван приводит тяжелую участь детей. Их невозможно не любить, они ни в чем не виноваты, однако же турки в Болгарии куражились и убивали детей на глазах у матерей. Другой пример из Швейцарии: там родители подарили своего незаконнорожденного ребенка пастухам, а те даже не кормили его, и вырос он убийцей. Несмотря на искреннее покаяние, его все равно обезглавили. Есть и русские примеры, когда родители секут детей «до сладострастья». Одна семья почтенных чиновников истязала свою пятилетнюю дочь и вовсе без повода. Он представлял, как эта девочка плакала, как молила о пощаде.
Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке».
Иван рассказал о случае, когда один генерал затравил насмерть ребенка, который случайно зашиб ногу его любимой гончей. Что с ним делать? Расстрелять? И Алеша сказал: «Расстрелять». Это удивило Ивана. Он сказал, что жаждет возмездия за эти преступления и не понимает, чем перед Богом провинились дети? Они нужны, чтобы «унавозили собою для кого-то будущую гармонию«? Не хочет он такой гармонии и не принимает ее, так как детские слезы не искуплены. «Не по карману платить за вход» в такую гармонию.
Алеша возразил, что это бунт, но и сам не согласился принести в жертву за всеобщее счастье одного ребенка. Но Христос мог бы всех простить, всех уравновесить, потому что он предложил свою жизнь за всеобщее счастье. На это Иван предложил послушать «одну поэму» его сочинения.
Глава 5: Великий инквизитор
Действие происходит в средневековой Испании — в разгар эпохи инквизиции. Христос решил прийти ненадолго к людям. По пути он творил чудеса, люди славили его. Но народ расступился, видя инквизитора и его стражу. Христа бросили в темницу. Инквизитор сказал, что теперь Христос только помешает церкви:
Да ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано тобой прежде.
Приход Христа отнимал у людей свободу веры, ибо чудо не оставляло выбора: верить или нет? Но это за него уже сделало католичество. Оно дало пастве счастье в обмен на свободу воли, ведь бунтовщик счастлив быть не может. Христос сам отверг власть земную (имеется в виду эпизод, когда Христа искушал дьявол в пустыне, Иисус отверг все искушения, не захотел покупать послушание хлебами и выбивать наказаниями), а значит, передал ее церкви, зачем же теперь мешать? Церковь отнимет свободу, но даст те самые земные «хлебы»:
Свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы, ибо никогда, никогда не сумеют они разделиться между собою!
Небесного хлеба хватит немногим, большинству нужен обыкновенный. Не может же быть такого, что Христу дороги только избранные. Спасать надо всех, именно этим церковь и занимается. Она лжет, но во имя Христа. Ложь необходима, чтобы закрепить успех «хлеба земного»: надо обеспечить жизнь человека, но потом и успокоить его совесть, чтобы он воображал, что понимает, зачем живет? Церковь дарит ему спокойствие совести, которое «дороже свободного выбора в познании добра и зла».
Мудрый дух зла говорил Христу, что есть три основы его власти: «чудо, тайна и авторитет». Христос все отверг, но под силу ли такой поступок другим людям? Едва ли не все люди падки на бабьи заговоры и знахарские хитрости, им чуда надо, а не Бога. Они бунтуют, но сами же раскаиваются, ведь в бунте своем подобны школьникам, которых ждет неминуемое наказание за богохульство. Церковь учитывает слабость породы человека и разрешает грех, но в строгих рамках дозволенного (мнимым искуплением она успокоит совесть человека). Она приняла от Него (дьявола) меч кесаря и Рим, уже 8 веков правит она царем земным. Пусть их последователи за гробом обрящут лишь смерть — это и есть тайна, необходимая для сохранения власти. А теперь инквизитор покажет ее во всей красе: сожжет того, кого любит народ, и пусть увидит Христос, как люди будут носить дрова на его костер.
Алеша возразил, что это фантазия и утрирование, даже если речь идет от иезуитских порядках. Иван сказал, что даже если на свете существовал лишь один такой инквизитор, какая эта трагедия! Любить людей и осознать, что сделать их счастливыми может только злой дух из пустыни.
Поэма заканчивается тем, что Христос целует инквизитора, и тот отпускает его, но просит никогда не приходить больше. Алеша горестно воскликнул, что брат, как и инквизитор, не верует. Иван говорит, что все отчаяние безверия может победить его «карамазовская низость». Он утверждает, что «все позволено». Что скажет ему Алеша? Отречется? А Алеша подошел и поцеловал его. Иван был в восторге и признался, что любит брата и всегда будет любить. Но теперь им пора расстаться, все уже оговорено. Алеша поспешил в монастырь.
Глава 6: Пока еще очень неясная
Иван досадовал на себя, что «нагородил ахинеи». Его мучила тоска. Он понял, от чего она, когда увидел Смердякова, который был ему противен. В первые дни после приезда Иван принял в лакее участие, находил его оригинальным и говорил с ним. Но его быстро покоробило «оскорбленное самолюбие» Смердякова. Отвращение вызывала и та особая фамильярность, которая отличала манеру общения Смердякова по отношению к нему. Как будто они были одной крови, одного склада мыслей, чего Иван вовсе не мог принять.
Смердяков с какими-то ужимками и намеками спросил, почему Иван не едет по делам в Чермашню, как давно просил его отец? На вопрос Ивана о том, что ему надо, лакей жаловался на то, что скандальная ситуация с Грушенькой подставляет его под удар: он ведь докладывает и отцу, и сыну. Невзначай Смердяков упомянул, что завтра с ним случится приступ падучей. Предсказать этого нельзя, но предположить можно. Это нужно, чтобы на больного человека никто не подумал. Ведь когда Дмитрий убьет отца, все подумают, что лакей был сообщником, так как он под влиянием страха сообщил Дмитрию условный сигнал, стук, на который старик сразу же отзовется и откроет дверь. Старику никто не поможет, ведь Смердяков болеет, а Григорий расхворался и нуждается в уходе жены. Никто ничего и не услышит. А Дмитрий непременно придет: если не за Грушенькой, так за тремя тысячами для нее заготовленными, о которых он тоже все знает. Учитывая все это, лакей «дружески» советует Ивану уехать и избежать всех этих неприятностей.
Иван зол, он понимает, к чему клонит Смердяков, и говорит, что в любом случае уедет в Москву. Но Смердяков не понимает, зачем делать такой крюк, если все равно обеспокоят. Иван едва не бросился на него, но промолчал и ушел.
Глава 7: «С умным человеком и поговорить любопытно»
Увидев отца, Иван с отвращением отмахнулся и ушел к себе. Ночью он ненавидел Смердякова, даже хотел его избить, но сдержался. Он ненавидел Алешу, себя самого и понимал, что теперь не так то просто уехать в Москву и оторваться от всего этого. Он внимательно слушал, как ходит в доме старик, воображал, что он делает, прислушивался, не стучит ли кто? Это любопытство он считал наиболее подлым поступком в своей жизни.
Утром Иван решил ухать, вид имел почти веселый, но старик стал уговаривать, едва ли не умолять его ехать в Чермашню, чтобы помочь ему провернуть одну сделку. Нехотя Иван уступил. Увидев провожающего его Смердякова, он сказал, куда едет, а тот таинственно произнес: «С умным человеком и поговорить любопытно».
Но на станции Иван передумал и поехал в Москву. Правда, уже в вагоне подумал: «Я подлец». В это же время в доме Федора Павловича произошло событие: Смердяков упал с лестницы в погреб, и с ним случился приступ падучей. Но Карамазов был обеспокоен совсем не этим. Накануне Смердяков уверил его, что этой ночью Грушенька обязательно придет и постучит, как заведено.
Книга 6: Русский инок
Глава 1: Старец Зосима и его гости
Алеша застал Зосиму с преданными друзьями в келье. Он собирался дать прощальное напутствие. Алеше он сказал, что поклонился тогда «великому страданию» Дмитрия. Его трагическую судьбу выразил мрачный взгляд. Самому Алеше он напророчил следующее:
Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь, и жизнь благословишь, и других благословить заставишь — что важнее всего.
Зосима сказал, что стал иноком благодаря своему старшему брату, рано умершему. Он был очень похож на Алексея, поэтому Зосима так любил его.
Глава 2: Из жития старца Зосимы, составлено Алексеем Карамазовым
Зиновий (ставший впоследствии старцем Зосимой) жил с овдовевшей матерью и братом в северном городке на капитал, доставшийся от отца. Маркел, старший брат Зиновия, часто общался с политическим ссыльным и перенял его взгляды. Он смеялся над верой. Но внезапно заболел скоротечной чахоткой. Мать умолила его говеть и причащаться. После этого Маркел сильно изменился. Он стал добрым и кротким, говорил мудрые слова о том, что все люди и так живут в раю, да не знают этого. Он часто повторял, что все за всех виноваты, а он — более всех. И не ценил, что имел. Доктор счел это помешательством от болезни. Вскоре он умер. Зиновия определили в Петербург на обучение, а года через три умерла его мать. Зиновий вынес из родительского дома много отрадных воспоминаний, которые вдохновили его на служение.
Старец поучает братьев, говоря о тех недостойных священниках, которые жалуются на скудное содержание. Им в пример он ставит Иова, которого Бог разорил и лишил семьи. Иов не потерял веру и не предался дьяволу. Этот урок нужно чтить. Да и не нужно много денег для служения. Прихожан можно принимать и в избе, читать с ними Евангелие — без чванства и высокомерия. Тогда люди и уверуют. Он рассказал о путешествии с Анфимом, когда они странствовали и собирали деньги на монастырь. Люди охотно их слушали, многие уверовали.
Зосима продолжил рассказ о своей биографии. В кадетском корпусе он превратился в существо «дикое, жестокое и нелепое». Солдат они почитали «за скотов». Военные гордились пьянством и дебоширством. Зиновий тогда влюбился в одну девушку из почтенного семейства, но с предложением тянул, уж больно любил холостую жизнь. Но девушка вышла за другого, что очень разозлило Зиновия. Этот брак был налажен давно, но он один ничего не желал замечать. Чтобы отомстить, он спровоцировал мужа своей избранницы на дуэль. Накануне поединка он выпил лишнего и зверски избил денщика, который и защищаться не смел. От осознания сделанного Зиновий наутро зарыдал. Он извинился перед Афанасием, настроение его сразу прояснилось. На поединке он выдержал выстрел противника, но свой пистолет выбросил и повинился перед ним в своей глупости. Секундант счел это позором для полка, но противник внял благочестивым словам Зиновия и протянул ему руку. В тот же день Зиновий сам подал в отставку и собрался в монастырь. Весть о необычном поведении Зиновия создала ему особую репутацию в обществе: все смеялись, но ласково и очень полюбили его. Особенно его благодарила та самая женщина, ради которой он затеял дуэль.
С того момента начал к Зиновию ходить один господин по имени Михаил. Он говорил, что для всеобщей гармонии люди должны достичь единения друг с другом, должна измениться их психология. Сейчас люди стремятся к изоляции, сидят по своим норам, а не понимают, что сила в объединении, не в эгоизме. Потом оказалось, что этот «праведник» 14 лет назад убил женщину, которая ему отказала. Убил ловко, никто и не подумал на него. Вместо него обвинили слугу, а тот еще до суда умер от горячки. Сначала совесть не мучила убийцу. Но чем дальше, тем больше он думал о случившемся. Ни служба, ни благотворительность, ни брак, ни рождение детей не отвлекали его от тоски, а лишь глубже погружали во мрак. Теперь он решил всенародно покаяться, только мысль о детях его мучила: как же он их ославит на весь свет? Зиновий посоветовал ему признаться во всем. Убийца обещал, что покаяется, но проходили дни и месяцы, а он ходил и лишь обещал, постоянно оправдывая свою задержку. Дошел он до того, что и вовсе стал сомневаться, стоит ли это делать, ведь лучше никому не будет, а хуже — будет, причем его близким людям, которые ни в чем не виноваты. Но все-таки он решился сделать это под влиянием Зиновия. Однако его признанию не поверили, сочли его помешанным. Он и правда заболел после того случая. Жена его упрекала Зиновия в том, что он ее мужа с ума свел. Наконец, больной сам потребовал привести Зиновия и признался ему, что едва не убил его перед признанием, так как возненавидел за те муки, которые пережил. Михаил умер, но с тех пор многие люди перестали принимать Зиновия, боясь его влияния. Он вскоре и сам уехал в монастырь.
Глава 3: Из бесед и поучений старца Зосимы
Зосима говорит, что нынешние борцы за идею принимают свободу за утоление личных потребностей, и это делает их рабами своих привычек и капризов. Один революционер даже признавался ему, что за табак едва не продал свои идеи. Как же может служить человечеству такой человек? Вот поэтому важно сохранить институт монашества на Руси: инок отрекся от земных желаний, чтобы ни от чего не зависеть в служении своем.
Зосима осуждает детский труд на фабриках, народное пьянство, разврат. Но не лучше и высшие слои общества, они отказались от Бога и обесценили понятие преступления. Видя это, в Европе революционеры учат, что народный гнев прав. Но неправда гнева кроется в его жестокости. Россию спасут вера и смирение народа. Он умеет служить без зависти. Глядя на народ, и богачи засовестятся, будут относиться к слугам уважительно. В пример он приводит себя и Афанасия (избитого денщика). Спустя годы они встретились, обнялись, и уже слуга дал барину полтину на монастырь.
Зосима призывает любить животных, природу, каждую вещь, и тогда можно познать тайну Бога. Нужно воспитывать в себе деятельную любовь и подавать детям хороший пример, не уступая гневу. Не стоит осуждать мир, переваливать свою ответственность на других, ведь все за всех виноваты, и нет чужих проблем. Поэтому нельзя судить людей. Ведь ты сам можешь быть виноват в его преступлении чуть ли не больше, чем он.
По мнению старца, ад — это «страдание о том, что нельзя уже более любить». По сравнению с этими бесплодными сожалениями адский пламень — отдых и забвение. Есть и «доброхотные мученики», которые всецело предаются гордости Сатаны, а потому не ощущают раскаяния, но их мучает сама суть греха — ненависть и отрицание всего и вся.
Старец умер, но перед смертью сумел многое рассказать слушателям.