Краткое содержание произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских» по главам (Ермолай-Еразм)
Публицист и писатель Ермолай-Еразм творил свои произведения в XVI веке. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» автор рассказывает о жизни святых, основываясь на преданиях, передававшихся в городе Муроме народом из уст в уста. Многомудрый Литрекон представляет Вам краткий пересказ данного произведения. Основные события и сюжет книги переданы в сокращении. Приятного просвещения!
Содержание:
Глава I
На Русской земле расположен город Муром, в котором некогда властвовал князь Павел. Его жена была женщиной высоконравственной и добронравной. Но дьявол послал «на блудное дело» супруге князя злого крылатого змея, который стал являться женщине в видениях. Эти наваждения продолжались долгое время, и злой змей завладел бедной женщиной. Жена князя всё рассказала своему супругу. Князь Павел подумал и решил, что надобно, чтобы жена спросила этого змея во время следующего видения: знает ли он сам, отчего погибнет? Если супруга сможет узнать об этом, то избавится от злого змея навсегда в земной жизни, а в жизни вечной этим умилостивит Христа. Жена запомнила всё, что велел ей сделать муж.
У Павла был родной брат – князь Пётр. Ему он и рассказал о том, какую правду удалось выведать о гибели змея. Пётр, не колеблясь, стал размышлять, каким образом можно одолеть змея. Однако об Агриковом мече он ровно ничего не знал.
Обыкновенно Пётр часто посещал различные церкви в одиночестве. За городом Муромом, в женском монастыре, находилась церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Туда и пришёл он, чтобы помолиться. Вдруг явился Петру юноша, который обратился к нему с вопросом о том, желает ли тот увидеть Агриков меч. Пётр, не раздумывая, согласился. Молодой человек показал ему этот меч, который лежал в стене алтаря, в щели между плитами. Князь решил взять его, чтобы избавиться от змея. С этого дня Пётр был в ожидании нужного случая, который позволит ему совершить задуманное.
Ежедневно Пётр наведывался к обрату, отдавал поклоны. Однажды он, выйдя из комнаты брата, сразу пошёл к его жене, где увидел сидящего рядом с ней Павла. Через несколько минут размышлений Пётр понял, что это проделки змея. Он рассказал об увиденном Павлу и решил, что прямо сейчас покончит со змеем. Он вошёл в комнату снохи и ударил врага Агриковым мечом. Змей, появившийся в своём настоящем обличии, умер. Его кровь попала на Петра. В связи с этим брат Павла тяжело пострадал: кожа его покрылась язвами. Ни единый врач не мог помочь ему вылечить этот недуг.
Глава II
Узнал князь Пётр, что в Рязани есть много хороших лекарей, и его привезли в этот город. Один из приближённых князя, долго бродя по окрестностям Рязани, зашёл в село под названием Ласково. Подошёл он к воротам одного из домов, где, казалось, никого не было. Он вошёл в горницу дома, где сидела девушка, которая ткала холст. У её ног бегал заяц. Она сказала вошедшему, что плохо, если дом не имеет ушей, а горница – очей. Приближённый князя спросил, есть ли в доме хозяин. Девушка ответила также загадочно. Юноша ничего не понял из сказанного, попросил всё разъяснить. Незнакомка стала объяснять, что для дома ушами является дворовой пёс, который лает, когда видит, что кто-то желает войти, а глаза дома – это ребёнок, который может предупредить домочадцев о приходе гостя. Девушка сказала, что родители её пошли на похороны, «взаймы плакать», а брат, который был древолазом, как и отец, пошёл работать в лес, «сквозь ноги на покойников глядеть». Приближённый был удивлён её мудростью и спросил её имя. Узнал он, что девушку зовут Феврония. Юноша рассказал о болезни Петра и о поиске исцеления: слуги князя ходят по домам и расспрашивают у жителей, как найти в этом городе лекарей.
Феврония попросила, чтобы князя привезли к ней. Было сделано, как она велела. От предложенной награды за исцеление девушка отказалась. Лишь одного она желала: чтобы после выздоровления князь сделал её своею женой. Однако Пётр не хотел жениться на дочери древолаза, но, неуверенный в своих словах, всё-таки дал согласие.
Феврония определила лечение для больного, сделав мазь от язв на основе кваса. Князь должен был, попарившись в бане, помазать струпы, но оставить один нетронутым.
Пётр захотел узнать, насколько мудра эта девушка. Прислал он ей небольшой пучок льна и велел сделать из него предметы гардероба за то время, пока он будет находиться в бане. В ответ Феврония прислала обрубок полена, попросив князя смастерить ей ткацкие принадлежности для создания полотна, пока она будет очёсывать пучок льна. Князь сообщил ей, что сделать это невозможно, на что девушка ответила, что и из одного маленького пучка льна за кратчайшие сроки нельзя сделать столько вещей, сколько заказал князь. Пётр был удивлён её находчивому ответу.
Князь последовал всем рекомендациям в лечении, определённом Февронией. На следующее утро он был полностью здоров, лишь один непомазанный струп остался на коже. Несмотря на то, что девушка спасла Петра от тяжёлого недуга, он не пожелал брать её в жёны из-за низкого сословия. Он послал девушке подарки, но та отказалась от них.
Воротившись в Муром, князь вновь захворал, покрывшись язвами: они возобновились от оставшегося на теле струпа. Приехал он опять к Февронии для того, чтобы заново лечиться. Ему было стыдно за то, что он нарушил своё обещание жениться на ней. Феврония не сердилась на него, сказав, что если он сделает её своей женой, то обязательно поправится. Пётр дал слово на сей раз не отказаться от своих слов.
Феврония лечила князя таким же способом, как и в первый раз. Пётр поправился и женился на девушке. Так Феврония сделалась княгиней. Они приехали в Муром, где стали жить, соблюдая все заповеди Божии.
Глава III
Вскоре самодержца Павла не стало. Петр был наследником престола: к нему перешло правление городом Муромом. Бояре, которым жёны внушили своё мнение о Февронии, невзлюбили жену нового князя, ведь она обрела княжеский статус, не имея высокого происхождения.
Однажды слуга Февронии сообщил Петру о том, что его супруга по окончании трапезы складывает в ладонь крошки, оставшиеся на столе. Пётр решил проверить Февронию. Он велел, чтобы она отобедала с мужем за одним столом. После еды, когда Феврония совершила свой «ритуал», князь разжал её ладонь и увидел в её руке вместо крошек церковные благовония – ладан и фимиам. С этого дня Пётр более не пытался испытывать Февронию.
Прошло много времени. Как-то раз пришли к Петру рассерженные бояре и сказали, что готовы верой и правдой служить ему, но не желают, чтобы Феврония командовала их жёнами. Кроме того, бояре поставили условие: если князь хочет и далее управлять Муромом, то пусть женится на другой девушке. Феврония же пусть уходит, забрав с собой нужное ей количество богатств. Князь попросил бояр, чтобы они сказали всё то же самое Февронии. Он хотел узнать, что она им ответит.
Бояре решили закатить пир. Когда они были уже пьяны, то обратились к княгине с просьбой отдать им то, что они попросят. Феврония пообещала, что исполнит их пожелание. После этого бояре сказали ей всё то же, что говорили доселе князю. Феврония ответила на это, что теперь и бояре должны дать ей обещание, что отдадут ей того, кого она попросит. Они дали ей слово. Княгиня попросила у них лишь мужа своего.
Бояре решили, что, если князь пожелает, то пусть уезжает из Мурома вместе с женой. На его место выберут нового самодержца. Каждый из бояр мысленно надеялся на то, что сможет заменить Петра. Князь не хотел прогонять жену, ведь это противоречит заповедям Божиим, поэтому решил уйти вместе с ней.
Были приготовлены суда на реке Оке. Супруги тронулись в путь. В судне с Февронией плыл мужчина со своею женой. Посмел он посмотреть на княгиню «с вожделением». Феврония угадала то, о чём думает этот человек. Она велела ему, чтобы он набрал воды из реки с одной и с другой стороны судна и выпил её. После того, как мужчина выполнил просьбу княгини, она спросила: одинакова ли была по вкусу вода? Он ответил, что разницы никакой не почувствовал. Феврония сказала ему на это, что и природа женская одинакова. Она задала ему вопрос, обличая тем самым его нечистые мысли: почему же он забыл о своей жене и смотрит на чужую супругу? Человек этот более не посмел предаваться дурным мыслям.
Вечером судна подошли к берегу: путников надо было устроить на ночлег. Пётр переживал, что самовольно отказался от правления, но жена стала успокаивать мужа, уверяя его, что Бог не оставит их.
Чтобы приготовить ужин для князя, повар воткнул в землю на берегу реки небольшие колышки для котлов с едой. Позже княгиня, прогуливаясь, благословила эти колья, сказав, что утром они станут высокими лиственными деревьями. Так и произошло.
Когда утром люди готовили суда к дальнейшей поездке, прибыли из Мурома вельможи. Стали они просить прощения и умолять князя вернуться обратно в город вместе с женой, так как в городе началась жестокая борьба за власть. Супруги вернулись в город. Правили они долго, проявляя во всех вопросах мягкосердечие, соблюдая справедливые законы. Принимали они в свой город путников, кормили, одевали и оберегали от невзгод бедняков.
Глава IV
Когда князь и княгиня состарились, они стали молиться, чтобы уйти на небеса одновременно. Супруги завещали, чтобы их похоронили в одной гробнице: велели сделать два гроба, разделённые перегородкой. Пётр и Феврония в одно время приняли постриг. В иноческом чину князь был именован Давидом, а княгиня – Ефросинией.
Однажды, когда Феврония вышивала лики святых на воздухе для храма, Пётр передал ей, что умирает, но пока ещё ждёт свою жену, чтобы уйти вместе. Феврония передала, чтобы он подождал: вышивать ей осталось недолго. Вскоре Пётр позвал жену во второй раз, а потом и в третий, сообщая, что больше не может ждать. В это время Феврония заканчивала вышивать, но не смогла докончить свою работу и передала Петру, что умирает вместе с ним. Супруги помолились и покинули земной мир. Это произошло двадцать пятого июня.
Решили люди похоронить князя и княгиню отдельно потому, что Пётр и Феврония стали иноками. Тела их положили в отдельные гробы и поставили в разных церквах до утра: гроб с телом Петра – в церкви пречистой Богородицы, гроб с телом Февронии – в церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Их общий гроб стоял пустой в Муроме, в соборном храме пречистой Богородицы. Утром люди нашли пустыми их отдельные гробы, тела супругов нашли в общем гробу. Вновь переложили их в разные гробы, и вновь на утро их нашли лежащих рядом в едином гробу. Более их не посмели разлучать и погребли рядом с церковью Рождества святой Богородицы, находившейся в городе Муроме. С тех пор верующие люди приходили к их мощам, чтобы обрести исцеление.
Далее автор повести воздаёт хвалу святым Петру и Февронии, вспоминая их подвиги, мудрость и благочестие.
Автор: Диана Танцур
Всем привет