Краткое содержание поэмы «Божественная комедия» (Данте Алигьери)

Данте Алигьери – поэт раннего Возрождения, создавший грандиозную и многослойную поэму о загробном мире. Загробный мир, по Данте, делится на три части: Ад, Чистилище и Рай. Наибольший интерес для читателя вызывает первая часть поэмы, в которой Данте вместе с Вергилием проходит Ад (от первого круга – Лимб, вплоть до девятого, где покоится во льдах озера Коцит падший ангел Люцифер). Литрекон предлагает Вам ознакомится с кратким пересказом книги по песням и ее анализом. «Божественная комедия» в сокращении поможет вспомнить основные события и восстановить в памяти сюжет. Приятного просвещения!

Содержание:

Часть 1. «Ад»

Песнь первая 

Рассказчик, он же Данте, достигнув середины жизни и потеряв смысл своего существования, входит в сумеречный лес. В лесу он чувствует тревогу, его начинает клонить в сон, однако, дойдя до границы леса, к холму, он замечает свет на его вершине, отчего приободрился. 

Данте продолжает восхождение к свету, пока на его пути не появляется один за другим три зверя: рысь (похоть), лев (гордыня) и волчица (алчность). Данте решает отступить и отправиться обратно, в этот момент он замечает человека, к которому обращается за помощью. Им оказывается древнеримский поэт Вергилий, кумир Данте. Последний просит Вергилия защитить и помочь. Вергилий отказывается, аргументируя это тем, что Данте должен сам справляться со своими грехами. Вместо этого он предлагает Данте спуститься в преисподнюю, где он (Вергилий) проведет его до «небесных» врат. Данте соглашается, и они с Вергилием отправляются в путь.

Песнь вторая

Данте собирается в путешествие. Его обуревают сомнения, он обсуждает с Вергилием свои опасения, попутно вспоминая про подвиг Энея и про апостола Павла, указывая на их покровительство и состоятельность, и переживая за собственные силы.

Вергилий рассеивает страхи Данте, рассказывая о просьбе, которую он получил в загробном мире от Беатриче. Беатриче, ныне покойная возлюбленная автора, видела, как Данте идёт к вершине, а также видела, в каком положении он оказался. Она просит Вергилия быть спутником Данте и в «награду» обещает преклониться перед Господом с мольбами за Вергилия. 

Ободрённый Вергилий соглашается помочь Данте, он также спрашивает у Беатриче, не страшит ли ёё адская пучина, куда она спустилась, чтобы поговорить с ним. Беатриче отвечает, что ради помощи и милосердия она готова на всё. После разговора Вергилий переносится к Данте. 

В настоящем времени Данте благодарит Беатриче и прославляет Вергилия, говоря, что теперь он готов спуститься в Ад. Они уходят.

Песнь третья

Вергилий и Данте подходят к адским вратам, над которой надпись, убеждающая тех, кто входит, оставить надежду. Данте переживает, Вергилий приободряет и сообщает, что далее на их пути обитель душ, лишенных образа Господа. Они входят, Данте слышит вопли и стоны грешников, отчего начинает рыдать и вопрошать Вергилия. Вергилий объясняет, что «здешние» грешники ничем не примечательны, всю жизнь думали лишь о себе, их не приняли в рай, чтобы не омрачать его облика, и их также отвергнул Ад, посчитав недостойными. Также они (грешники) утратили возможность умереть, вместо этого они вынуждены вечно мучиться на распутье. Вергилий призывает Данте не обращать на них внимания. 

Перед спутниками проносится толпа грешников, среди которых Данте узнаёт некоторых личностей. Данте замечает другую толпу, стоящую у реки Ахерон. Подходя к реке, к Данте обращается разгневанный Харон с призывом уйти, пока не поздно. Вергилий объясняет Харону, что данное путешествие – миссия, данная свыше. Грешники, стоящие рядом, услышав слова Вергилия принимаются хулить, пока в один момент Харон не сгоняет их по лодкам, которые незамедлительно отправляются во тьму. После первой толпы приходит вторая, Вергилий, указывая на них, поясняет, что место. где они находятся – переправочный пункт, по которому обязаны пройти все грешники, и добавил, что праведным запрещено проходить здесь.

В этот момент проносится вихрь и сверкают молнии, от вида которых Данте теряет сознание.

Песнь четвертая

Данте пробуждается от грома и вспоминает где он находится. Он пытается что-нибудь увидеть, однако из-за мрака и тьмы ничего не видит. Побледневший Вергилий призывает его спуститься, Данте сомневается в храбрости своего кумира, Вергилий поясняет, что его основное чувство – жалость к грешникам. 

Они спускаются на первый круг – Лимб, на котором заключены люди, жившие по правилам и не подпускавшие порок к себе, но при этом не крещенные и безверные, к которым причислен и сам Вергилий. Данте осматривает обитель первого круга и, ощутив тяжесть скорби осужденных, укрепляется в вере. Он интересуется у Вергилия, удавалось ли кому-нибудь покинуть Лимб, на что Вергилий рассказывает историю снисхождения Христа в Ад, из которого он забрал Адама и других ветхозаветных праведников. После этого Лимб не убывал.

Навстречу Данте и Вергилию выходят величайшие певцы античности: Гомер, Гораций, Назан и Лукан, которые приветствуют Вергилия. Античные поэты принимают Данте в свой круг «великих поэтов», тем самым возвеличивая его. 

Они подходят к замку. Войдя во двор замка, Данте замечает множество теней, среди которых узнаёт древнеримских деятелей и героев античных войн, а также философов, героев мифологии и учёных. Данте и Вергилий покидают Лимб, спускаясь на второй круг.

Песнь пятая

За Лимбом следует Второй круг, на котором восседает страж, – Судья Минос, который принимает грешников и отправляет их на определенный круг. Судья Минос замечает Данте. Харон начинает грозно порицать и предупреждать его. Вергилий рассказывает Миносу про «повеленье», в это время до Данте доносятся стоны грешников, которые вертятся в вихрях бури и ударяются о края скал. 

Данте узнаёт, что на втором круге наказываются сладострастники, которые добивались удовлетворения чувственных утех. Он примечает толпу в вихре и спрашивает об ней у Вергилия. В вихре находились царицы Семирамида, Дидона (основательница Карфагена), Клеопатра и большинство античных деятелей (Елена, Ахилл, Парис). Данте хочет обратиться к страдающим в вихре, Вергилий советует ему обратиться к ним. Данте исполняет указание. Когда к нему подлетает вихрь, к Данте обращается Франческа де Римини, которая рассказывает о своей страсти и любви к Паоло, и о том, как их разлучил её ревнивец-муж, убив их. Данте узнает Франческу и просит её рассказать о тайне Любви. Франческа рассказывает, как зародилась её любовь к Паоло, их первый поцелуй был во время чтения сцены поцелуя Ланселота с возлюбленной.

Пока Франческа говорит, в отдалении стоит рыдающая тень – Паоло. В этот момент Данте теряет сознание.

Песнь шестая

Данте пробуждается после обморока. В настоящий момент он находится на третьем кругу, где постоянно льёт дождь и падает град. Здесь есть страж – трёхглавый Цербер, который терзает согрешивших. 

Цербер, увидев Данте и Вергилия, уже готовится напасть на них, но Вергилий швыряет в пасть пса кол с грязью, и тот успокаивается. К Данте обращается грешник, который просит признать его, однако Данте не узнаёт его. Тогда грешник рассказывает, что он — обжора Чиакко, который был осужден за своё пристрастие. Таким образом, Данте узнаёт, что на третьем кругу живут чревоугодники. 

Данте начинает расспрашивать Чиакко о судьбе Флоренции, на что последний предсказывает реки крови и победу Чёрной партии. Поэт спрашивает о других деятелях и узнаёт, что они находятся на четвертом кругу. Чиакко просит Данте напомнить о нём, когда он вернется из преисподней, затем падает. Вергилий, взглянув на грешников, говорит, что Чиакко не подняться со дна до момента начала Страшного Суда. Они продолжают свой путь. Подходя к спуску, они замечают Плутоса, отца расточителей.

Песнь седьмая

Перед спуском на четвертый круг спутников встречает старик Плутос, который начинает грозно угрожать. Вергилий ободряет Данте и приказывает Плутосу повиноваться и пропустить их. Плутос повинуется. Взору Данте предстаёт панорама четвертого круга, на котором стяжатели и мздоимцы толкают валуны, и, сталкиваясь с друг другом, бранились, не приходя к соглашению. Данте замечает двух священников и недоуменно спрашивает Вергилия о них. Последний ему говорит, что на данном кругу все скупердяи разных мастей и профессий, однако узнать их будет невозможно. Далее Вергилий рассуждает о Фортуне, а также о цене богатств, которую платят заключенные на четвертом кругу. Вергилий и Данте спускаются на пятый круг.

Пятый круг представляет из себя Болото Стикс, в котором борются и топят друг друга те, кто при жизни не умел унимать свой гнев. Вторая часть грешников погружена в болото, где они безостановочно сотрясают тину своими унылыми вздохами, это люди, всю жизнь прожившие в унынии.

Данте и Вергилий приближаются к башне.

Песнь восьмая

Подойдя к башне, Данте и Вергилий встречают Флегия. Вергилий просит переправить их. Во время переправы из воды выныривает грешник. Он интересуется у Данте о цели его преждевременного визита. Данте узнаёт в грешнике своего знакомого, тот решает залезть в лодку, но его тут же отталкивает Вергилий.

Данте подплывает к городу Дит. Он слышит предавших Господа, они требуют, чтобы Данте шёл по городу один, без проводника. Данте в ужасе. Вергилий убеждает его следовать условию, отходя от Данте и обещая с ним встретиться.

Песнь девятая

Не успел Данте войти в город Дит, как к нему и к Вергилию навстречу полетели гиеены. Их вид приводит Данте в ужас. К ним подлетает Горгона, Вергилий закрывает глаза Данте.

На помощь к Данте и Вергилию приходит ангел Господень. Он открывает врата города Дит, осудив мятежные души, населяющие его. Данте и Вергилий входят в город.

Внутри города Данте замечает зловещие могилы, объятые пламенем и раскаленным железом, из которых доносились вопли и стоны. Вергилий рассказывает, что данный круг предназначен для еретиков и иноверцев.

Песнь десятая

Данте желает обратиться к душам, поскольку вокруг нет никакой стражи, на что Вергилий отвечает, что могилы скоро закроются. К Данте обращается Фарината, который интересуется о судьбе Флоренции, а также о судьбе партии, враждующей с партией, в которой состояла семья Данте.

Из могилы показывается следующий грешник, он просит Данте рассказать о Гвидо, отчего тот не присутствует с Данте, на что Данте отвечает:

«…Я прихожу не собственною властью, –«…» — Со мной певец(Вергилий), которого к несчастью, Не оценив, твой Гвидо презирал…»

Отец Гвидо думает, что его сын мёртв, и, не дождавшись ответа Данте, падает обратно в могилу.

Пока Данте разговаривал с Кавальканте Кавальканте (отец Гвидо), за ним наблюдал Фарината, который предсказывает Данте скорое изгнание из Флоренции, а также вопрошает его:

«…За что твой род преследует меня – в семье моей?»

Они вспоминают о преследованиях и битвах. Данте просит Фарината передать Кавальканте, что его сын жив. Вергилий уводит Данте, расспрашивая о его состоянии. Данте пересказывает разговор с Фаринатой, на что Вергилий просит сохранить в памяти этот диалог, поясняя, что Беатриче расскажет Данте о будущем.

 «И позади оставив эти стены, «…» Направились мы в самый центр геенны, Где смрадные клубились пары.»

Песнь одиннадцатая

Данте и Вергилий спускаются к седьмому кругу. Они ощущают невыносимую вонь, Вергилий объясняет устройство седьмого, восьмого и девятого круга. 

Седьмой круг разделён на три пояса, в которых томятся насильники трех разных видов: насильники над ближними, над собой, а также насильники над Богом.

Восьмой круг состоит из десяти рвов, иначе называемых Злыми щелями, в которых несут своё наказание люди, обманывающие и наживающиеся на тех, кто им доверял.

Вергилий объясняет связь между восьмым и девятым кругом – обман, на восьмом кругу томятся обманывавшие, которых не связывают узы любви и преданности, в то время как на девятом кругу находятся те, кто обманул доверившихся. 

Данте волнует вопрос, отчего грешники первых шести кругов не томятся равномерно, если их грехи не так страшны, на что Вергилий объясняет: для Господа они – все равно грешники, однако не такие страшные.

Данте просит разъяснить, отчего Господь карает ростовщиков. Вергилий объясняет: жизнь ростовщика далека от христианского идеала, скопидом преследует более низменные цели. Они спускаются к седьмому кругу.

Песнь двенадцатая

На пути спутников появляется бушующий Минотавр, которого Вергилий желает прогнать. Пока Минотавр мечется, путники проходят мимо, продолжая спуск. Вергилий указывает Данте на первый пояс, в котором захлёбываются в крови те, кто вредил ближним, лишая их спокойной жизни.

Внизу рыскают центавры, которые вскоре замечают поэтов, угрожая расправой, если те не ответят на вопрос о цели их визита. Вергилий просит Хирона не восставать против них, затем объясняет Данте, кого он видит перед собой. Центавры – стражи данного пояса, они следят, чтобы грешники не всплывали больше положенного.

Вергилий рассказывает Хирону об их путешествии, прося одного центавра в качестве сопровождения. С ними идёт Несс. Он рассказывает о «жителях» данного пояса. Он доводит их до следующего пояса, затем отступает.

Песнь тринадцатая

Спутники входят в лес – второй пояс седьмого круга. Здесь вьют гнёзда гарпии, Вергилий просит обратить внимание на данный пояс. 

Отовсюду слышны стоны, однако не понятен их источник. Вергилий просит Данте отломать от дерева ветку. Как только Данте делает это, из излома начинает литься кровь, он слышит вопль, вопрошающий его:

«За что меня так больно Терзаешь ты?» 

Вергилий объясняет Данте, что последний сделал это не со зла, он просит дерево рассказать о своей судьбе. Деревом оказывается Пьетро делла Винья, которого обвинили в государственной измене. Его сажают в тюрьму, где он самоубивается.

Данте из-за прилива жалости не может говорить, Вергилий допрашивает дерево. Все самоубийцы отправляются на данный круг, где становятся деревьями, которые впоследствии становятся объектом нападения гарпий.

Когда дерево замолкает, внезапно появляются две нагие души, убегающие от своры адских псин. Один из них падает под куст, однако в этот момент его настигает свора, которая немедленно разрывает его. Вергилий подводит Данте к погибшему. Куст, под которым хотел скрыться погибший, вопрошает его.

Вергилий просит куст рассказать о своей судьбе.

Песнь четырнадцатая

Спутники спускаются к третьему поясу, где находятся насильники над Богом. На данном поясе грешники изнемогают от жары, при этом находясь под огненным дождем, что усиливает их страдания.

Данте замечает великана, который не чувствует огненной кары, и просит у Вергилия разъяснений. Великан Капаней слышит, что речь идёт о нём, и собирается начать рассказ, как вдруг Вергилий грозно прерывает его, указывая, за какие грехи тот оказался здесь. 

Вергилий рассказывает: Капаней был одним из царей осадивший Фивы. Он упоминает о его кощунстве и осквернении святынь.

Вергилий просит Данте обратить внимание на протекающую рядом кровавую реку. Он рассказывает об устройстве адских рек, попутно вспоминая миф о Сатурне (Кронос), Рее и Зевсе.

Данте интересуется о расположении реки Лета, на что Вергилий намекает, что они её увидят за пределами Ада. Перед ними в данный момент река Флегетон. Они следуют дальше.

Песнь пятнадцатая

Путники идут вдоль Флегетона. На встречу Данте и Вергилию мчится толпа теней. Один из духов хватает Данте за платье и обнимает. В неизвестном призраке поэт узнаёт своего учителя Брунетто. Данте хочет поговорить с ним, Брунетто объясняет, что ему нежелательно останавливаться, поэтому он пойдет за Данте следом. 

Они разговаривают о Данте. Брунетто предсказывает поэту славу, при это предостерегая, что у него найдутся враги. Данте обещает помнить о своём учителе, уверяя, что не боится в будущем гонения. Они прощаются, приближается следующая партия грешников.

Песнь шестнадцатая 

Данте и Вергилий подходят к водопаду, воды которого падают в восьмой круг. К ним приближаются три тени, которыми оказываются флорентийские деятели. Данте объясняет в ходе разговора цель своего схождения в Ад. Они интересуются о судьбе Флоренции, на что Данте отвечает:

«Флоренция оплакивает ныне
Излишества свои и дух гордыни,
Которыми наказана она.»

Духи уходят. Данте ужасается грохота водопада. Вергилий кидает бичёвку в ущелье. Со дна вылетает Герион – крылатое чудовище, страж восьмого круга.

Песнь семнадцатая 

Они сталкиваются с чудовищем Герионом, символизирующим обман и нечистоту. Вергилий призывает Гериона, и тот, будучи величественным, но опасным, позволяет им спуститься на своей спине. Герион напоминает змея, у него ужасный внешний вид, и он движется медленно в пропасть. Герой испытывает страх, однако решает сломить его и садится на спину Гериона, который начинает свой путь вниз. 

По мере их спуска герой ощущает страх перед бездной и чувствует приближение страданий за своими пределами. Наконец, Герион достигает дна, где они оказываются готовыми к следующему этапу своего путешествия, и исчезает, как стрела, после того как они с него слезают.

Песнь восемнадцатая

Данте с Вергилием спускаются на первый ров восьмого круга. На их пути встречается Венедико Каччанемик, который объясняет, что его вина связана с манипуляциями и предательствами. Далее, во втором рву, они видят известного мифологического персонажа Ясона, которого также мучают за обман и предательство. Они наблюдают за мучениями грешников. Вергилий комментирует их участь. 

Первый ров восьмого круга – обольщающие для других, в то время как второй, предназначен для льстецов, которые обольщали для собственной выгоды.

Песнь девятнадцатая

В третьем рву мучаются торгующие святынями. Грешники погребены наполовину в землю, видны их ноги, которые объяты пламенем. 

Данте и Вергилий обращают внимание на одну душу, томимую в песке. Данте, под видом монарха, обращается к нему, и узнает в грешнике отца Николая третьего, который покровительствовал своим племянникам. Он рассказывает о своём грехе, предсказывая прибытие папы Бонифация, такого же грешника, как и он. Он предсказывает нового папу, который будет хуже Бонифация. Данте порицает грешника. Вергилий уводит его к следующему рву.

Песнь двадцатая

На четвертому рву восьмого круга наказываются лжепрорицатели. У них вывернуты суставы, а также повернута назад голова. Помимо этого они молчат. Вергилий рассказывает про грешников, находящихся на этом рву. 

Он рассказывает про злоключения Тиресия, Аронта, Манто, которые были прорицателями. Данте просит рассказать про известных деятелей, которые наказываются в данном рву. Вергилий рассказывает про Эврипила, который предсказывал благоприятные дни для похода. Они продолжают путь, становится известно, что их путешествие продолжается второй день.

Песнь двадцать первая

Вергилий и Данте выходят к пятому рву, в котором томятся ростовщики, обреченные вечно кипеть в смоле. К ним навстречу бежит бес, несущий ростовщика, которого впоследствии кидает в кипящую смолу. Когда грешник попытался вынырнуть, бесы предупреждают его, заклиная погружаться глубже в смолу.

Вергилий призывает Данте не пугаться и на время спрятаться. Вергилий направляется к бесам, которым разъясняет цель схождения в Ад. Вергилий подзывает Данте. Когда тот выходит, на него собираются накинутся бесы, которых тут же останавливает главный бес – Хвост.

Хвост объясняет поэтам, что мост, ведущий к шестому рву разрушен, следовательно, идти до него в одиночку не безопасно. Он приказывает другим бесам сопровождать путников до пещеры, через которую они выйдут к мосту, а позже и к шестому рву.

Данте просит Вергилия идти без сопровождения, в ответ на что Вергилий приободряет Данте.

Песнь двадцать вторая

Они отправляются в путь. Данте замечает грешника, который внезапно появляется, и на него сразу же нападают Графиаканте и Рубиканте (бесы, сопровождающие Данте и Вергилия). Вергилий спрашивает грешника о его судьбе. Один из бесов, Чириатто, поднимает его на виллы, прося Вергилия расспросить о его преступлениях, так как времени у него осталось немного. 

Грешник начинает рассказывать о себе. Когда он заканчивает, один из бесов собирается наказать его, но тот сообщает, что призовет своих товарищей. Бесы его отпускают, но через мгновение осознают, что стали жертвой уловки. Черти начинают ссориться из-за упущенного грешника.

Песнь двадцать третья

В шестом рву восьмого круга находятся лицемеры, завернутые в тяжелые свинцовые плащи. Из-за тяжести своей брони они движутся очень медленно. Вергилий советует Данте подождать и идти вдоль дороги с кем-то из знакомых.

Один из грешников обращается к ним. Он признается, что он и его товарищ – гауденты. Этот орден, основанный в Болонье, был создан для примирения враждующих и защиты обездоленных, но его члены заботились лишь о своих удовольствиях, что и привело к их прозвищу «веселящиеся братья». Гауденты наказываются за лицемерие, которое проявляли в своем ордене.

Данте также замечает распятого грешника, приколотого тремя колами. Это иудейский первосвященник Каиафа, который, согласно евангельской легенде, предложил фарисеям убить Христа. Он лицемерно утверждал, что смерть одного человека может спасти весь народ, в противном случае на них может обрушиться гнев римлян, которые владели Иудеей. Разгневанный Вергилий уводит Данте.

Песнь двадцать четвертая

В седьмом рву, где мучаются воры, Данте и Вергилий поднимаются по обрыву. Данте измучен, но Вергилий напоминает, что их ждет еще более трудное восхождение – путь в Чистилище. Он объясняет, что цель Данте не просто избежать ада, а достичь внутреннего совершенства.

Неожиданно раздается странный, непонятный голос, источник которого Данте не может определить. В пещере перед ним предстает ужасная картина: клубок ядовитых змей, от вида которых кровь стынет в жилах. Воры страдают от вечного проклятья – змеи испепеляют грешников, превращая их в прах, но затем этот прах снова собирается, возвращая вора к жизни, чтобы казнь началась сначала.

Один из воров (Ванни Фуччи) признается, что жил как животное, не способное на человеческие чувства. Он оказался в этом круге за кражу церковных ценностей.

Песнь двадцать пятая

Ванни Фуччи начинает оскорблять Бога. Змеи сдавливают его. Приближается центавр. Вергилий рассказывает, что это Какус, угнавший быков из стада Геракла, который позже побеждает Какуса. 

К Данте и Вергилию приближаются три тени. На одну из теней нападает змей, спустя некоторое время тень и змея становятся одним целым. Затем существо распадается на грешника со змеиными чертами и на змею с человеческими чертами. В конце метаморфозы грешник в обличии змеи уползает, а змея принимает обличие грешника. Новообращённый змей уползает.

Песнь двадцать шестая

Данте и Вергилий добираются до восьмого рва, где находятся лукавые советчики, участь которых гореть в вечном пламени.

Данте замечает раздвоенный огонь, Вергилий объясняет, в этом пламени находятся Диомед и Одиссей, которые вместе строили козни, обрекая многих на верную гибель.

Данте желает обратится к Диомеду и Одиссею, на что Вергилий соглашается, с условием, что говорить будет он, поскольку речь Данте будет для них непонятна.

Огонь приближается. Вергилий просит рассказать историю своей гибели. Одиссей (вероятно, это он) рассказывает об очередном плавании, которое закончилось их смертью.

Песнь двадцать седьмая

Огонь улетает.  К Данте подлетает дух Гвидо да Монтефельтро, который интересуется нынешним положением во Флоренции. Данте отвечает, что ничего не изменилось, по прежнему:

«Враждуют там тираны и рабы
Но не было открытой там борьбы»
Данте просит Гвидо рассказать свою историю.

Гвидо был когда-то воином, из-за боязни возмездия он становится монахом, надеясь на прощение своих грехов. Однако Бонифаций восьмой втягивает его в греховную жизнь вновь. Это продолжается до прихода главы фарисеев, который призывает Гвидо. Он просит стратегического совета, обещая отпущения всех грехов, на что Гвидо советует:

«…обещай всегда как можно боле
И сколь возможно меньше исполняй»

Гвидо забирает смерть за его корыстное поведение. В загробном мире Гвидо предстаёт перед судьёй Миносом, который определяет его на восьмой ров, восьмого круга. 

Данте и Вергилий направляются к девятому рву восьмого круга, где находятся зачинщики раздоров.

Песнь двадцать восьмая

Вид грешников вызывает у Данте ужас, который он стремится описать. Грешники предстают распотрошёнными, у кого-то открыт кровоточащий желудок, у кого-то нет частей тела. Перед путниками предстаёт изуродованный Магомет со своим учеником и последователем Али. Пророк объясняет, что здесь караются те, кто при жизни разводил смуту. Он также просит передать Фра – Дольчино, чтобы тот готовился к нападению и гонениям. 

Далее перед Данте предстаёт Пьетро Медичино, который при жизни разжигал раздоры, а также находился в сообщничестве с Гвидо де Монтефельтро. Он просит передать Гвидо и Каньяно весть об их скорой гибели. Данте просит рассказать об ужасе девятого рва. Пьетро Медичино раскрывает рот грешника Куриона, который побудил Цезаря начать гражданскую войну. Данте с ужасом обнаруживает, что у того нет языка, после комментирует его участь. 

К Данте и Вергилию приближается грешник, несущий свою голову. Перед ними предстаёт провансальский лирик Бертан де Борн, рассказывающий о раздоре, который он устроил. Он побудил сына короля Генриха второго поднять мятеж против своего отца.

Песни двадцать девятая и тридцатая

Вергилий предупреждает Данте поторопиться, – времени до рассвета остаётся мало, им нужно успеть пройти Ад до восхода солнца.

Данте рассказывает историю Гекубы, объясняя, что её ярость ни шла ни в какое сравнение с яростью двух грешников, которые разрывали окружающее пространство.

Один из них — дух Мирры, которая согрешила со своим отцом, а другой — плачущий Джанни Скикки, фальшивомонетчик, измученный жаждой, находящийся среди мощных потоков.

Они предавались спорам, один из них упрекал другого в обмане, а другой обвинял в финансовых махинациях. Джанни Скикки и два грек бранятся, Данте слушает их. Вергилий гневно указывает Данте, что слушать подобные разговоры невежливо.

Песнь тридцать первая

Данте и Вергилий продолжают спуск до девятого круга. Они доходят до места, полного ужасных гигантов, символизирующих страшные силы. Данте испытывает двойственное чувство: страх и восторг, постепенно осознавая истинный размер и силу этих созданий.

Проходя через мрак, Данте слышит громкий рог и видит силуэты башен, которые оборачиваются гигантами. Вергилий разъясняет, что их образы могут обмануть зрение, и важно не поддаваться тревоге. В процессе приближения герой различает детали этих существ, в том числе их размеры и ужасающий вид.

Проходя дальше, они сталкиваются с Немвродом и Эфиальтом, гигантами, которые были сильными противниками богов. В конце концов, они встречают титана Антея, который готов им помочь. Вергилий убеждает Данте, что герой достоин освобождения, и в итоге гигант спускает их вниз в подземное царство.

Песнь тридцать вторая

Данте обращается к образам ада и мученическим душам, описывая трудности выражения своей мысли о гигантском и жестоком мире. Он сталкивается с замерзшими душами, которые олицетворяют страдания и внутреннюю борьбу.

Он также вспоминает о том, как в аду люди страдают от холода, их тела погружены во льды, лица искажаются от боли. Один из грешников, связанный злобой, ест свою жертву, показывая крайнее проявление ненависти. Поэт задает ему вопросы о причинах его ненависти и обещает помочь, если придется разобраться в правоте его вражды.

Песнь тридцать третья

Данте и Вергилий слушают ужасную историю графа Уголино, который рассказывает о своем мучительном заключении. Он вспоминает, как его предал архиепископ Руджери, заточив в ужасной темнице с сыновьями. Граф пережил голод, наблюдая, как его дети умирают от недостатка пищи, и в отчаянии был готов на страшный поступок ради их спасения. 

Граф также выражает осуждение в адрес своего края и его жителей за то, что они страдают и остаются безмерно жестокими, живя среди вечного холода и боли. Он говорит о других душах, которые тоже страдают от предательства и ужаса, находясь в адской яме.

Песнь тридцать четвертая

Вергилий проводит Данте через холодное и мрачное царство ада. Они встречают ужасные видения, включая Люцифера с тремя лицами, который терзает предателей. Данте чувствует страх и замешательство, осознавая бесконечные страдания душ, застрявших в ледяных слоях. После встречи с ужасными существами и переживаний о своих собственных страданиях, они продолжают свой путь, направляясь к свету, который указывает на выход из бездны. 

Наконец, они достигают нового состояния, где снова могут увидеть небесное сияние. Они выходят к чистилищу.

Часть 2 «Чистилище»

Песнь первая

Данте чувствует облегчение. Он готовится воспеть Чистилище. К Вергилию и Данте обращается старик. Он спрашивает, как они пришли к Чистилищу через ад. Вергилий рассказывает о божественной миссии. Он объясняет, что Данте нужно познать семь кругов (или уступов) Чистилища. Он также упоминает о жене старика, которая пребывает вместе с ним в Лимбе. 

Старик рассказывает, что им нужно сделать, и исчезает. Данте и Вергилий умываются, срывают тростники и направляются к берегу.

Песнь вторая

Восхищенный Данте описывает окружающее пространство. К путникам подходит ангел, Вергилий объясняет Данте, что здесь, и в раю, все мифологические существа заменены на ангелов.

Причаливает лодка с новоприбывшими душами. Ангел исчезает, души обращаются к путникам с вопросом, как добраться до вершины. Вергилий объясняет душам, что они с Данте впервые здесь. Призраки удивляются присутствию живого Данте. Одна из душ хочет обнять его, однако когда Данте смыкает руки на призраке, его руки падают ему на грудь.

Перед Данте и Вергилием грешники, которые перед смертью успели покаяться, именно поэтому они вместо Ада прибывают в Чистилище, где их будет ждать очищение от грехов. 

Один из призраков начинает петь, чем вызывает гнев старика, который приказывает ему замолчать. 

Песнь третья

Данте и Вергилий следуют за новоприбывшими. Вергилий крайне недоволен, так как он позволил старцу накричать на себя. Внезапно выясняется, что Вергилий не знает, куда идти. Он предлагает наблюдать за движением теней и следовать за ними. Среди теней они встречают Манфреда, внука Костанцы, который рассказывает о своих страданиях и милости Божьей. Он передает сообщение своей дочери и делится своим пониманием искупления. Он говорит о том, что души, которые находились в конфликте с церковью, ожидают освобождения, и что надежда остается, пока человек ищет прощения. 

Песнь четвертая

Данте размышляет о состоянии души, о том, как она поглощается определёнными эмоциями — болью или радостью. Он описывает, как одним из чувств удаётся полностью захватить душу, в то время как остальные чувства временно забываются. 

Вергилий и Данте проходят через щель, на которую им указывают духи, и оказываются между сжатыми скалами. Вергилий вселяет в Данте надежду, говоря, что дальше будет легче. Внезапно неизвестный голос говорит, что путь будет сложен. Путники оборачиваются и видят других душ, которые всё это время скрывались за валуном. Это оказались ленивые души, которые не спешили, в отличие от других. Среди них Данте узнаёт своего знакомого Белаква, который при жизни был ленив. Он разговаривает с Данте, до момента, когда последнего не позвал Вергилий.

Песнь пятая

Данте следует за Вергилием. Духи привлекают внимание Данте, указывая на луч света, однако Вергилий перехватывает внимание последнего, убеждает следовать дальше, сохраняя стойкость и невозмутимость.

На встречу Данте и Вергилию направляется поющая толпа, которая, заметив телесность Данте, приходит в изумление. К путникам подходит два духа, которые интересуются личностью Данте, а также целью его прихода в Чистилище. Вергилий отвечает духам, что Данте ответит им нам все вопросы. Толпа надвигается на путников, на что Вергилий просит Данте отвечать им, не прекращая восхождения на гору.

Духи просят Данте посмотреть на них, попутно рассказывая о своей участи. К Данте обращается один из духов, который просит его передать память о нём на земле. 

На третьем уступе Чистилища находятся те, кто умер насильственной смертью, однако успел покаяться.

К Данте обращается Бонконте. Данте просит рассказать его о своей участи. Бонконте рассказывает о своих последних моментах. Затем к Данте обращается третий дух, дух женщины, которая просит вспомнить о ней, когда Данте возвратиться на землю

Песнь шестая

Тени отступают от Данте, он обращается к Вергилию. Затем Вергилий рассказывает Данте, что на вершине горы их будет ждать Беатриче. Данте ободряется. Вергилий замечает тень, к которой он хочет обратиться, чтобы узнать дорогу.

Духом оказывается Сорделло, мануйский поэт, знакомый Вергилия. Они обнимаются, Данте читает монолог о поэтах и Италии.

Песнь седьмая

Сорделло интересуется у путников, как они дошли до Чистилища, на что Вергилий объясняет, что они прошли через ад, поскольку у него (Вергилия) божественная миссия. 

Вергилий просит Сорделло быть их проводником по миру Чистилища. Сорделло соглашается, он продолжит путь на следующий день, поскольку сейчас ночное время, а на время темноты восхождение наверх невозможно. Путники останавливаются на привал.

Песнь восьмая

Данте и Вергилий с новым проводником Сорделло продолжают восхождение на вершину Чистилища

Данте наблюдает, как два ангела спустились, чтобы охранять долину от Змия. Внезапно мимо проходит еще одна тень. Данте узнаёт в неизвестной тени Нино, что принесло ему радость — ведь Нино не оказался в Аду. 

В этот момент они с Вергилием замечают, как ангелы испугали Змия.

Песнь девятая

Данте видит сон, в котором орёл переносит его к вратам Чистилища. Когда Данте просыпается, он обнаруживает, что действительно находится у ворот Чистилища. 

Вергилий объясняет, что его сюда привела Святая Лючия, которая, после переноса Данте, исчезает. Перед ними стоял привратник с мечом, сияющим ярче солнца. Он пропустил их. Позже они встретили Ангела, который семь раз начертил букву «Г», означающую грех, на лбу Данте. Данте со своими проводниками входит в Чистилище, где он слышит пение.

Песнь десятая

Данте и Вергилий входят в Чистилище. Они пробираются сквозь двигающуюся расщелину, и выходят к тропе, однако ни Данте, ни Вергилий не знают, куда идти.

Данте замечает прекрасные мраморные изображения, среди которых появляется ангел, который символизирует надежду и примирение. Он также видит сцену, изображающую вдову, обращающуюся к императору Траяну с просьбой о мести за убитого сына. Император обещает разобраться, но вдова сомневается в его словах.

На первом уступе Чистилища находятся гордецы, которые успели перед смертью покаяться. Их искупление заключается в том, что они сгибаются под тяжестью глыб, перед памятниками, символизирующими смирение.

Песнь одиннадцатая

Данте изображает души первого уступа, которые прославляют Бога. Это подчеркивает, что даже после смерти души продолжают испытывать эмоции и желания. Персонаж Гульельм Альдобрандески, является символом высокомерия и презрения к простым людям. Его судьба демонстрирует, что статус и богатство не спасают от загробного наказания.

Данте также видит художника Одеризи, известного своей гордостью, который иллюстрирует тщетность человеческой славы. В конечном итоге смерть уравнивает всех, и независимо от успехов, каждый сталкивается с вечностью. Именно это и осознаёт художник Одеризи перед смертью. Это акцентирует важность смирения и уважения к другим в жизни, вместо стремления к признанию. Данте, наблюдая за душами, осознает, что истинное значение жизни заключается в отношении к людям и в том, какой след мы оставляем после себя.                   

Песнь двенадцатая

Данте и Вергилий продолжили свое путешествие, окруженные мрачными фигурами, напоминающими о тех, кто были гордецами. Барельефы, вырезанные в камне, служили наглядными доказательствами человеческих ошибок: одни демонстрировали чрезмерный успех, другие – трагические падения. 

К путникам является ангел. Его белоснежные одежды резко контрастировали с мрачной атмосферой горы, испещренной строгими морщинами времени. Его глаза сияли, как звезды, отражая чистоту и надежду.

Ангел подходит к Данте. С осторожностью, но с полной верой он коснулся лба поэта, где темный знак «Г», символизирующий его гордыню, теперь начал исчезать. В мгновение ока ненавистный символ пропал, как будто его никогда и не было.

Данте ощутил, как груз этих тёмных чувств, преследующих его душу, рассеялся. Он встретился взглядом с Вергилием и увидел в его глазах понимание и одобрение. Данте осознаёт всю опасность греха гордыни. Они продолжают свой путь. 

Песнь тринадцатая

Данте и Вергилий поднимаются на следующий уступ Чистилища, где находятся завистники, обреченные ходить в серых одеждах. Их веки зашиты для того, чтобы они не видели ничего вокруг себя, поскольку при жизни их зрение возбуждало наблюдение, а позже и зависть. 

Данте встречает Сапию, которая при жизни завидовала тосканцам, своим землякам. Она просит Данте помолиться за неё.

Песнь четырнадцатая

Две души ощущают присутствие Данте, один из них решается подойти к нему. Он интересуется у поэта его целью, а также его именем. Данте отвечает, что его имя не настолько известно, чтобы его знать. Первый дух читает пророчество, во время которого Данте молчит. Второй дух называется Гвидо, которому при жизни за зависть дали прозвище Дель Дука, Он рассказывает о своей жизни в Чистилище, попутно рассказывая про других согрешивших. Он также предсказывает судьбу будущих завистников. Данте и Вергилий оставляют Гвидо, они продолжают путь.

Внезапно неизвестный голос говорит, что его убьет тот, кто его встретит. Это пугает Данте, он прижимается к Вергилию.

Песнь пятнадцатая

Данте ослепляет свет. Он интересуется у Вергилия природой неизвестного света, на что Вергилий объясняет, что это небесный посол указывает на путь. Он также обнадёживает Данте, что скоро его глаза привыкнут к свету.

Данте и Верглий поднимаются к следующему уступу, на котором находятся гневные. На данном уступе Данте и Вергилий видят сцену избиения юноши, который молится за то, чтобы Бог помиловал избивающих. Данте ослабевает, Вергилий поддерживает его, попутно ободряя.

Навстречу путникам надвигается дым, который затмевает глаза Данте.

Песнь шестнадцатая

Данте и Вергилий проходят сквозь дым. Вергилий объясняет, что на данном уступе находятся гневные. Неизвестный спрашивает Данте, откуда он здесь. Вергилий просит Данте ответить, а также спросить про дальнейшую дорогу. 

Данте обращается к тени. Он узнаёт, что тень – ломбардец Марко. Марко на вопрос Данте о причастности людей ко злу отвечает, что человек сам вершит свою судьбу, небо лишь определяет его участь после смерти. Он просит Данте помолиться за него.                                              

Песнь семнадцатая

Данте и Вергилий продолжают путь по дыму. Пока они идут, Данте ощущает, что с его лба пропала ещё одна буква «Г», он освободился от власти гнева. Данте и Вергилий поднимаются к следующему уступу Чистилища. 

Когда они поднимаются, Данте ожидает услышать звук, однако вокруг лишь тишина. Он интересуется у Вергилия о предназначении данного уступа, на что Вергилий отвечает, что здесь находятся те, кто при жизни был ленив.

Песнь восемнадцатая

Во время разговора с Вергилием Данте замечает приближение толпы душ, которая стремительно проносится мимо них. 

Путники поинтересовались, как им пройти дальше. Одна из душ извинилась и пояснила, что не может остановиться, так как им запрещено останавливаться, чтобы избавиться от греха лености. Такой вид искупления за лень на данном уступе.

Данте чувствует, как засыпает.

Песнь девятнадцатая

Данте снится сон. Он видит перед собой обезображенную девушку-призрак, которая постепенно превращается в девушку удивительной красоты. Она поёт для Данте.

Внезапно появляется Святая Дева, которая показывает истинное лицо женщины. отчего Данте просыпается. Вергилий и Данте продолжают путь, во время которого к ним перед восхождением на следующий уступ является ангел. Данте обнаруживает, что ещё одна отметина на лбу исчезла. Он рассказывает Вергилию свой сон. Вергилий объясняет, что ему снилась колдунья. 

Они выходят на равнину пятого уступа, на котором видят прикованные к земле тела. Это скупцы, которые вынуждены вечность быть прикованными к земле, пока они не искупят свой грех.

Данте обращается к лежащим с просьбой указать дорогу. Неизвестная душа откликается на вопрос Данте. Вергилий разрешает Данте подойти. Данте интересуется у грешника его прошлым. Лежащая тень рассказывает, что он вёл грешную жизнь, а после поздно пришёл к осознанию низменности своего образа жизни.

Песнь двадцатая

Путники идут дальше. Данте идет среди душ, которые при жизни были одержимы алчностью. Он наблюдает за темными фигурами вокруг, которые были жалкими отражениями алчности. Некоторые из них упрекали друг друга в том, что именно их жадность привела к страданиям, в то время как другие тихо вспоминали о том, как когда-то стремились завладеть всем миром, но в конце концов потеряли душевный покой.

Но тут гора затряслась, повеяло холодом, раздался крик по всем склонам

Песнь двадцать первая

К Данте и Вергилию подходит дух римского поэта Стация. Вергилий рассказал ему о Данте как о поэте и о том, что он его сопровождает. Путники интересуются у Стация, почему гора содрогается и что это может значить. 

Стаций объясняет, что трясение горы связано с очищением одной из душ, что является знаком радости. Вергилий спрашивает Стация, почему тот находится здесь, подразумевая, что, возможно, он тоже был скуп.

Песнь двадцать вторая

Происходит встреча Данте с ангелом, который направляет его к блаженным, он стирает ещё одну метку со лба поэта. Данте обсуждает вопрос о скупости и мудрости со Стацием, утверждая, что он не был скупым и не следует оценивать его по внешним проявлениям. Стаций отвечает, что многие могут ошибаться в суждениях, и речь идёт о грехах и их последствиях.

Поэт вспоминает своё знакомство с великими поэтами и те моменты, когда он помогал христианам во время гонений, скрывая свою истинную веру. В ответ на вопрос о других поэтах, Вергилий перечисляет известных личностей, находящихся в первом круге ада.

Беседа между ними прерывается, когда они сталкиваются с древом, которое затрудняет дальнейший путь. Вокруг них слышится невидимый голос, который напоминает о запрете.

Песнь двадцать третья

На шестом уступе находятся чревоугодники. 

Данте обращается к Вергилию, который призывает его покинуть густые заросли, где он застрял, и продолжить путь. Устремив взгляд на мудрецов, он следует за ними и слышит плач и пение. Поэт интересуется, кто же эти безмолвные тени, и его отец объясняет, что это души, страдающие от своих земных пороков.

Поэт замечает, что тени выглядят истощёнными, и одна из них, оказавшаяся Форезе, просит его не осуждать её. Она рассказывает, что попала сюда благодаря скорби своей вдовы Неллы, которая молила о её спасении. Форезе говорит о необходимости наказания для безнравственных девушек Флоренции. В беседе поэт напоминает о своей жизни, о том, как он видел свою сестру, и сообщает, что его цель — добраться до Беатриче, за которой Он следует по указанию Вергилия.

Песнь двадцать четвертая

Дух Форезе рассказывает Данте  Бонаджунте Лукском, который искупает свою страсть к еде, страдая от голода. 

Рядом с ним находятся и другие, испытывающие те же муки. Данте прощается с Форезе, и они отправляются дальше, увидев людей, склонившихся к дереву. Внезапно со лба Данте исчезает ещё одна метка, он очистился от очередного греха.                

Песнь двадцать пятая

Путники продолжают путь. Вергилий призывает Данте говорить. Они беседует о грехе чревоугодия.

Вергилий советует Данте продолжать, не обращая внимания на страхи и сомнения. Он говорит о том, как душа меняется и развивается в процессе жизни и после смерти, как осуществляется переход к новому существованию, сравнивая природу души с вином, которое превращается в лучшую версию себя под воздействием различных факторов.

Они восходят на шестой уступ.

Песнь двадцать шестая

Данте продолжает свое путешествие и сталкивается с духами, которые выражают свои страдания и жаждут понимания и утешения. Он слышит разговоры между ними и понимает, что их мучения связаны с прошлым грехом. Каждая душа делится своим опытом и рассказами о жизни, о том, что привело их в это состояние. 

Данте пытается объяснить, почему он здесь, и дает понять своему окружению, что его истинная сущность все еще жива и стремится к свету. Он встречает известных персонажей и выражает свое уважение к ним. Данте получает просьбу от Арнальда, который, страдая от прошлого, настойчиво просит его помнить о его боли и не забывать о тех, кто еще в муках.                          

Песнь двадцать седьмая

Данте встречает ангела, который называет душ святых и называет их путь через огонь. Вергилий, поучая, говорит о том, что страдание здесь является не смертью, а испытанием. 

Он призывает Данте отбросить все, что сковывает его дух, и продолжать идти, несмотря на муку. Заходя все глубже Чистилища, поэт думает о Беатриче и том, как она вдохновляет его. В конце концов, он выходит на свет, который символизирует новую надежду и обретенную свободную волю.

Песня двадцать восьмая

Данте встречает прекрасную женщину, которая поёт и собирает цветы, сравнивая себя с Прозерпиной. Данте восхищается ее красотой и спрашивает о ее песне. Она отвечает, что этот лес полон жизни, и рассказ о том, как человек был создан для добра, становится трагичным, когда он перестает следовать этому пути. 

Женщина объясняет, что поток, разделяющий их, символизирует память об ушедшем, а сама она готова ответить на все вопросы поэта о природе и жизни.

Песня двадцать девятая

Женщина продолжает свою песню, призывая к покаянию и свету. Внезапно перед Данте появляются семь цветных деревьев, сияющих в потоке света. Он осознает, что среди людей идут знатные старцы, каждый из которых, неся лилию, поет гимн о благословении. Поэт поражается красоте и мощи, представляя их как символы святости и добродетели. Колесница, ведущая старцев, раздвигает пространство, и поэт охвачен высокими чувствами, но также испытывает страх перед величием увиденного. 

Данте замечает старца с провидческим взглядом, который указывает на дальнейший путь.

Песнь тридцатая

Навстречу Данте выходит девушка в лавровом венке — Беатриче, Данте прощается с Вергилием, глубоко переживая его уход. Явившаяся Беатриче, хотя и утешает Данте, выражает свой гнев по поводу его присутствия в Аду и обличает его в неверности, упрекая за то, что после её смерти он не хранил ей верность и игнорировал её зов.

 Её гнев вызывает недоумение у окружающих. Спасение Данте становится причиной нарушения Беатриче небесных правил: ради него она обращается за помощью к Вергилию, чтобы тот повёл Данте через круги Ада

Песнь тридцать первая

Ошеломлённый обвинениями Беатриче, Данте не может найти слов в ответ. Его слезы и признание в земной увлечённости после смерти любимой женщины лишь усиливают гнев Беатриче. 

Она строго заставляет его посмотреть ей в глаза, а затем погружает Данте в воду, лишая его чувств.

Песнь тридцать вторая

Данте наблюдает за божественными видениями. Его глаза жаждут зрелища, и он чувствует, как другие чувства становятся мертвыми. Взгляд его преграждает стена непонимания, пока он не слышит слова богинь, которые призывают его не напрягаться.

Когда его зрение восстанавливается, он видит святое войско, идущие с семью свечами и солнцем впереди. Женщины возвращаются к оси колесницы, и Грифон, символ божественного, ведет их. Данте и Стаций идут за ними, следуя по дороге, где колесные следы закругляются.

Они проходят через лес, наполненный ангельскими голосами, и, когда Беатриче сходит на землю, все вокруг начинает восхвалять древо, которое символизирует истину. Беатриче призывает Данте обратить внимание на колесницу и описать все, что он видит.

Данте наблюдает, как колесница движется, и видит, как лиса пытается подойти к ней, но, услышав укор Беатриче, убегает. Затем орел снова спускается к колеснице, и из земли появляется дракон, который пронзает ее хвостом. Дракон уводит часть колесницы, и остаток одевается перьями.

На колеснице появляется священный храм с семью головами, и блудница сидит на ней, в то время как гигант охраняет ее. Блудница бросает на Данте жадный взгляд, и гигант наказывает ее, стегнув по спине. Затем он уводит чудовище в лес, где оно исчезает.

Песнь тридцать третья

Данте описывает встречу с несколькими женщинами, которые поют стихи из Псалтири, и Беатриче, которая слушает их с печалью. Одна из женщин начинает говорить, вспыхнув как огонь, и говорит о том, что вскоре они не увидят друг друга, но затем снова встретятся. Она призывает Данте следовать за ней и сообщает, что её слова полны важного смысла.

Данте смущен и не может сразу задать вопросы, но Беатриче побуждает его не бояться и задавать их. Женщина говорит о том, что в будущем появится предсказанный преемник, который исправит ошибки прошлого. Она предупреждает о том, что некоторые события произойдут, которые будут иметь большое значение, и что он должен запомнить её слова.

Она объясняет, что некоторые души страдали долго, ожидая спасения, и что разум Данте должен быть открыт для понимания. Женщина говорит, что её слова должны остаться в его памяти, как картина, и что он должен осознать, как важно следовать Божественным путям.

Данте задает вопросы о том, почему её голос так далеко, и она объясняет, что это необходимо. Беатриче напоминает ему о том, как он пил из реки Леты, и что его забывчивость — это наказание.

В это время солнце поднимается высоко, и они останавливаются, увидев семь женщин у выхода из тени. Одна из женщин объясняет, что это урок для Данте. Беатриче просит одну из женщин помочь Данте вспомнить, как всегда, и затем они продолжают свой путь.

Данте выражает желание продолжать писать и рассказывать о своих переживаниях, но осознает, что у него есть ограничения. Он возвращается к своему священному состоянию, ощущая себя чистым и достойным посещения небесных светил.

Часть 3. «Рай»

Песнь первая

Данте просит сил для описания Рая. Он обращает внимание на лицо Беатриче, которое светится небесным сиянием. Она объясняет Данте, что они в настоящий момент в раю. 

Данте успокаивается, однако, его волнует вопрос, как он может ходить легко по раю. Беатриче снисходительно объясняет Данте, что Бог всемогущ, и что Данте не следует удивляться. 

Песнь вторая

Данте и Беатриче поднимаются к Раю. Беатриче смотрит на небеса, Данте смотрит на Беатриче. Они добираются до «чудного придела», Беатриче просит Данте прославлять Господа за то, что он позволяет попасть на первую звезду (Луна).

Данте кажется, будто его с Беатриче накрывает облаком. Данте воздаёт похвалу Господу.

Данте описывает свое видение и восприятие божественного, когда он встречает Беатриче. Ее взгляд вдохновляет его, и он стремится понять природу божественного и единства.

Беатриче объясняет Данте, что различия в мире происходят от различных начал, и все сущности связаны в гармонии. Это обсуждение включает философские размышления о свете, его природе и восприятии.

Песнь третья

Данте пытается выразить свои мысли относительно увиденного, однако в этот момент его внимание захватывает видение, которое отвлекает его от речи.

Поэт видит тени, которые ожидают общения, и, обратив взгляд на них, ошибочно принимает их за отражения человеческих лиц. Беатриче объясняет ему, что это души, которые нарушили свои обеты. Она призывает Данте спросить их об их судьбе.

Он обращается к одной из теней, спрашивая о ее имени. Тень отвечает, что она была девственной сестрой. Она рассказывает о своем блаженстве и о том, как их желания служат воле божественного духа.

Данте интересуется, стремятся ли они к высшему состоянию, на что тень отвечает, что их счастье заключается в исполнении закона любви, и что они не желают ничего, кроме того, что предписано высшей волей. Она объясняет, что их блаженство связано с любовью и что они счастливы, исполняя волю божественную.

Данте понимает, что в раю каждая страна имеет свое место, и он задает вопрос о том, какова природа их блаженства. Тень объясняет, что она была женой высокой жизни и что после смерти остается близко к своему жениху, который исполняет все ее обеты.

Она рассказывает о том, как была лишена веры из-за злых людей. Данте обращается к Беатриче, но ее взгляд смущает его, и он замедляет свой вопрос.

Песнь четвертая

Данте рассказывает о своём состоянии. Он молчит, но его лицо выдает внутреннюю борьбу. 

Беатриче замечает его смятение и объясняет, что его мысли о доброй воле и насилии вызывают раздор. Она указывает на сомнения о том, возвращаются ли души к звездам, как учил Платон. 

Беатриче говорит, что нужно понимать природу и правду, и что воля не может быть насильственной. Она объясняет, что насилье не может оправдать душу, если она не сопротивляется. Данте размышляет о том, как человек может действовать против своих желаний, как в случае с Алкмеоном. Беатриче утверждает, что обе они правы в своих взглядах на волю. 

Данте говорит о своем желании понять, можно ли исправить разрыв обета новыми делами. Беатриче смотрит на него с огнем любви, и он теряет себя под ее взором.

Песнь пятая

Беатриче объясняет, что высший дар — это свобода воли, данная разумным существам. Она говорит, что нельзя жертвовать чужим. Нужно быть осторожными с обетами, чтобы не оказаться в ситуации, подобной Иеффаю, который пожалел о своем обещании. 

Данте и Беатриче подлетают к Луне.

Песнь шестая

Лирический герой повествует о своем месте в истории, ссылаясь на различные исторические события, подчеркивая свою веру и стремление к справедливости. Он упоминает важные моменты из прошлого, связанные с военными завоеваниями и правлением, и задает вопросы о грехах и неправдах, которые привели к падению и страданиям. 

Также Данте выражает надежду на воздаяние за добрые дела и мысль о гармонии в жизни.

Песнь седьмая

Перед Данте предстаёт поющая сущность, которая сливается в танце с другими, напоминая движущиеся огни. Говорящая сущность объясняет, что люди смущены праведной местью и справедливостью. Она раскрывает, что человечество погрузилось в тьму из-за греха, и только через Божье слово и любовь возможно восстановление. 

Сущность объясняет, что без Божьей помощи люди не могут спастись сами, и что путь спасения был выбран для возвращения к прежнему состоянию. Поднимается вопрос о природе и значении греха, утверждая, что лишь через обращение к Богу можно восстановить потерянные дары и достичь воскресения.

Песнь Восьмая

Данте описывает мир, наполненный нежностью и страстью, исследуя образы любви и божественного. Возносясь к звездам, он ощущает присутствие святых и слышит их восхваления. Один из святых начинает рассказывать о своей жизни и о том, как ему было дано предсказание о будущем. Он говорит о своих надеждах и ожиданиях, связанных с правлением и справедливостью. 

Данте задает вопросы о природе бытия и о том, как совершаются действия людей. Святой объясняет, что разнообразие человеческих судеб обусловлено высшей волей и природой, и приводит примеры великих фигур. Он описывает, как человечество не всегда следует истинным путям, что в итоге приводит к определенному расстройству в мире.

Песнь Девятая

Данте рассуждает о свете, который ему открыл Карл и его указания на зло, существующее в мире. Он вспоминает о свете святого, который вернулся к Солнцу, и рассуждает о том, как темные души не могут понять его просветления. Затем поэт упоминает светило, которое также имеет сообщение для него и указывает на важную область в Италии, где начинают происходить перемены. 

Размышляя о судьбе и грехах народов, он признает, что некоторые люди продолжают жить в неведении, не осознавая важности исторических событий. Он также говорит о том, как эта область помнит о своих благородных предках и как ее ждет другая жизнь. Песня завершается предостережением о грехах пастырей и последующими последствиями.

Песнь Десятая

Данте направляет взгляд на божественного Сына и размышляет о бесконечности. Он описывает великолепие небес и мастерство Творца. Он восхищается сиянием святых и красотой небесного порядка. Беатриче, которую он не может не славить, побуждает его осознать величие Солнца, от которого исходит свет. 

Он говорит о святых и их роли в небесном кругу, упоминает разных святых, каждый из которых наставляет и вдохновляет.

Песнь одиннадцатая

Поэт рассуждает о том, как многие стремятся к различным жизненным целям, но лишь несколько выбирают путь духовного просветления. Затем он рассказывает о Беатриче и ее роли в этом процессе, подчеркивая, что к ней обращены важные вопросы о природе духовного руководства. 

Далее упоминаются сколоты и радости ведения Божьего промысла и перспективы вхождения в святость.

Песнь двенадцатая 

В этой песне возвышается тема единства и совместного труда в духовной сфере. Говорится о святых воинах, посланных Христом, и о том, как их дух объединяет людей. Описывается обретение особой благодати и как она освещает путь верующих. 

Поэт также излагает жизнь святых и их влияние, ссылаясь на их деяния, которые вдохновляют других на служение Богу.

Песнь тринадцатая 

Данте обращается к концепциям любви и мудрости, утверждая, что истинное знание исходит из божественного. Он возвращается к образам, связанным с познанием бога и вселенной, и подчеркивает уникальность человеческой природы. 

Освещая вопрос о божественном откровении, он указывает на царственную мудрость и на то, как этот свет ведет к истинному пониманию.

Песнь четырнадцатая 

Поэт ссылается на свет как источник знания и понимания в божественном плане. Он описывает, как грешные души нуждаются в очищении и просветлении, а также описывает смысл жизни и любви, подчеркивая великую радость единения с Богом. 

Беатриче задает важные вопросы, связанные с состоянием души после смерти, и освещает различные аспекты божественной сущности, а также искупление и вечную жизнь.

Песнь пятнадцатая 

Данте продолжает размышления о любви и божьей благодати, рассказывая о внутреннем духовном путешествии. Описываются внутренние переживания и размышления о смысле жизни, о явлении святых и их влиянии на христиане. Поэт связывает свою судьбу с божественным, представляя чувство священной любви и объединяющее начало, отражая стремление к духовному просветлению и истине.

Данте встречает своего прадеда, который рассказывает ему о своём прошлом.

Песнь шестнадцатая

Данте удивляется и одновременно расстраивается по поводу состояния общества, где дух не озабочен суетой. Он упоминает, что время укоротило его «плащ», и, обращаясь к некоему предку, начинает разговор о своих корнях и предках. Данте испытывает радость от возможности говорить с этим предком, и его ум наполняется счастьем.

Данте задает вопросы о предках, о том, какой была овчарня Иоаннова и какие семьи в ней жили. В ответ предок вспыхивает ярким светом и говорит, что он был дан свету после «Ave», произнесенного ангелом. Он рассказывает о своем роде, о том, как долго они жили в определенном месте, но не может назвать имена своих предков.

Говоря о смешении людей, предок Данте отмечает, что это вредно для городов, и приводит примеры из истории. Он подчеркивает, что все носит смертные зачатки, и судьбы городов подвержены изменениям. Далее он вспоминает о знатных флорентийцах и их славе, упоминая множество имен и родов, которые были великими и влиятельными.

Данте с сожалением говорит о том, что в прошлом Флоренция была процветающей, и о том, как она утратила это благополучие из-за гордыни и зла. Он завершает размышления о том, как важно помнить о своем наследии и о том, что происходило в прошлом, чтобы избежать повторения ошибок.

Песни семнадцатая и восемнадцатая

Данте хочет узнать о своём будущем. Он интересуется у своего прадеда о своей судьбе. Пророк предсказывает ему изгнание из Флоренции, бедность и скитания, но обещает будущий политический триумф.

Герой обращает свой взгляд к этой женщине, чьи слова звучат ласково, и ощущает, что его память нуждается в высшем проводнике для возвращения в мир. Он понимает, что в этот момент освобождается от всех страстей, пока на него не падает свет Вечной Радости, исходящий от Беатриче.

Беатриче призывает Данте обратить внимание на другие вещи и говорит, что в её глазах не вся радость Рая. Она обладает силой, способной подчинить душу, и герой осознает, что она хочет ему что-то сказать. Затем появляется светоч, который начинает говорить о великих душах, которые славились на земле и чьи имена будут упомянуты.

Данте замечает, как светоч упоминает Иисуса и других великих личностей, таких как Маккавеи, Карл и Орландо, которые проносятся перед его взором. Он осознает, как эти духи искусно пели в небесах. Данте обращается к Беатриче, восхищаясь её чистотой и радостью, которая превосходит всё, что он видел ранее.

Далее он замечает, как в её глазах появляется сияние, и как это сияние становится все более ярким. Он видит, как стаи душ, которые живут в этом свете, поют и образуют буквы. Герой просит вдохновения, чтобы записать увиденное.

Данте герой молится о том, чтобы разум, откуда исходит свет, взглянул на тех, кто сбился с пути, и просит о помощи для тех, кто блуждает по кривым путям. Он подчеркивает, что в прошлом сражались за правое дело, но теперь люди стремятся отнять хлеб у других. 

Песнь девятнадцатая

Данте выражает желание избавиться от страстей и найти успокоение, обращаясь к вечным истинам. Ангел объясняет, что разум человека ограничен, и что истинная справедливость не может быть понята без божественного света. Он затрагивает тему людей, которые не знали Христа, и задается вопросом, справедливо ли их осуждение.

Далее образ говорит о том, что многие, не знавшие Христа, могут оказаться ближе к спасению, чем те, кто отвергнет божественные заповеди. Он предсказывает, что в конце времен многие увидят свои грехи и позор, и это станет источником стыда для них. Образ также упоминает о различных народах и их судьбах, подчеркивая, что истинная слава и честь зависят от добродетели, а не от земных богатств.

Данте осознает, что лишь следуя праведному пути, можно достичь истинного блаженства и понимания.

Песнь двадцатая

Светило, озаряющее мир, покидает небосклон, и ясный день угасает. В это время высоты земли вновь наполняются множеством источников света, и один из них начинает петь. Данте вспоминает гармонию вселенной и молчание душ, которые защищают его от оглушения. Затем он слышит звук, напоминающий поток, и этот звук, подобно музыке, начинает говорить.

Говорит дух, который объясняет, что среди светил есть те, кто превзошел остальных. Он описывает святых, их заслуги и страдания, а также их награды за добрые дела. В этом контексте упоминаются различные фигуры, которые достигли благодати, и их понимание божественного порядка.

Дух объясняет, что истинное знание и понимание божественной воли недоступно человеку без помощи. Он говорит о том, как живые надежды и молитвы могут изменить судьбу. В конце текста лирическое я осознает, что божественная милость и свет открывают ему истину, и он ощущает целебную силу этого откровения.

Песни двадцать первая и двадцать вторая

Данте и Беатриче долетают до Сатурна, на котором расположились созерцатели. В свете этой звезды Беатриче стала еще прекраснее. Она не улыбается, поскольку ее улыбка могла бы сжечь Данте своим сиянием. Души созерцателей хранили молчание и не пели, иначе их голоса оглушили бы Данте. 

Данте обращается к Беатриче, которая напоминает ему о надежде и поддержке. Она говорит ему о святости каждого мгновения и о том, что он должен оглянуться, чтобы увидеть множество душ, каждая из которых славнее другой. Данте прислушивается к её словам и видит множество сверкающих сфер, ощущая себя как тот, кто подавляет свои желания.

К нему обращается одна из жемчужин, которая объясняет, что если бы его взгляд был полон любви, он бы смог бы задать свои вопросы. Она рассказывает о своем прошлом, когда она впервые открыла истину, которая возвышает людей. Она упоминает о святых, которые когда-то были в этом месте, и о том, как монастыри превратились в вертепы.

Данте выражает свое желание узнать, сможет ли он увидеть образ святого. Святой отвечает, что его желания исполнятся в высшей сфере, где все блаженны. Он говорит о лестнице, ведущей к небесам, и о том, что в настоящее время никто не поднимается к ее ступеням.

Святой подчеркивает, что церковь должна служить бедным, а не обогащаться. Он призывает героя сравнить путь благотворности с тем, как его преемники отошли от первоначального учения. Затем святой уходит, и герой, поднятый ввысь, чувствует, как его дух наполняется надеждой.

Беатриче напоминает ему о важности чистоты взгляда, прежде чем он войдет в небесные чертоги. Герой смотрит вниз на Землю и видит ее жалким местом, что вызывает у него усмешку. Он созерцает небесные светила и их взаимосвязи, ощущая свое место во вселенной.

Песнь двадцать третья

Данте наблюдает за Беатриче, которая ждет, когда солнце осветит мир. Когда небосвод начинает светлеть, она указывает на ополчение Христовой славы, собранное в небесах, и ее лицо светится восторгом.

Данте чувствует, как его дух освобождается от тяжестей, и он начинает осознавать мощь и мудрость, которые открывают путь между небом и землей. Беатриче призывает его открыть глаза и взглянуть на нее, ведь ему было явлено много, что способно выдержать его улыбку.

Однако Данте осознает, что его слова не могут в полной мере выразить священную улыбку, которую он видит. Беатриче напоминает ему о красоте божественного Слова, где растет роза, и призывает его вновь вернуться к борьбе за понимание.

Данте видит множество светил. Он чувствует, как благостная мощь поднимается над ними, позволяя ему владеть своим зрением. Он ощущает, как его дух стремится к величайшему огню, когда звезда, царящая на небе, спускается вниз и обвивает себя вокруг.

Песнь двадцать четвертая

Данте находится в окружении избранных на великой вечере Святого Агнца. Здесь происходит обмен благословениями и молитвами. Беатриче обращается к Данте с просьбой ответить на вопрос о сути веры.

Данте готовится к ответу, осознавая важность момента, и начинает объяснять, что вера является основой всех ожидаемых вещей и доводом для того, что невидимо. Он утверждает, что вера дает надежду и служит опорой, где знание не может помочь.

Затем он говорит о Троице, объясняя, что сущность Бога единственна и тройственна одновременно. Он утверждает, что в его словах заключена живая искра божественной истины.

После его речи, окружающие его святые, как и сам Беатриче, выражают одобрение. Данте ощущает, как его обвивают огни апостольского благословения. 

Песнь двадцать пятая

Данте размышляет о своем возвращении к родным местам и о духовном пути, который он прошел. Он описывает, как Беатриче, полная радости, указывает на духа, который был вознесен к небесам, и как это событие связано с надеждой и благословением. 

Данте начинает говорить о надежде как о ожидании грядущей славы, основанной на вере и добродетели. Он объясняет, что вера и любовь к добродетели вдохновляют его на борьбу за высшие ценности. В ответ на его слова, небесные хоры воспевают, и свет начинает разрастаться, создавая атмосферу божественного единства. В конце концов, он испытывает трепет перед Беатриче, осознавая, что его физическое существование ограничено, и он стремится к высшему духовному состоянию.

Песнь двадцать шестая

Данте испытывает смятение и слепоту, когда к нему обращается голос, предлагая ему начать разговор о его стремлениях и страхах. Он отвечает, что ждет, когда его глаза снова станут ясными, и говорит о свете, который вдохновляет его на поиски высшего блага. Голос настаивает на том, чтобы он открыл свои истинные побуждения и источники любви, которые направляют его душу. Данте объясняет, что его любовь к Богу и истине укрепляется через философию и божественное откровение. Он говорит о том, как любовь к высшему благу и правде побуждает его стремиться к Богу, который является источником жизни и надежды. 

В ответ на его слова раздается небесное восхваление, и Беатриче радуется вместе с ним. Данте начинает осознавать, что его духовная жажда и стремление к истине ведут его к пониманию божественного. Он задает вопрос о первой душе, которая, как он считает, может ему ответить, и получает откровение о природе греха и искупления, подтверждая, что истинная причина падения человечества заключается в нарушении божественной воли, а не во вкушении запретных плодов.

Песнь двадцать седьмая

Отношение к Богу выражается в хвале, что наполняет пространство Рая. Данте испытывает глубокие чувства радости и спокойствия. Он видит светящиеся сущности, которые моментально утрачивают звук, когда появляется голос с важным сообщением. Это голос, который раскрывает возмущение: кто-то недостойно занял место на престоле, заполнив покой горем и смертью. 

Вдруг Беатриче меняет выражение лица от страха и говорит о том, что настоящая добродетель утрачена, и возникшая жадность затмевает истинные ценности. Но свет и любовь указывают на необходимость изменений, чтобы вернуться к первоисточнику.

Песнь двадцать восьмая

Беатриче объясняет, как проникает истина, сравнивая с огнем свечи. Вспоминается шар, излучающий свет, к которому притягиваются круги света, каждый из которых символизирует различные уровни божественного устройства. Природа кругов создает единую гармонию, где каждое движение управляется любовью. 

Беатриче разъясняет, каким образом блаженство и умение видеть истинное соединяются, а также рассказывает о трех иерархиях ангелов и их роли в небесном порядке.

Песнь двадцать девятая

Беатриче продолжает объяснять природу божественного и силу любви, обращая внимание на единство времени и места. Она подчеркивает, что истина и любовь существуют вне времени и вечны. Уделяя внимание различиям и сопоставлениям в создании мира, она указывает на необходимость понимания, как они взаимосвязаны. 

Беатриче также говорит о том, как человечество оставляет истинные учения и становится жертвой обмана и суесловия. Важным становится осознание божественной природы, которая является ключом к возврату к истине и добродетели.

Песнь тридцатая

Данте описывает свое восхождение к небесной славе. Он видит свет, который постепенно ослепляет его, и его ум оказывается не в состоянии постичь всю красоту и величие, которые он наблюдает. Он говорит о Беатриче и своей любви к ней, осознавая, что даже его самые яркие воспоминания о ней не могут сравниться с тем, что он видит в этом новом, божественном свете. 

Беатриче указывает ему на святых и приобщает его к новым откровениям о любви и благодати. Поэт понимает, что любовь — это сила, которая объединяет всё и всех в этом небесном царстве.

Песнь тридцать первая 

Поэт обращается к святым, которые окружают Беатриче, и описывает их как сверкающую рать, которая является воплощением чистоты и добродетели. Он упоминает их блестящие лица и золотые крылья, и изумляется их путешествию к блаженному цветку, символизирующему любовь и вечное счастье. 

Присутствие Беатриче охватывает поэта и дает ему возможность воспринимать небесную реальность, где все существа настроены на единство и гармонию любви. Поэт также созерцает величие Рима, который излучает славу, и осознает свою собственную глубину смирения и благоговения перед божественным.

Песнь тридцать вторая

Данте продолжает путешествие. Он слушает объяснение старца, который описывает, как души, стремящиеся к Богу, занимают свои места в небесной иерархии по заслугам. Он видит Рахиль, Сару, Ревекку и другие святые, что окружает Беатриче. Старец объясняет, что награды в Раю не зависят исключительно от личных заслуг, а находятся в зависимости от многих факторов, в том числе от общих заслуг. 

В конце концов, он подчеркивает, что вся милость и благодать происходят от Бога, и мудрость провидения позволяет каждому занять свое место.

Песнь тридцать третья

Данте восхваляет Деву Марию, описывая ее как высшую и благороднейшую из существ. Он утверждает, что она выполняет роль посредника между людьми и Богом, с чистотой своей души и божественной благодатью. Поэт молится о помощи, выражая надежду на спасение и защиту. Он чувствует интенсивную жажду видеть божественный свет и Освобождение, осознавая, что его человеческое восприятие независимо не в силах уловить всю красоту божественного. 

В конечном итоге, он видит небесный свет, который ведет его к глубокому пониманию божественной любви и истины, выражая, что эта любовь движет всей вселенной.

Автор: Александр Кошубин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *