Краткое содержание рассказа «Певцы» и отзыв для читательского дневника (И.С. Тургенев)
Иван Сергеевич Тургенев – великолепный русский писатель, оставивший для всех нас наследие поистине замечательных произведений, в которых автор раскрывал насущные темы и проблемы, касался жизненной философии. Особенно своеобразен и ярок цикл рассказов и очерков этого писателя под названием «Записки охотника». Многомудрый Литрекон представляет Вам краткий пересказ рассказа И.С. Тургенева «Певцы», который входит в этот сборник. У нас есть его анализ по плану. Основные события и сюжет произведения даются в сокращении. Приятного просвещения!
Краткий пересказ
(1059 слов) Жарким июльским днём рассказчик, которым является сам писатель, побывал в маленьком селе Колотовка, которое располагалось на скате холма. Была очень знойная погода, и рассказчик шёл со своей собакой, еле волоча ноги. В селе он увидел избы, одна из которых, стоящая поодаль от других, являлась кабаком под названием «Притынный». Это заведение снискало славу среди местных жителей за счёт его владельца – целовальника Николая Иваныча. Это был человек немолодой, полный. Слыл он бойким, смекалистым мужчиной, умел удержать в своём заведении гостя, зная многое, что составляет интерес для русского человека. Его чтили соседи, так как он был человеком влиятельным. Николай Иванович был женат на мещанке, довольно расторопной женщине. Дети супругов были ещё маленькими.
Проходя мимо кабака, рассказчик услышал, как мужики Обалдуй и Моргач толкуют о том, что сегодня состоится состязание в пении между рядчиком и Яшкой-Турком, которые поставили «осьмуху пива» – кто лучше споёт. Рассказчик заинтересовался этим событием и решил зайти, чтобы послушать двух певцов и заодно укрыться от жары. Кроме того, он был наслышан о Яшке-Турке как о прекрасном певце, которого хорошо знают местные жители.
В кабаке собрался народ. Николай Иваныч наливал вино гостям, позади него, у окна, была его «востроглазая» жена. Уже присутствовал певец Яшка-Турок, молодой человек двадцати трёх лет. Лицо его выдавало человека «впечатлительного и страстного»; вид у него был несколько болезненным – об этом говорили впалые щёки и «беспокойные серые глаза»; нельзя было не заметить, что он сильно волновался перед началом состязания. Он был сыном пленной турчанки, поэтому у него было такое прозвище. В душе Яшка был человеком творческим, а в жизни занимал должность черпальщика на бумажной фабрике у одного купца. Неподалёку от Якова стоял Дикий-Барин, настоящее имя которого Перевлесов, мужчина сорока лет, смуглолицый, с узкими татарскими глазами. Казалось, что выражение лица его было почти свирепое, но при этом задумчивое и спокойное. За счёт суровой внешности ему покорялись, хотя сам он этого ни у кого не требовал. Под образами на лавке сидел рядчик из Жиздры – соперник Яшки-Турка, кареглазый мужчина тридцати лет с кудрявыми волосами. Это был человек самоуверенный, «изворотливый и бойкий городской мещанин». Среди всего этого общества был мужик по кличке Обалдуй. Настоящее имя его – Евграф Иванов. Это был гуляка, дворовый человек, от которого отказались господа. Он был холост, работы не имел, но при этом умудрялся каждый день кутить за счёт других людей. Он многих раздражал своей болтовнёй, навязчивым поведением, тревожными движениями и неестественным смехом, но к его присутствию на попойках привыкли. Моргач являлся приятелем Обалдуя, когда-то он был кучером у пожилой барыни, от которой однажды сбежал на тройке лошадей, но потом, познав тяжёлую бродячую жизнь, вернулся к ней, заслужил прощение, стал работать приказчиком. После того, как барыни не стало, он неизвестным образом получил вольную грамоту, стал мещанином и, разбогатев, стал жить благополучно и растить сына. Моргач был человеком опытным и расчётливым, с умными глазами и хитрым нравом. Кроме названных, в помещении находился мужик в изношенной свите, рядом с которым сел рассказчик.
Чтобы определить, кто первым будет исполнять песню, решено было кидать жребий. Каждый из певцов бросили в картуз Обалдуя по монете: Яков пометил свою монету зубом, а рядчик бросил новенький грош. Моргач потряс картуз, затем, запустив в него руку, достал монету – грош рядчика.
Рядчик начал петь плясовую песню очень высоким фальцетом, с восклицаниями, прибавляя согласные. Голос у него оказался довольно сладким и очень приятным на слух, однако немного сиплым. Множественные переливы и переходы разнообразили песню, показывая силу вокала рядчика. Возвращаясь к верхним нотам, он вытягивал их очень старательно. Мужчина исполнял песню лирическим тенором, который пришёлся бы по вкусу знатокам музыки. Его слушали с большим вниманием, подпевая и пританцовывая в такт. По окончании выступления все хвалили его и предвещали ему победу в этом состязании.
Подошла очередь петь Якову. Чтобы сосредоточиться на песне, погрузиться в собственные чувства, молодой человек прикрыл рукою своё лицо, а когда вновь открыл его, чтобы начать петь, лицо его оказалось очень бледным. Яшка начал петь грустную, заунывную песню. Поначалу голос его был слабым и неровным, но потом понемногу он становился сильнее, и вскоре стал громче и звонче. Песня разрасталась и разливалась. Рассказчик дивился мастерству певца: ранее он не слышал таких голосов. Голос Яшки был «слегка разбит и звенел, как надтреснутый», что-то болезненное слышалось в нём. Однако была в этом голосе и молодость, и глубина, страсть и сладость, сила и скорбь. В исполнении его чувствовалась русская и честная душа, которая дышала в Якове, и сильно трогала она сердце слушателя. Он пел, позабыв напрочь о своём сопернике и обо всех присутствующих. Молодой человек перестал робеть, он полностью отдался порыву счастья, и голос его уже не трепетал, как это было прежде. Слушая певца, рассказчик вспомнил картину, которую когда-то видел перед собой: на песчаном морском берегу неподвижно сидела чайка, подставив свою грудь свету зари, изредка расширяя крылья навстречу морю и низко опустившемуся солнцу. Рассказчик ощущал, что от голоса Яшки-Турка исходило что-то родное и «необозримо широкое», будто раскрывшаяся перед глазами степь медленно уходила в бесконечность. К глазам рассказчика подступили слёзы. Вдруг он заметил, что жена Николая Иваныча плакала у окна. Яшка, глянув на неё, продолжил петь ещё более звонко и сладко. Сам целовальник смотрел в одну точку. Моргач ото всех отвернулся. Обалдуй разинул рот. Мужичок в старой свите тихо всхлипывал. Даже по грозному лицу Дикого-Барина покатилась слеза. Рядчик сжал кулак и поднёс его ко лбу.
Когда Яков закончил свою песню на очень высоком и небывало тонком звуке, никто не смел даже шевельнуться: все ожидали, что он, возможно, ещё продолжит петь.
Дикий-Барин положил ладонь на плечо Яшке-Турку. Рядчик же подошёл к своему сопернику и, признав его победу, выбежал вон. После этого все присутствующие вдруг зашумели, радостно заговорили и стали поздравлять победителя.
Рассказчик был поражён тем, как пел Яков, и, чтобы это сильное впечатление осталось в нём как можно дольше, он вышел из кабака. Ночевал рассказчик на сеновале. Ночью, когда жара немного рассеялась и стало немного свежей, он побрёл по селу. Проходя мимо кабака, в котором всё ещё продолжалось гулянье, он услышал голоса, среди которых он узнал голос Яшки. Рассказчик подошёл к окну, приложившись лицом к стеклу, и увидел, что все люди в заведении были пьяны. Яшка, тоже пьяный, сидел на лавке и, перебирая струны гитары, напевал какую-то весёлую песню.
Рассказчик начал спускаться с холма, на котором располагалось село. У подножия холма была равнина, откуда раздавался звонкий голосок мальчишки, упорно звавшего некоего Антропку. На его зов тихо откликнулся другой ребёнок. Мальчишка кричал, чтобы Антропка шёл домой, потому что его хочет высечь отец. Больше ответа он не получил, но продолжал звать. Рассказчик шёл и шёл, голос мальчика постепенно удалялся от него.
Отзыв
(311 слов) Моё мнение о рассказе Тургенева «Певцы» положительное, так как писатель обращает в этом произведении внимание на человеческую душу, наполненную смыслом и жизнью. Автор показывает, что совершенно не имеет значения, какой статус занимает человек: и душа бедняка может быть богатой. Рядчик был состоятельнее Яшки, голос у него был сильный, но пел он без погружения в своё сердце, а более поверхностно.
Чему учит автор? Умению глубоко понимать искусство. Рассказчик смог прочувствовать настроение, с которым Яшка исполнял песню, понять его душу. Перед глазами рассказчика стали появляться различные образы и воспоминания. Безусловно, сразу научиться тонко ощущать голос певца невозможно, обычно это происходит само собой у каждого человека в отдельности. Однако важно понимать, что такое умение слушателя может дать ему не только положительные эмоции, но и более детальное и яркое представление об окружающей действительности. Об этом заставляет задуматься Тургенев в произведении «Певцы».
Мне понравился герой рассказа Яшка-Турок тем, что свой талант он не просто использовал для того, чтобы показать свои голосовые данные, а чтобы выразить посредством песни свои истинные чувства. Благодаря этому Яков невольно натолкнул слушателей на размышления, затронул их чувства. Мораль рассказа в том, что важно не просто громко и красиво петь, а уметь передать свои эмоции и рассказать свою историю, которая тронет даже самое чёрствое сердце. Такова главная мысль рассказа «Певцы».
Моё впечатление от рассказа Тургенева осталось светлым. От того, что испытал рассказчик, как он описал свои переживания в момент прослушивания песни, читатель может понять внутренний мир этого человека. Также можно понять и внутреннее содержание самого певца: так петь может только действительно тонко чувствующая душа. Кроме того, меня поразило то, как Яшка своим голосом заставил присутствующих «включить» внутреннюю тишину и задуматься о чём-то незыблемом, вечном. Даже по окончании песни некоторое время народ оставался неподвижным и удивлённым. Это наталкивает на мысль о том, что в Яшке присутствует необыкновенная сила души, которая порой бывает намного важней силы физической. Таково моё отношение к герою рассказа Тургенева «Певцы».
Автор: Диана Танцур