Краткое содержание романа «Овод» по главам (Э.Л. Войнич)

Роман «Овод», написанный известной английской писательницей Этель Лилиан Войнич, впервые был представлен на суд публики в 1897 году в США. Однако особое признание и любовь это произведение получило именно в нашей стране. История молодого революционера, лишившегося веры, семьи и любви, но сохранившего волю к жизни и верность идеалам не может оставить равнодушными уже не одно поколение читателей. Эта книга не просто рассказ о борьбе подпольных организаций в Италии в конце XIX века; это размышление о разных аспектах людских отношений, о становлении личности и сложности выбора. Многомудрый Литрекон настоятельно советует Вам прочитать полную версию этой увлекательной книги. Краткий пересказ романа «Овод» по главам поможет быстро узнать об основных событиях произведения и запомнить сюжет при подготовке к контрольной или экзамену. «Овод» в сокращении упростит подготовку. Приятного прочтения!

Часть первая

Глава I

Главный герой романа – девятнадцатилетний молодой англичанин Артур Бретон. После смерти матери Артур живёт в Пизе вместе со своими сводными братьями и их семьями, которые недолюбливают юношу и считают его чужим человеком. 

Самым близким другом молодого человека стал его духовник, ректор духовной семинарии Лоренцо Монтанелли. Артур проводит много времени со священником, практически боготворит его и доверяет все свои тайны, в том числе и то, что он стал участником подпольного революционного движения «Молодая Италия». Монтанелли тоже очень тепло относится к своему воспитаннику и переживает за его будущее. Духовник предчувствует беду, но не может отговорить Артура от революционных идей.

Глава II

Артур вместе с Монтанелли уезжают в Швейцарию. Эта поездка остаётся одним из самых приятных воспоминаний для обоих. Монтанелли и Артур восхищаются прекрасной природой, знакомятся с местными жителями, много разговаривают. 

Молодой человек счастлив, но его духовник чем-то серьёзно обеспокоен.

Глава III

Монтанелли и Артур возвращаются в Италию. Юноша с головой уходит в революционную деятельность и становится частым гостем тайных собраний. На одном из таких мероприятий Артур встречает Джемму Уоррен, подругу детства, к которой теперь молодой человек начинает испытывать романтические чувства. В семнадцатилетнюю девушку влюбляется ещё один участник «Молодой Италии» Джованни Болла. 

Тем временем Монтанелли вызывают в Рим. Священник готов отказаться от приглашения Ватикана, если воспитанник попросит его об этом. Артур отказывается, и падре уезжает.

Глава IV

Вскоре становится известно, что Монтанелли получил епископство в Бризигелле. На освободившееся место ректора духовной семинарии назначают нового священника, отца Карди. Отец Карди очень доброжелательно относится к Артуру и даже предлагает стать его духовником. Молодой человек соглашается и приходит на исповедь. 

Артур рассказывает священнику о своих прегрешениях, о любви к Джемме и ревности к Болле. Отец Карди продолжает задавать наводящие вопросы, и наивный юноша раскрывает секретную информацию о подпольной организации и её делах.

Глава V

Артур возвращается домой после долгой прогулки. Слуги относятся к молодому господину с уважением, братья равнодушны, а жена старшего брата Джули ненавидит и всеми способами притесняет младшего Бретона. Артур отправляется в свою комнату, но внезапно за дверью слышится громкий шум. Слуги предупреждают молодого хозяина, что его хотят арестовывать. 

Артур знает, что против него нет никаких письменных доказательств, не препятствует обыску и спокойно уходит вместе с солдатами. Джули кричит ему вслед, что он опозорил их дом.

Глава VI

Артура заключают в крепость. Его содержат в грязной одиночной камере, где юноша коротает время, неистово молясь Богу. Артура часто вызывают на допросы, но он ничего не рассказывает офицерам, что их очень злит. За отказ донести на товарищей по «Молодой Италии» Артура переводят в страшный карцер, но молодой человек остаётся непреклонным. Он знает, что многих революционеров, в том числе и Боллу, арестовали. 

Внезапно Артура выпускают из крепости, но он узнаёт, что другие члены организации считают его предателем. Оказывается, отец Карди раскрыл тайну его исповеди и передал властям информацию о «Молодой Италии». Артур понимает, что он невольно стал причиной страданий своих соратников, и в потрясённом состоянии называет себя предателем в разговоре с Джеммой. Девушка воспринимает его слова буквально, даёт ему пощёчину и убегает. 

Глава VII

Артур раздавлен свалившимися на него несчастьями. Он бессознательно бродит по городу и наконец возвращается домой. Семья встречает его упрёками, на которые молодой человек никак не реагирует. Он не хочет больше жить и задумывается о самоубийстве. Вдруг в его комнату врывается разъярённая Джули и обвиняет его в неблагодарности и бесчестии. В пылу ссоры она рассказывает Артуру, что его мать изменила Бретону-старшему, и его настоящим отцом является Монтанелли. Для молодого человека это известие стало крушением всех жизненных идеалов. Его все обманывали. 

Артур разуверился в семье, друзьях и Боге, разбивает распятие и решает покинуть Италию. Он пишет предсмертную записку и бросает свою шляпу в воду, инсценируя самоубийство, а сам отправляется в Буэнос-Айрес. Артур хочет начать новую жизнь и не берёт с собой ничего, кроме нескольких мелких монет.

Часть вторая. Тринадцать лет спустя.

Глава I

Наступил 1846 год. Во Флоренции продолжают подпольно работать многочисленные революционные кружки, в том числе и партия Мадзини. В организации несколько активных членов – доктор Риккардо, Грассини, Мартини и Джемма, вдова Джованни Боллы. Они обсуждают разные способы борьбы с действующей властью и решают, что одним из самых эффективных методов обхождения цензурных ограничений станут остроумные политические памфлеты. 

Доктор Риккардо знает человека, который сможет написать такие произведения наилучшим образом. Это некий Феличе Риварес по прозвищу Овод. Риварес известен всем своей отчаянной храбростью, дерзким умом и невероятной силой воли, но никто не знает достоверных фактов из его прошлого.

Глава II

Джемма обсуждает Овода вместе со своим другом Чезаре Мартини. Про Феличе Ривареса ходит очень много слухов, и многие из них оказываются правдивыми. Овод долго жил в Южной Америке, где на его долю выпало немало испытаний, покалечивших тело, но закаливших характер. Он заикается, прихрамывает на одну ногу, на скрюченной левой руке не хватает нескольких пальцев, а на лице есть страшный шрам от удара сабли. Несмотря на эти физические недостатки, Овод часто проявляет удивительную ловкость и смелость при уходе от преследования властей и ведёт очень активную революционную и контрабандную деятельность.

Феличе Ривареса приглашают на званный вечер у Грассини. Мужчина ведёт себя вызывающе и даже приводит в высшее общество свою любовницу, цыганскую танцовщицу Зиту Рени. На этом же мероприятии Овод встречается с Джеммой Боллой и узнаёт её печальную историю. Джемма вышла замуж за соратника по «Молодой Италии», родила сына, но вскоре потеряла и мужа, и сына. Овод и сеньора Болла замечают таланты и хорошие качества друг друга, но общаются довольно холодно и недоброжелательно.

Глава III

Овод принимается за работу и начинает писать революционные памфлеты. В его произведениях чувствуется острый ум и незаурядное литературное дарование, но они слишком бескомпромиссны и даже оскорбительны, особенно по отношению к священнослужителям. Члены партии просят Джемму посетить дом Овода и убедить его сделать критику более мягкой. 

Сеньора Болла и Риварес долго разговаривают, и в конце концов автор соглашается переделать свои памфлеты, но с одним условием. Скоро во Флоренцию должен приехать кардинал Монтанелли, и Оводу должно быть позволено словесно нападать на него без каких-либо ограничений со стороны партии.

Глава IV

Монтанелли приезжает во Флоренцию. За прошедшие годы священник стал кардиналом и добился любви и почитания простых итальянцев. Все хотят увидеть и услышать известного проповедника. В главный собор приходят и Джемма с Мартини. Джемма рассказывает о своей последней встречи с Монтанелли. Это случилось через несколько дней после смерти Артура. Девушка узнала, что друг не был виновен в предательстве, и считала, что именно её пощёчина заставила его совершить самоубийство. Но окаменевший от горя Монтанелли сказал ей, что не она убила Артура, а он сам всю жизнь обманывал своего воспитанника, и это привело к трагедии.

У моста Джемма внезапно встречает Феличе Ривареса. Он со странным выражением лица пристально наблюдает за Монтанелли. Вдруг Джемма чувствует ужас в сердце – она видит в Оводе черты умершего Артура.

Глава V

Феличе Риварес за несколько недель нажил много врагов во Флоренции. Он пишет очень жестокие памфлеты, и главной жертвой его критики становится Монтанелли, которого все любят. На партийном собрании товарищи высказывают Оводу свои претензии, но он почти на них не реагирует. 

Он впадает в ступор из-за звуков бродячего цирка за окном. Джемма замечает потрясение и слабость Ривареса и помогает ему выйти из затруднительного положения. Овод искренне благодарен девушке.

Глава VI

Овод провожает Джемму до дома и просит её о встрече вечером. Сеньора Болла соглашается. Они гуляют по городу, заходят в ресторан. Вдруг Риварес предлагает Джемме посмотреть на представление бродячего цирка. Пара идёт в шатёр и смотрит на вульгарные и пошлые выходки клоунов, карликов и горбунов. Овод вновь впадает в некий транс, и Джемма предлагает уйти из цирка.

По дороге домой молодые люди сталкиваются с маленьким избитым мальчиком. Его покалечил пьяный отец. Риварес, который раньше не отличался добродушием, относится к ребёнку с нежностью, успокаивает его, кормит и перевязывает раны. Джемма удивлена и восхищена поведением мужчины.

Глава VII

Мартини приглашает товарищей на собрание литературного комитета, но Овод посылает лаконичную записку с отказом. Мартини злится, но вскоре узнаёт, что Риварес очень тяжело болен, но никому не говорит об этом и не просит помощи, хотя и нуждается в ней. 

Однопартийцы ухаживают за Оводом и поражаются его выдержке и силе воли. У мужчины много старых, неправильно вылеченных ран, которые время от времени воспаляются и приносят больному невероятные страдания. Но Овод всё терпит, не показывает слабости и никогда не жалуется.

Глава VIII

Благодаря товарищам Овод начинает быстро поправляться. По мере того, как к нему возвращаются силы, он становится всё более разговорчивым. Как-то раз у Ривареса собирается большая компания революционеров. Овода спрашивают о его страшных шрамах, и он рассказывает увлекательные истории, как он получил то или иное ранение. Он говорит об охоте в лесах Амазонки, об экспедициях и стычках с местными жителями. Ему верят все, кроме Джеммы.

Когда Овод остаётся с девушкой наедине, он раскрывает свой обман. На самом деле, в Южной Америке он хватался за любую работу и таким образом попал в один из самых дешёвых трактиров. Там его избил кочергой пьяный матрос. Все думали, что молодой человек не выживет после многочисленных травм, но его выходила добрая старуха. Покалеченный Риварес не мог найти нормальную работу и перебивался тем, что придётся. Какое-то время он работал на рудниках, потом был уродом в бродячем цирке. К нему периодически возвращались мучительные боли, и тогда жизнь была особенно тяжёлой.

В ответ на откровенность Ривареса Джемма раскрывает свою тайну. Она рассказывает Оводу о смерти Артура и своей роли в этой трагедии. Риварес целует руку Джеммы, и она в смятении убегает.

Глава IX

Овод выздоравливает и снова включается в революционную деятельность. Джемма всё чаще начинает замечать черты Бретона в Риваресе. Однажды она показывает ему детский портрет Артура, но Овод не проявляет никаких эмоций. Единственное, что он отмечает, это сходство мальчика с кардиналом Монтанелли, и сводит разговор к шутке.

Риварес предлагает Джемме заняться настоящей подпольной работой. Он заявляет, что с её умом и талантами девушка может приносить гораздо больше пользы. Его план заключается в том, чтобы переправить в Папскую область большое количество оружия для подготовки мощного восстания. Подумав, Джемма соглашается сотрудничать с Оводом, несмотря на беспокойство Мартини.

Глава X

Для осуществления плана Оводу приходится много путешествовать и лично договариваться с либерально настроенными судовладельцами о контрабанде и незаконном провозе оружия. Через какое-то время он вновь возвращается во Флоренцию, где его встречает Зита Рени. Она просит любимого оставить политику, которая когда-нибудь станет его концом, быть с ней и наслаждаться счастьем. Риварес говорит, что всегда был честен с Зитой и никогда не пытался убедить её в своей любви. Между ними нет никаких высоких чувств, и Феличе не будет предавать свои идеалы. Зита устраивает скандал и утверждает, что знает из-за кого Овод не может отступить. Это не сеньора Джемма Болла, это кардинал Монтанелли. Риверс признаёт, что цыганка абсолютно права.

Глава XI

Овод отправляется в Папскую область под видом паломника. Его легенда – история отца, убившего сына, а потом раскаявшегося в своём преступлении. В Бризигелле Овод встречается с Монтанелли лицом к лицу, но тот не узнаёт молодого человека. Риварес и Монтанелли разговаривают, и Овод чувствует, что кардинал сожалеет о своих ошибках. Феличе готов раскрыть свою личность, но вспоминает о всех пережитых злоключениях и замолкает.

Овод возвращается во Флоренцию и узнаёт, что Зита его оставила и вернулась к своему народу. Риварес чувствует боль и одиночество и отправляется к Джемме. Девушка готова взять на себя часть его страданий, но мужчина ничего не рассказывает.

Часть третья

Глава I

Риварес и Джемма работают над осуществлением плана поставки оружия в Папскую область. Овод хочет лично отправится в Бризигелл, но это слишком опасно. Внезапно приходит известие, что их подельник арестован. Выбора нет, и Овод обязан ехать в логово врага. Джемма решает ехать вместе с ним. В план также посвящают Мартини.

Мартини и Риварес разговаривают наедине. Оба любят Джемму, но Мартини понимает, что Овод — более сильная личность, чем он, и Джемма любит его сильнее. Однако Риварес заявляет, что он не будет признаваться девушке в своём чувстве. Он точно знает, что эта операция будет последней, его поймают и убьют.

Глава II

В Бризегелле на след Овода нападают солдаты. Они приходят на базарную площадь, чтобы арестовать революционера. Но у Ривареса и его товарищей есть план отхода. Всё идёт хорошо, но в самый ответственный момент появляется Монтанелли. При виде кардинала Овод теряет самообладание, и его удаётся схватить.

В город приезжает Мартини. Он совместно с Джеммой и другими подпольщиками не понимает, как Овод мог позволить себя поймать. Теперь товарищи делают всё возможное, чтобы организовать побег Ривареса.

Глава III

Полковник Феррари, схвативший Овода, хочет убить злостного бунтовщика. Но у него нет оснований для проведения быстрого военно-полевого суда и последующего расстрела. Для казни Феличе Ривареса полковнику надо заручиться поддержкой авторитетного священника Монтанелли, но тот не хочет слышать о беззаконье и несправедливости.

Кардинал хочет встретиться с заключённым. Ферарри не может этому противостоять и приводит Ривареса. Монтанелли видит, что преступника держат в нечеловеческих условиях, надевают кандалы на свежие раны, плохо кормят. Несмотря на это, Овод ведёт себя нагло и дерзко и даже оскорбляет веру священника. Монтанелли сдерживает раздражение и пытается улучшить условия содержания преступника.

Глава IV

Товарищи Ривареса организовывают ему побег. Для того, чтобы выбраться на свободу, Овод должен перепилить решётку, спуститься вниз по стене крепостной башни, пересечь тюремный двор и уйти через тайный ход. Такой сложный побег возможен только в ближайшую безлунную ночь. Овод следует плану с невероятным упорством, но подорванный тюрьмой организм не выдерживает, и у него случается приступ болезни. Овод теряет сознание, его находят, и побег срывается.

Джемма убита горем, и Мартини предлагает новый план по освобождению Ривареса. В день одного из главных церковных праздников во время крёстного хода он выстрелит в полковника в упор, и пока его будут ловить, охрана тюрьмы ослабеет, и Овода можно будет спасти. Мартини готов пожертвовать своей жизнью, и товарищи начинают обсуждать этот план.

Глава V

Овод переживает мучительный приступ болезни. Он испытывает невероятные страдания, но полковник Феррари, разъярённый практически успешной попыткой побега, превращает жизнь больного в настоящую пытку. Его заковывают в кандалы, привязывают ремнями и не дают опиума даже по настоятельной просьбе врача. Риварес мужественно терпит боль и не выдаёт товарищей.

Полковник всё настойчивее уговаривает Монтанелли согласиться на проведение военного-полевого суда. Но священник чувствует странную связь с преступником и отказывает Феррари, несмотря на его предупреждения об опасности преступника для мирных жителей города.

Глава VI

Монтанелли приходит в тюрьму к Оводу и видит, как жестоко с ним обращаются. Ривареса освобождают от ремней и кандалов. Священник и преступник начинают долгий и очень тяжёлый разговор о вере, выборе, обмане и предательстве. Овод признаётся, что он — Артур Бретон, родной сын Монтанелли, который из-за его трусости пережил столько боли и страданий. Артур обвиняет отца в том, что Бог для него всегда был важнее сына. Монтанелли хочет помочь организовать побег Овода, а самому остаться или покончить жизнь самоубийством. Но Артуру больше не нужны компромиссы, и он ставит кардинала перед выбором: либо родной сын, либо Бог.

Монтанелли подавлен. Он покидает тюрьму и даёт разрешение на проведение военного суда над Оводом.

Глава VII

Военно-полевой суд проходит очень быстро, и преступника приговаривают к смертной казни. Овод выходит на расстрел спокойно и даже расслабленно, смеётся над священником и просит не завязывать ему глаза. Солдаты, которые успели проникнутся к Риваресу симпатией и уважением, со слезами на глазах готовятся к расстрелу. Раздаётся первый залп, но лишь одна пуля задевает щёку Овода – никто не хочет становится его убийцей, и все стреляют мимо. Риварес начинает подбадривать солдат, руководит своей собственной казнью. Снова звучит оружейный залп, и Овод падает. В этот момент приходит Монтанелли и видит залитого кровью сына. 

Последние слова Артура обращены к отцу: «Рadre… ваш бог… удовлетворён?».

Глава VIII

Наступил день праздничной службы. Монтанелли в полном облачении ведёт за собой толпу священнослужителей и прихожан. Во всех окружающих предметах кардинал видит кровь. Он выступает с внезапной и эмоциональной речью, в которой обвиняет паству в гибели сына.  

Эпилог

Джемма получает письмо, написанное Оводом перед расстрелом. Он признаётся, что Феличе Риварес – это Артур Бретон, и говорит, что она была единственной любовью всей его жизни. Джемма понимает, что она дважды потеряла любимого человека, и теперь уже ничего нельзя изменить.

Входит Мартини и рассказывает, что кардинал Монтанелли скоропостижно скончался в Равенне от разрыва сердца. 

Автор: Ксения Щелакова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector