Краткое содержание произведения «Однодум» по главам (Н. С. Лесков)

В его произведениях создана обширная галерея праведников из народа и нет однозначных оценок, активно используется такой вид литературно-художественного повествования, как сказ, а также заметна склонность к неожиданным развязкам в рассказах и новеллах. Критик, публицист, писатель, не принадлежавший к столбовому дворянству, — всё это про М. Стебницкого, более известного нам как Лескова Николая Семёновича. Сегодня Многомудрый Литрекон подготовил для Вас краткое содержание произведения «Однодум», открывающего цикл «Русских праведников». Краткий пересказ книги не заменит оригинала, но произведение в сокращении поможет Вам ознакомиться с сюжетом побыстрее. Приятного просвещения!

Глава первая

Во времена царствования Екатерины II (с 1762 по 1796), в Костромской Губернии, при двух реках, в городке Солигаличе родился в семействе Рыжовых мальчик. Назвали его Александром Афанасьевичем, или Алексашкой, а по уличному прозванию и вовсе «Однодумом». Отец его, приказной Рыжов, в скором времени умер, поэтому остался сын вместе с матерью жить – типичной русской женщиной, которая может коня на скаку остановить и войти в горящую избу.

Вдова-приказничиха сразу отклоняла новые супружества, а там и вовсе занялась приготовлением различных пирогов, чем и зарабатывала на жизнь себе и сыну. Алексашку сначала отдала мастерице, та научила его всему, что сама знала; затем его отправили учиться более серьезным наукам к дьяку, который ходил с косой и с кожаным карманом, храня там нюхательный порошок.

Так молодой Рыжов и рос. Сам он пошёл в мать – жил самостоятельно, полагаясь только на себя. Был рослым, плечистым. В четырнадцать лет занимался кулачными боями, будучи при этом непобедимым. Благодаря Дьяку красиво писал, что положило начало самопитанию. Он сразу промыслил, как зарабатывать себе на жизнь.

Для заработка выбрал службу на почте – носить суму с пакетами между Солигаличем и Чухломой. Мало кто хотел этим заниматься, так как считали такое дело сомнительным – вдруг это против истинного христианства, а Алексашка – сирота, ему Бог такое простит. Так и стал молодой Рыжов ходить между городами за полтора рубля в месяц, не боясь непогоды. К тому же всегда носил с собой две сумки – в другой лежала Библия.

Глава вторая

Точно неизвестно, сколько лет молодой Рыжов посвятил себя пешей почте, но затем она сменилась конной, а сам он добился более высокого служебного положения («вышел в чины»). Основу его оригинальной жизни составила именно та самая Библия, которую он в течение стольких лет носил с собой, из-за чего знал многие писания.

Во время пути из Солигалича в Чухлому и обратно Алексашка всегда останавливался возле одного дуба на болоте, где выкрикивал «горе, горе крепким» и «дышал любовью и дерзновением».  От духа герой принял посвящение и пронёс его до конца своих дней.

Его становление закончилось, поэтому нужно было искать новую деятельность, в которой он мог бы использовать правила, созданные на библейском грунте. 

Главы третья-четвёртая

В те времена в городах третьим главным лицом был городничий, после государя и губернатора, соответственно, оттого и назвать те годы можно добрыми и серьезными. И вот Рыжову выпала возможность стать четвертым в этой иерархии – в городе умер квартальный.

Должность эта была неплоха, хоть и платили мало – десять рублей ассигнациями (историческое название бумажных денег), поэтому нужно было уметь стащить что-нибудь из чего-нибудь, например, полено дров с каждого воза, либо же заниматься «дониманием» (взяточничеством). 

Городничий, посмотрев на рослость Рыжова и его неутомимость в ходьбе, сразу взял на вакантное место, даже не спросив про способности к взяткам – в целом, он подумал, что на это готовы все. Правда, сказал: 

«Бей без повреждения и по касающему моего не захватывай»

С тех пор Алексашка стал Александром Афанасьевичем. Служил он исправно, был ретив, всем говорил: «царь жалует, а мзду брать Бог запрещает», а закон считал превыше всего, что было не вопреки городничему и домовитой городничихе. Народу новый квартальный тоже пришёлся по душе.

Там и беда случилась: начал возмущаться городничий, так как не было правителю прибыли. Отправил он протопопа следить за Рыжовым – нет ли в нём неправославия? Однако заметили в нём только гордыню, затем тот факт, что не справил себе форменного платья, а там ещё всякое, что находилось в зависимости друг от друга.

И вот случай – умерла его мать, схоронил он её «скаредно». Заподозрили его в нелюбви, так ещё и еретиком посчитали. Однако городничиха и остальные защитницы стояли за ним горой, поэтому помогали ему, но он всё возвращал обратно – так как дары были не нужны, хоть и был им благодарен.

Протопоп рассердился и задумал обнажить совесть Рыжова.

Глава пятая

Близился Великий пост, там и придумал свой план протопоп. Подговорил городничего позвать Александра Афанасьевича исповедаться на глазах у народа – так и будет видно его уклонение от православия.

“Выисповедал” на первой неделе протопоп Рыжова, но не нашёл в нём греха, но понял, что тот начитался Библии, отчего начитанным стал. Стали они к Александру Афанасьевичу милостивее, а также задумали его женить под предлогом, что холостые люди ненадежны, служа на “политичных” должностях. Выяснилось, что Рыжов себе уже выбрал жену, правда, нужно на неё посмотреть, а там и посвататься. 

Глава шестая

Да, Александр Афанасьевич действительно нашёл себе подходящую партнёршу: рыжая, румяная, белая и с карими глазами, одетая по-крестьянски. Эта девушка – дочь Козлихи, старой бабы, которую слывут (то есть она имеет репутацию) злой колдуньей.

Женитьба стала вполне выгодным делом для Рыжова, так как жена занималась хозяйством, поэтому батрачку он отпустил (а платил ей всё это время медный рубль в месяц). Общались они между собой по-простому, но своеобразно: он ей говорил «ты», а она ему «вы» и так далее. Там у них и появился плод супружества – сын. Сама женщина боялась Рыжова, слушалась его; грамоты не знала, да и учить её не собирались. Жили они по-спартански: мясо по праздникам, остальное время ели овощи и грибы. Грибы заготавливали только одним способом, при этом без соли, так как на неё тратиться Рыжов не собирался. Однажды откупщик подарил «бабе» мешочек соли, она засолила грибы, а там Александр Афанасьевич её побил, соленья забрал и отнёс откупщику, при этом сделав ему выговор.

Однодум вообще не заботился о том, что о нём думают, был покорен своему долгу и обо всём отчитывался единому хозяину всего сущего. Была у него синяя тетрадь, куда он подшивал свои мысли. Никто не знал, что там, а после его смерти рукописи и вовсе пропали – изведены на поклейку стен или сожжены, так как неприятности никому не нужны, да и сам этот несообразный бред и религиозные фантазии не несут в себе никакой ценности.

Дух же этой рукописи стал известен с наступающего достопамятного в хрониках Солигалича происшествия.

Глава седьмая

Во время службы Рыжова в Костроме был назначен губернатором Ланской Сергей Степанович, который затем стал графом и известным министром внутренних дел. Он любил Россию и русского человека, уважал честность и справедливость, но имел свои взгляды – чужеземные. Во время вступления на должность он уволил достаточно большое количество человек, в том числе и городничего, при котором состоял квартальным Александр Афанасиевич, при этом не собираясь назначать новых лиц.

Так Рыжов стал исполнять обязанности солигачского городничего. Ничего в его жизни не изменилось: взяток не брал, к людям относился так же, как и до этого, за городничего подписывался, сидя за своим старым столом, да и форменного платья не имел. Это стало проблемой, так как в скором времени должен появиться в городе Ланской – как Александру Афанасьевичу всё это время отбыть в своём бешмете? Но его это не беспокоило.

Глава восьмая

Нужно напомнить, что в то время губернаторы ездили «страшно», а встречали их «притрепетно», из-за чего города в короткий срок становились как новые. Население занималось облагораживанием местности, а «самая возвышенная деятельность начиналась в центральных гнёздах уездного властелинства» — там занимались всем, начиная с мытья полов и заканчивая скучной отметкой регистров. В то же время в домах подготавливали одежду к приёму – сапоги и мундиры.

Ожидание губернатора было долгим делом, так как никто не знал ни дня, ни часа и ни минуты прибытия. Больше всех бдел приезд будочник, сидевший на самой высокой колокольне, ибо должен был сообщить, что сановник пожаловал. Однако он мог задремать, из-за чего бывали разные неприятности. По прибытии самым первым к губернатору навстречу «выносился вскачь» городничий.

Из-за всего этого сейчас тревожилась «чиновная знать» – ведь теперь-то губернатору придётся самым первым в городе увидеть Рыжова в полосатом тиковом бешмете и кошлатой мужичьей шапке… чего ожидать доброго после этого, учитывая, какие слухи ходят о «надменной фигуре»?

Глава девятая

Александр Афанасьевич мог привести любого человека в уныние; ни о чём не беспокоился; так и ходил в своём бешмете, отвечая всем, что денег на другую одежду нет, да и вообще: «по платью встречают – по уму провожают». Но другие чиновники всё-таки переживали, так как губернатор разгневается, если увидит одеяния городничего. Стали они думать, как его одеть и шлагбаум покрасить, у которого Рыжов будет встречать «надменную фигуру».

Александр Афанасьевич даров не принимал, поэтому отец протопоп сказал, что повесить всё нужно на самого «провинного» – на откупщика, пусть и выполняет план. Он должен был покрасить шлагбаум во все цвета национальной пестряди, а также дать заседателю три порции рома, французскую водку, кизлярку, тот, в свою очередь, отпустит свой мундир Рыжову. Сам заседатель должен притвориться больным и слечь. Отец протопоп потом убедит Александра Афанасьевича надеть мундир – так и вышло.

Глава десятая

Пришла весть, что «надменное лицо» уже едет в Солигалич. Пока все волновались и готовились, Рыжов решил, что будет вести себя как обычно. Будучи при параде, то есть в мундире и белых рейтузах, сел на шлагбаум… 

Губернатор на подходе, Рыжов собрался ему навстречу – и вот беда! Вся краска осталась на штанах. Все кричали: «батюшка, сбрось штанцы!», а он решил, что не нужно никому смотреть на эти места, и пустился вскачь.

Глава одиннадцатая

Всем стало страшно, особенно протопопу. Однако страх сменился окаменением, так как мимо проскакала борзая скачущая тройка с почтовой телегой, а в ней был виден Рыжов в белых рейтузах, к которым надшит канифасовый карниз – и выглядело это достаточно величественно всё. 

Телега остановилась. Оттуда вышла «надменная фигура», которую покропил священной водой протопоп. Они пошли в церковь, что не понравилось Александру Афанасьевичу, так как Ланской вёл себя против всех привычных правил, которые имели отношение к богопочитанию. Затем Рыжов его догнал, схватил за руку и сказал, как нужно себя тут вести, нагнув в полный поклон.

Глава двенадцатая

Никто не нашёл в себе смелости остановить Александра Афанасьевича. Ланской же «сменил свою горделивую надменность умным самообладанием», перекрестился, поклонился всему народу и отправился в квартиру, которую ему приготовили. Там принял чиновников и задал вопросы, касающиеся Рыжова. Ему и сказали, что он всегда такой, но служит хорошо, поэтому терпят, да и самый смирный тут, библию читает, взяток не берёт. Ланской удивился, даже не поверил, потому и позвал его сюда.

Александр Афанасьевич пришёл, отвечал на вопросы о себе. Ланской продолжал считать его дерзким, да и заподозрил, что в секте состоит. Рыжов рассказывал, что в собор ходит, Богу при протопопе кается… «Надменное лицо» продолжил расспрашивать про жалованье и взятки, Библию, уважение власти – Александр Афанасьевич власть не уважал, так как там все ленивые, алчные и криводушные. После всех вопросов принёс Ланскому целый обёрток бумаги с надписью «Однодум». Стал читать. Затем «надменное лицо» спросил, не боится ли Рыжов, ведь за поступок в церкви можно и в острог отправиться – тот не боялся, так как Бог всегда с ним, поэтому не страшно. Там и ушёл. Ланской всё ещё не доверял Александру Афанасьевичу, отчего спросил простой народ. Ему и отвечали: «Он у нас такой-некий-этакой» и ничего более положительного.

Там и уехал Ланской, пообещав прочитать Библию. Рыжов посоветовал ему попробовать пожить в месяц на десять рублей.

Глава тринадцатая

Прошло довольно много времени. Всё уже успело забыться. И вот Рыжову прислали дарующий дворянство владимирский крест – почти невозможное событие. Это был первый крест, пожалованный квартальному. Причём и крест, и грамота были от Ланского. 

Рыжову не на чем было носить ордена. В тетради своей он отметил, что Сергей Степанович непременно будет графом – так и произошло.  

Так и прожил Александр Николаевич, отмечая всё в своём «Однодуме». Жил почти девяносто лет, умер, исполнив все христианские требы, хоть и православие его было сомнительным.

Автор: Анастасия Александрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *