Краткое содержание сборника «Конармия» (И. Бабель)
«Конармия» Исаака Бабеля – это не просто сборник рассказов о польской кампании 1920 года. Это мощный, противоречивый, глубоко личный взгляд на войну, увиденный глазами интеллигентного, рефлексирующего человека, оказавшегося в самом пекле революционного насилия. Это взгляд смущенный, зачастую ужаснувшийся, но при этом честный и пытающийся понять происходящее. Приступая к чтению краткого содержания, которое подготовил Многомудрый Литрекон, помните, что Вы знакомитесь лишь с эссенцией, с костяком произведения. Чтобы по-настоящему понять «Конармию», необходимо обратиться к оригинальному сборнику или опубликованным дневникам самого Исаака Бабеля, прочувствовать бабелевский язык, его лаконичность, его метафоричность, его способность говорить о трагическом с иронией и грустью. Приятного просвещения!
Содержание:
- 1 Переход через Збруч
- 2 Костел в Новограде
- 3 Письмо
- 4 Начальник конзапаса
- 5 Пан Аполек
- 6 Солнце Италии
- 7 Гедали
- 8 Мой первый гусь
- 9 Рабби
- 10 Путь в Броды
- 11 Учение о тачанке
- 12 Смерть Долгушова
- 13 Комбриг два
- 14 Сашка Христос
- 15 Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча
- 16 Кладбище в Козине
- 17 Прищепа
- 18 История одной лощади
- 19 Конкин
- 20 Берестечко
- 21 Соль
- 22 Вечер
- 23 Афонька Бида
- 24 У святого Валента
- 25 Эскадронный Трунов
- 26 Иваны
- 27 Продолжение истории одной лошади
- 28 Вдова
- 29 Замостье
- 30 Измена
- 31 Чесники
- 32 После боя
- 33 Песня
- 34 Сын рабби
- 35 Аргамак
- 36 Поцелуй
- 37 Грищук
- 38 Их было девять
Переход через Збруч
Новоград-Волынск был взят на рассвете – об этом сообщил начальник дивизии номер шесть. Штаб выдвинулся. Обоз растянулся по шоссе Брест – Варшава. Тихая Волынь уходит в туман. Оранжевое солнце – как отрубленная голова. Запах крови и павших лошадей. Шумит почерневший Збруч. Река вброд, лошади по спину в воде, луна на волнах. Кто-то тонет. Река полна гула, свиста и песен.
Новоград. Лютов нашёл в доме беременную женщину и двух рыжих евреев. Ночью ему снится сон, из-за которого он ворочается. Беременная еврейка будит Лютова и просит перелечь, поскольку тот во сне толкает её папашу, спрятанного под одеялом – его убили поляки и оставили тут.
Костел в Новограде
Лютов прибыл с докладом к военкому в дом бежавшего ксендза. Экономка пани Элиза угостила янтарным чаем и бисквитами с «ароматом распятия». Появился пан Ромуальд, скопец в сутане, предавший всех и расстрелянный. Он показывал карту разгрома Польши. Вкрадчивые соблазны обессилили рассказчика. Они пили ром, ожидая военкома, который долго не возвращался. Ромуальд заснул, а в саду под луной лежал раздетый труп.
Лютов отправился на поиски военкома. Его не было нигде. В костеле, среди серебряных черепов на гробу, было найдено подземелье с военкомом, особистом и казаками. Обыск был начат из-за обмундирования, найденного у ксендза. Они искали потайные ходы, находили раздвигающиеся иконы и сокровища: золото, кредитки, драгоценности. Считали деньги в комнате военкома, окруженные вороньим безумием Элизы, хохотом Ромуальда и звоном колоколов.
«Прочь от этих подмигивающих мадонн, обманутых солдатами…»
Письмо
Лютов переписал письмо, продиктованное ему мальчиком – Курдюковым Василием Тимофеевичем к маме:
«Оно не заслуживает забвения»
Курдюков писал матери о своей жизни в Конной армии, где развозил газеты, и о герое-куме Никоне. Просил посылку с кабанчиком, напоминал о Степе и о мытье ног с мылом. Страна нищая, пшеница убогая. Брат Фёдор погиб от руки отца, служившего у Деникина. Он сбежал от отца, нашел пристанище в своей части. Воронеж порадовал сытной жизнью, Семён (брат) стал командиром. Гнали Деникина, отец скрывался в Майкопе, перекрасив бороду. Кум Никон указал на него, и братья с шайкой явились в Майкоп, полный предательства. Семён вырвал отца из рук врагов. Отец, увидев краску, потекшую с бороды, ощутил гнев и боль. Сенька задал роковой вопрос: каково ему сейчас? И отослал брата. Вскоре их ждала польская война. Письмо Курдюков спрятал у сердца.
На вопрос Лютова об отце он ответил: «Кобель». И показал старую фотографию – суровый отец, скромная мать и два брата, застывшие, как изваяния.
Начальник конзапаса
В деревне царит уныние. Кавалерия конфискует лошадей у селян, отдавая взамен измученных коней. Крестьяне в надежде на справедливость осаждают штаб, волоча за собой едва живых животных. Начальник штаба Ж. формально выслушивает их, погружаясь в отрешенность. В этот момент появляется Дьяков, заведующий конским составом и бывший цирковой артист. Один из крестьян выражает недовольство полученной лошадью, на что Дьяков цинично отвечает, что за нее полагается компенсация в 15 тысяч рублей, а за здоровую – все 20.
«Ежели конь упал и подымается, то это – конь»
Дьяков, словно выступая на арене, приблизился к измученной лошади. Каким-то образом животное почувствовало его уверенность, и он, приложив усилия, поставил его на ноги. Заявив крестьянину, что это конь, Дьяков триумфально удалился в штаб.
Пан Аполек
Жизнь пана Аполека, словно вино, вскружила голову Лютову. В Новоград-Волынске он дал обет следовать его примеру. В доме ксендза он увидел икону, а в Иоанне узнал Ромуальда, пани Элиза оказалась богоматерью. Разгадка вела к юродивому Аполеку, населявшему ангелами села.
Когда-то Аполек со слепым Готфридом пришли в корчму Шмереля, где он подарил Брайне портрет. Потом он расписал костел, изобразив в волхвах Льва XIII и ксендза, а в апостолах – хромого Янека и Эльку. Началась война с церковью. Он стал писать иконы на заказ, по 15 злотых за богоматерь, 50 за тайную вечерю с родственниками заказчика, а за Иуду из врага – 10 злотых сверху.
Комиссия от епископа нашла их в домах крестьян и обвинил их в грехах. Аполек поселился на кухне пани Элизы и рассказывал истории. Однажды он поведал о браке Иисуса и Деборы, которую покинул жених. Иисус соединился с ней, а потом ушел в пустыню. Через время у Деборы родился первенец, которого скрыли попы. Аполек поспешно ушел со слепым Готфридом. И они исчезли.
Лютов отправился спать к своим «обворованным евреям».
Солнце Италии
Лютов грелся у пани Элизы и ждал Ромео, опасаясь Сидорова, который ночами уходил в штаб.
Ночью, проснувшись, он прочел письмо Сидорова, жаждущего Италию, убийства короля, и ненавидящего скуку. Он просил Викторию о помощи. Сидоров писал о войне, о тяготах. Прочитав письмо, Лютов попытался уснуть, но услышал плач соседей. Вернувшись, Сидоров зажег свечу и спрятал письмо, рассматривая альбом Рима. В темной комнате – мертвенное лицо Сидорова, похожее на маску.
Гедали
По субботам Лютова томила печаль. Он бродил по Житомиру в поисках звезды, и нашел лавку Гедали. Старик Гедали расхаживал среди сокровищ лавки и говорил:
«Революция – да, но разве субботе мы скажем нет?»
Лютов, подразумевая необходимость перемен, возразил, что нужно видеть реальность, даже если она болезненна. Гедали поделился своей горькой обидой на поляков, которые отобрали его бороду и подвергли насилию, а затем и революция потребовала граммофон. Гедали настаивал, что революция – это власть тех, кто не знает милосердия, и вопрошал о её местонахождении. Вскоре на небе засияла первая звезда. Затем Гедали обратился к Лютову с просьбой найти в Житомире людей с добрыми намерениями, чтобы те смогли воспользоваться граммофонами. Он мечтал, чтобы каждый человек ощутил ценность своей души. После этого Гедали отправился в синагогу для молитвы.
Мой первый гусь
Начальник дивизии Савицкий восхитил Лютова красотой. Он, как штандарт, рассекал избу своей малиновой шапочкой, орденами и духами и подписал приказ о наступлении. Лютова прикомандировали к штабу дивизии. Квартирьер, неся его сундучок, предупредил, что с очкариками тут «не ласка».
Казаки отказались общаться с Лютовым, выкинув его вещи. Он собрал их, лег на землю, чтобы читать Ленина, но не смог. Пошел к хозяйке, прося еды. Получив отказ, он убил гуся. Старуха унесла его готовить. Казаки накормили его, он вышел, потом вернулся. Суровков пригласил его к столу. Он прочитал им речь Ленина. Вечер успокоил его. Суровков отозвался о Ленине:
«Правда всякую ноздрю щекочет, да как ее из кучи вытащить, а он бьет сразу, как курица по зерну».
Они пошли спать в сторону сеновала. Лютов видел сны, а его сердце, обагрённое убийством, болело.
Рабби
Гедали говорил о вечной матери и хасидизме. Он повел Лютова к рабби Моталэ. Они вошли в комнату, где сидел рабби, окруженный лжецами. Рабби спросил, откуда он. Лютов сказал, что из Одессы. Рабби расспрашивал о нем, благословил его. К нему подскочил шут реб Мордхэ. Они уселись за стол с плечистыми евреями. Лютов увидел юношу, сына рабби, которого Мордхэ назвал «проклятым» и плюнул в лицо.
Рабби благословил пищу, и они сели за трапезу. После ужина Лютов дал Мордхэ денег и ушел на вокзал, где его ждали агитпоезд и недописанная статья.
Путь в Броды
Лютов скорбел о пчёлах, истерзанных войной, поскольку на Волыни не осталось пчёл. Разрушая ульи, люди добывали мёд.
Он и Афонька Бида заблудились, не подозревая о боях под Бродами. Афонька рассказывал о пчеле, которая не хотела жалить Христа, а там и затянул песню о жеребчике Джигите. Они двигались к закату, и в Клекотове началась битва. Лютов ощутил смертельный холод Брод, а галоп лошадей унёс его от выщербленного камня синагог.
Учение о тачанке
Лютов получил тачанку и кучера (повозочного) – тридцатидевятилетнего Грищука. Благодаря ему Лютов перестал быть парием среди казаков. Тачанка стала символом войны, а Махно сделал её основой стратегии. Были колонистские и заседательские тачанки, и Лютов восторгался своей колонистской тачанкой. Каждый день они запрягали лошадей и выезжали.
Безжизненные еврейские местечки, синагоги, евреи на перекрестках. Эти евреи трагичны и полны скорби и презрения к пану. Глядя на них, он понял историю окраины, историю талмудистов, раввинов и девушек.
Смерть Долгушова
В полдень промчался Корочаев с криком о прорыве коммуникаций. Афонька предсказал смену начдива, а затем заплакал и умчался. Лютов и Грищук остались одни, их обстреляли. Долгушов просил его пристрелить, чтобы не чувствовать боль, и отдать письмо его матери, но Лютов отказался. Подъехал Афонька, они поговорили. Афонька выстрелил Долгушову в рот.
Лютов признался, что не смог бы этого сделать, а затем поехал шагом, не оборачиваясь, чувсвтвуя спиной холод и смерть. Лютов потерял друга – Афоньку. Грищук предложил ему сморщенное яблоко.
Комбриг два
Буденный стоял у дерева. Убили комбрига два. На его место назначили Колесникова. Буденный ждал нового комбрига. Он сказал Колесникову, что надо победить или подохнуть, а если побежит – расстреляет. Буденный отдал честь Колесникову.
«Час тому назад Колесников был командиром полка. Неделю тому назад Колесников был командиром эскадрона»
Колесников ушел к бригаде. На земле увидели его спину, подвели коня. Он поскакал к бригаде. Бригада приветствовала его. Наблюдатель сказал, что Колесников повел бригаду. Буденный закурил. Наступила тишина рубки.
Вечером, после победы, Лютов увидел дремлющего Колесникова. Козак вёз знамя. Головной эскадрон пел песни. В Колесникове он увидел равнодушие хана и выучку прославленных командиров.
Сашка Христос
Сашку, кроткого общественного пастуха, прозвали Христом. Его отчим Тараканыч ушёл на заработки и выписал его к себе. Однажды Тараканыч лег с побирушкой, и Сашка заразился дурной болезнью. Весной они вернулись в станицу. Сашка просился в пастухи, но Тараканыч не соглашался. Дома их ждала беда: дети умерли от тифа. Тараканыч сказал жене, что она легко отделалась.
Тараканыч затосковал, а ночью Сашке приснилось, что с неба спускается розовая колыбель. Сашка разбудил отчима и попросил не обижать мать. Тараканыч отказал, и Сашка пригрозил рассказать матери об их болезни. Тогда Тараканыч отпустил его в пастухи. Сашка стал жить у общества, и его прозвали «Сашка Христос». Он ушел на войну и попал в полк Буденного. После ранения стал обозным. С недавних пор Лютов подружился с Сашкой Христом и переложил свой сундучок на его телегу.
Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча
Сашка пересказывал жизнеописание генерала Павличенки, Матвея, бывшего пастуха. Матвей пас свиней, потом рогатую скотину, а если бы он жил в Австралии, он пас бы слонов. Он пас коров, и старцу сказал, что надо явиться к Насте. Вскоре они поженились и стали жить, как умеют, а уметь они умели.
«Хорошо жили, как черти, и все до той поры, пока не заявляется ко мне старец во второй раз»
Старец стал рассказывать, что барин-то его жену «за все места трогал». Матвей пришел к барину и попросил расчет. Барин начал петушиться. Он вспомнил, что в прошлом году Матвей сломал ярмо. Матвей ответил, что ярмо отдаст, но барин не должен теснить его с долгами.
После пяти лет кабалы к Матвею прибыл восемнадцатый годок. Он поехал к барину Никитинскому. Там были земельные власти, и Павличенко снял перед ними кубанку. Барин попытался задобрить его, сказав, что его безумная жена была к нему добра, затем он предложил Павличенко «письмо Ленина» и святыню, но Павличенко взял его за глотку и спросил: «С щекой-то что мне делать?». Барин ответил, что у него шакалья совесть. Вместо выстрела Павличенко потащил барина в залу, где его сумасшедшая жена с шашкой и в короне уселась в кресло. Затем Павличенко долго топтал барина, чтобы познать жизнь, ведь стрельба – это слишком легко и не позволяет постичь душу человека.
Кладбище в Козине
Кладбище в еврейском местечке: ассирийские мотивы на волынских полях. Серые камни с письменами, горельефы с рыбами, овцами и раввинами. Под дубом – склеп рабби Азриила, убитого казаками Хмельницкого, с надписью-молитвой о смерти-корыстолюбце, не пощадившей их.
«О смерть, о корыстолюбец, о жадный вор, отчего ты не пожалел нас, хотя бы однажды?»
Прищепа
Лютов направлялся в Лешнюв со своим попутчиком Прищепой, молодым кубанцем и коммунистом. Прищепа рассказал, как год назад бежал от белых, которые убили его родителей и расхитили имущество. Вернувшись после изгнания белых, он ходил по станице, собирая вещи, и оставлял в домах соседей, укравших их, подколотых старух, повешенных собак и загаженные иконы. Затем он заперся в доме, пил, плакал и рубил мебель.
На третью ночь поджег дом, убил корову, отвязал коня и уехал.
История одной лощади
У Савицкого был белый жеребец, которого он забрал у Хлебникова, дав взамен кобылёнку. После смещения Савицкого, Хлебников потребовал возвращения жеребца. Савицкий, похожий на Петра Великого, жил в опале с казачкой Павлой. Хлебников явился к нему с резолюцией, но Савицкий, обнимаясь с казачкой, сказал, что ещё достанет его. Хлебников ушел и пожаловался начальнику штаба, но тот отказал ему. Хлебников вернулся в эскадрон и начал писать заявления, а также вышел из партии большевиков.
В заявлении о выходе из партии Хлебников писал о своей любви к серым коням и невозможности чувствовать вороную кобылицу. Он жаловался, что партия не возвращает ему его «кровное». Военком разорвал заявление. Хлебников закричал, что проиграл, разорвал куртку и стал царапать грудь. Его успокоили. Через неделю Хлебников демобилизовался по инвалидности. Лютов был опечален уходом Хлебникова, с которым они пили чай и разделяли общие страсти.
Конкин
Конкин, политический комиссар, рассказывал, как они крошили шляхту под Белой Церковью. Он и Спирька Забутый наткнулись на штаб или обоз, где было восемь сабель. Двоих сняли винтами. Конкин прижал «малинового туза» к хуторку, но тот прострелил ему ногу. Затем он ликвидировал жеребца туза и схватился с ним. Туз оказался генералом, плачущим белыми слезами. Спиридон хотел его добить, но Конкин не дал. Он завел генерала в клуню и уговаривал сдаться, называя себя «музыкальным эксцентриком и салонным чревовещателем». Генерал не поверил и попросил сказать, коммунист ли он. Конкин подтвердил, что коммунист.
Тогда генерал сломал саблю и попросил убить его по-солдатски. «Договоришься ли с ним?.. Гоноровый выдался» – заключил Конкин.
Берестечко
Отряд Лютова держал путь к Берестечку, бойцы клевали носом в седлах. Миновав казачьи курганы, где старик под звуки бандуры воспел прошлое, отряд под развевающимися штандартами ворвался в тихий город. В жилище вдовы Лютов узнал о докладе Виноградова, но вскоре стал очевидцем зверской расправы казаков над пожилым евреем.
Прогуливаясь по Берестечку, он наблюдал за жизнью евреев и русских кожевников, за их трудами, несмотря на контрабанду и религиозный гнет. Зловонные катакомбы добавляли городу мрачности. Утомленный атмосферой нищеты и гниения, Лютов покинул Берестечко и укрылся в замке Рациборских.
В замке жила безумная графиня, бившая сына кнутом за отсутствие наследника. Внизу митинг, речь Виноградова о Коминтерне; нимфы с выколотыми глазами. Найден обрывок письма о смерти Наполеона и рождении наследника. Военкомдив убеждает мещан и евреев, что они – власть, и объявляет о выборах Ревкома.
Соль
Лютов пишет редактору о несознательности женщин на станции Фастов. Он рассказывает, как поезд Конармии задержали мешочники, особенно женщины с мешками соли. Бойцы выгнали торговцев, но несколько женщин всё же остались.
К ним в вагон попросилась женщина с ребёнком, умоляя о встрече с мужем. Лютов обратился ко взводу, и казаки согласились пустить её. Лютов укорил их за непристойные шутки, напомнив о матерях и детстве. Растроганные казаки с уважением посадили женщину, надеясь, что она воспитает достойную смену.
Поезд тронулся, и в свете звезд бойцы вспоминали кубанские ночи. Лютов, не спавший ночью, был встревожен казаками. Те спросили его о причине беспокойства, и он попросил разрешения поговорить с женщиной. Он взял у неё ребёнка и обнаружил под пелёнками соль.
Женщина винила «лихо». Лютов упрекнул ее, говоря о страданиях России. Она в ответ обвинила его в защите «жидов». Лютов возразил. Выкинув женщину, он хотел убить себя или её, но по совету казаков застрелил ее из винтовки. Лютов и бойцы взвода клянутся беспощадно бороться со всеми изменниками.
Вечер
Лютов размышляет о роли РКП, направляющей сердца в русло «Красного кавалериста». Галин, Слинкин и Сычев создают газету для армии. Ночью Галин пытается завоевать расположение прачки Ирины, рассказывая ей о тиранах. Ирина слушает его, прижавшись к повару Василию, который равнодушен к политике. Лютов, страдающий от болезней, жалуется Галину на усталость, а тот называет его слюнтяем и предрекает ему будущее воспевание новой жизни.
На рассвете дверь кухни приоткрывается, видны ноги Ирины и Василия. Галин рассуждает о роли Конармии как социального фокуса, проводимого ЦК партии, и о политическом воспитании казаков.
Афонька Бида
Лютов рассказывает о боях под Лешнювом. Поляки теснили их, фланговые удары стали ощутимы. Фронт держала пехота – волынские крестьяне, взятые от сохи. Они дрались с ненавистью к помещикам, но были плохо вооружены и с трудом держали фронт.
В трех верстах от Лешнюва окопалась эта пехота, которой командовал подслеповатый еврейский юноша, талмудист. Он был осмотрителен и хладнокровен в бою. Вдруг появились эскадроны Маслака. Маслак приказал Афоньке разогнать их «для смеху». После перестрелки казаки отступили, конь Афоньки был убит. Афонька оплакал его и поклялся мстить.
Наутро Афонька исчез. По слухам, он мстил за смерть коня, нападая на поляков и крестьян, укрывающих их. Через неделю Афоньку почти забыли.
В Берестечко дивизию вёл новый начдив. Затем он неожиданно появился в Берестечко на новом коне, без глаза, с уродливой розовой опухолью. Афонька бесчинствовал, казаки восхищались им и его новым конем.
У святого Валента
В Берестечке штаб занял дом ксендза Тузинкевича. Лютов, увидев костел, был поражен его красотой. Там он встретил старуху, целующую его сапоги, а затем Сашку, над которой смеялись казаки.
В костеле Лютов увидел кощунственные картины и пьяного Афоньку. Появился звонарь Людомирский и показал изображение Иисуса – еврея в кунтуше, после чего проклял казаков.
Лютов доложил об оскорблении чувств верующих и приказал закрыть костел.
Эскадронный Трунов
После похорон Трунова, эскадронного командира, в Сокале Лютов вспоминает обстоятельства его смерти. При отборе пленных Трунов убил старика и гимнаста. Из-за этого он поссорился с Лютовым.
Появились вражеские самолеты, и Трунов погиб в бою с майором Фаунт-Ле-Ро. В это время Лютов с эскадроном ждали в лесу. Они стали свидетелями боя Трунова и майора Фаунт-Ле-Ро, закончившегося смертью Трунова и Андрюшки. Американские самолеты не пострадали. Через полчаса казаки забрали тела. Трунова похоронили в Сокале в саду.
Иваны
Дьякон Аггеев дважды бежал с фронта и прикидывался глухим. Его отправили в Ровно под конвоем Акинфиева. Акинфиев, несмотря на протесты лекпома, повёз Аггеева, рассуждая о патриотизме. По дороге их телеги попали под обстрел.
После боя Лютов на санитарной линейке подобрал раненых, затем остался один и заснул в телеге рядом с казаком Акинфиевым. Утром Акинфиев начал издеваться над дьяконом Аггеевым, которого вёз в Ровно, стреляя у него над ухом. Акинфиев и Аггеев отошли в поле, где дьякон сделал Акинфиеву спринцевание. Затем Акинфиев снова выстрелил у уха дьякона. Дьякон сказал, что его будет судить высший суд, и предложил Акинфиеву убить его. Тот впадает в истерику. Коротков приводит его в чувство.
Лютов видит дьякона, который признается, что слышит и обвиняет Акинфиева в глухоте. Дьякон садится с Коротковым, а проснувшийся Акинфиев раздает загнившее мясо. Лютова охватывает отчаяние, и он прощается с ними. Уходя, он слышит угрозы Акинфиева в адрес дьякона.
Продолжение истории одной лошади
Хлебников, бывший командир эскадрона, прислал письмо Савицкому, у которого он когда-то служил и у которого был отнят белый жеребец, прославляя Советскую власть и желая Савицкому долгих лет на жеребце.
Савицкий ответил Хлебникову, упрекая его за уход из партии. Он писал о тяжелых боях, гибели многих командиров и отсутствии белого жеребца. Савицкий выразил сомнение во встрече с Хлебниковым, как на земле, так и на небесах.
Вдова
На санитарной линейке умирает Шевелев, полковой командир. Кучер Левка рассказывает ему историю из своей жизни. Шевелев велит Левке передать Сашке золото, коня и вещи, а матери на Терек – одежду и орден.
Левка уговаривает Сашку отдать долю матери. Затем кормит Шевелева щами, а после уводит Сашку в ложбинку. Вернувшись, Сашка меняет Шевелеву бинты и говорит, что он умрет к утру. Начинается обстрел Буска, и Левка улетает в экипаже начдива.
Сашка везет тело Шевелева к перевязочному пункту. Левка целует Шевелева в лоб и покрывает его попоной. Сашка ложится на мертвое тело, горюя. Затем тело Шевелева везут на лафете в Буек, а Сашка едет за гробом на коне. Левка пытается передать Сашке вещи Шевелева для матери, но Сашка отказывается. Тогда Левка избивает ее. Позже Левка рассказывает о случившемся, радуясь, что Сашка отправит вещи матери Шевелева.
Замостье
Лютов, уснув под дождем, видит сон о женщине, предлагающей ему грудь. Проснувшись, он видит мужика с ружьем. Мужик рассказывает, что поляки режут евреев. Лютов скачет в штаб и видит уезжающего начдива. Армия отступает в Ситанец.
Осенью Лютов с Волковым приехали в Ситанец и нашли хату. Лютов заснул, а Волков писал письмо. Лютов попытался поджечь хату, но хозяйка помешала ему. Вдруг началась перестрелка, и они сбежали из Ситанца на одной лошади. Волков говорит, что кампания была ими проиграна.
Измена
Лютов отвечает следователю Бурденко о своей партийности и отрицает нападение на госпиталь. Он описывает, как они, раненые, стояли на площади среди евреев; объясняет, что разбили стекла из-за их ненужности и надсмешек доктора Явейна. Лютов рассказывает, как доктор Явейн грубо потребовал сдать оружие и одежду, что возмутило бойца Кустова. В палате они увидели играющих в шашки пехотинцев и флиртующих сестер, что их поразило. Он попытался их образумить, напоминая о тяжелом положении на фронте, но его слова были проигнорированы. Милосердные сестры вновь потребовали сдать оружие, что вызвало возмущение Кустова. Сестры продолжали издеваться, заставляя их играть роли в женском платье.
После недели страданий, они обнаружили, что их обокрали; отправились к предуревкому Бойдерману, но тот был занят и не обратил на них внимания. В отчаянии они обезоружили милиционера и разбили стекла в госпитале.
«Измена, говорю я вам, товарищ следователь Бурденко, смеется нам из окошка, измена ходит, разувшись, в нашем дому, измена закинула за спину штиблеты, чтобы не скрипели половицы в обворовываемом дому»
Чесники
У деревни Чесники Ворошилов подгоняет начдива Павличенко к атаке. Буденный произносит напутственную речь, Ворошилов призывает к победе. Павличенко докладывает о подходе второй бригады. Начинается атака.
Лютов уходит в лес и видит Дуплищева, ухаживающего за конем начдива. Подъезжает Сашка и предлагает ему «сделаться», но он отказывает, ссылаясь на запрет начдива. Сашка дразнит его деньгами, и Дуплищев соглашается. Сашка говорит, что вторая бригада бежит, и Лютов с ней уезжает. Вслед им раздается крик и выстрел Дуплищева. Начинается атака при Чесниках.
После боя
«История распри моей с Акинфиевым такова»
Лютов описывает поражение под Чесниками. Он рассказывает, как их встретили изменники под командованием есаула Яковлева. Затем он описывает встречу с киргизом Гулимовым, который попытался его убить. В деревне Чесники Лютов с Воробьевым и Акинфиевым встретили Сашку. Сашка отказалась с ними сидеть, обвиняя Воробьева в трусости и показывая на госпитальную повязку.
Лютов рассказывает о ссоре с Акинфиевым. Акинфиев обвинил его в отсутствии патронов во время атаки и назвал молокососом за веру в бога. Он напал на Лютова, пытаясь разорвать ему рот. Сашка разняла их и увела Акинфиева. Лютов ушел в деревню Чесники, где его охватила тоска и желание научиться убивать.
Песня
В Будятичах Лютов заподозрил хозяйку в сокрытии еды и хотел её наказать, но пришел Сашка Христос с гармоникой. Сашка спел песню, которая напомнила Лютову о прошлом.
Закончив петь, Сашка предложил хозяйке помощь по хозяйству. Вдова пожаловалась Сашке на свои беды и показала на немого сына. Сашка лег с ней на постель, а Лютов стал придумывать сны.
Сын рабби
Лютов вспоминает ночь в Житомире, когда Гедали привел его к рабби Моталэ Брацлавскому.
Позже полки отступили у Ковеля, и Лютов нашел Илью, сына рабби, среди тифозных мужиков. Он умирал в вагоне политотдела, окруженный вещами агитатора и стихами еврейского поэта. Перед смертью Илья рассказал, что не мог раньше вступить в партию из-за матери, но теперь она – эпизод. Он умер, и Лютов похоронил его на станции.
Аргамак
Вернувшись в строй, Лютов попал под командование Баулина в 4-й эскадрон, где ему достался необученный конь Аргамак, отобранный у Тихомолова. Ненависть Тихомолова преследовала Лютова, а неумение ездить верхом на Аргамаке вызывало насмешки казаков. Ему даже снился сон, где он мчится на коне, а казаки не обращают на него внимания.
Вскоре Тихомолов, проявив героизм в бою, вернулся в эскадрон. В Будятичах он подошел к Аргамаку, но отказался мириться с Лютовым. Баулин обвинил Лютова в желании жить без врагов и посоветовал уйти. Лютов перевелся в 6-й эскадрон, и со временем казаки перестали обращать на него внимание, сон сбылся.
Поцелуй
В Будятичах, на постое у парализованного учителя, Лютов сблизился с его дочерью, Елизаветой. По ночам дом был полон стариками, охраняющими ее честь. Он рассказывал ей о Ленине, Москве и Художественном театре, и они мечтали о переезде семьи в Москву. Но однажды, после поцелуя, Елизавета убежала, хотя ночью они и пережили момент страстной близости.
Вскоре Лютова вызвали на фронт. При отступлении, во время стоянки неподалеку от Будятичей, он вместе с Суровцевым навестил Томилиных, чей дом был занят трофейной комиссией. Уединившись с Елизаветой, он понял, как изменились их отношения. Утром Суровцев сообщил о смерти старика, и они уехали на фронт, где бригада перешла границу Царства Польского.
Грищук
Во время поездки за фуражом кучер Грищук неожиданно потерял сознание. Приведя его в чувство, Лютов накормил его.
Ночью Грищук рассказал Лютову о своей жизни в Германии, где он работал у молчаливого фермера, с которым общался знаками. После революции немецкий фермер проводил Грищука до края деревни, и они попрощались в безмолвном объятии.
Их было девять
Лютов вспоминает случай, когда взводный Голов убил пленного поляка, посчитав его офицером из-за кальсон. После допроса Андрюшка Бурак забрал мундир убитого, вызвав ярость Голова, который выстрелил в него, но промахнулся.
Позже Лютов стал свидетелем расправы над другими пленными. Еврей Шульмейстер признал в Лютове еврея. Затем Голов застрелил еще одного пленного. Лютов, осознавая, что обрекает людей на смерть, отдал Голову список с остальными пленными. Лютов решил отслужить панихиду, но его прервали мародеры Черкашин и Митя, грабившие ульи. Лютов понял, что панихид будет еще много.