Краткое содержание статьи «Ключи тайн» (В.Я. Брюсов)
В основе этого текста лежит лекция, прочитанная В.Я. Брюсовым в Москве (Исторический музей) и Париже (в студенческом кружке) весной 1903 года, а в широком смысле – лекция, являющаяся важным манифестом символизма, раскрывающим его эстетические принципы и философские основы. Написанная в начале XX века, в период расцвета этого литературного направления, она предлагает читателю заглянуть в «лабораторию» символизма, понять его внутреннюю логику и увидеть его стремление к постижению тайн мироздания через искусство. Многомудрый Литрекон прочитал статью «Ключи тайн» Валерия Брюсова, подготовил краткий пересказ и готов с Вами поделиться. Приятного просвещения!
Содержание:
Часть I
Когда люди задаются вопросом об искусстве, они часто ищут в нём практическую пользу, что является примитивным подходом. Они забывают о существовании вещей, бесполезных для повседневной жизни, как красота, и о том, что и сами совершают «бесполезные» поступки, такие как любовь и мечтания. Даже великие поэты, такие как Тассо, Державин, Пушкин и Жуковский, иногда оценивали поэзию с точки зрения её полезности, что позже подвергалось критике.
Суть теории «полезного искусства» в том, что искусство – это либо развлечение, либо средство для познания (быта, нравов, мира). Однако искусство не всегда развлекает и не всегда копирует реальность, а преобразует её. Художники часто творят не ради общественной пользы, а ради самовыражения. Искать пользу в искусстве – всё равно, что использовать государственную печать для колки орехов: можно, но не в этом её истинное предназначение. Задача науки об искусстве – понять глубинные причины тяги человека к творчеству и его восприятию.
Часть II
В противовес теории «полезного искусства» появилась теория «чистого искусства», которая рассматривает искусство как самодостаточное, не имеющее цели, кроме самого себя. Сторонники этой теории, такие как Тургенев, считали бесполезность главным достоинством искусства. На вопрос, что объединяет произведения искусства, они отвечали: Красота! Это слово, ставшее своего рода заклинанием, определяло суть искусства, как вечной юности и красоты. Даже Бодлер, казалось бы, чуждый этому направлению, создал образ Красоты, одновременно губящей и влекущей к себе.
Новая теория, основанная на понятии красоты, не выдерживает критики. Во-первых, само понятие красоты изменчиво и субъективно. Во-вторых, в искусстве отражается не только прекрасное, но и безобразное. В-третьих, попытки расширить понятие красоты и отождествить его с типичностью не приводят к успеху. «Искусство для искусства» – это тупиковый путь, отрывающий творчество от жизни и превращающий его в пустую форму без содержания. Искусство должно быть больше, чем просто красивой безделушкой.
Часть III
Научные подходы к искусству, хоть и ценны, ограничены. Они рассматривают искусство через призму человека (художника и зрителя), анализируют душевные волнения и ищут истоки в игре. Но попытки свести искусство к физиологии, психологии или эволюции упрощают его суть.
Наука может разложить произведение на составляющие, но не способна объяснить его уникальное воздействие и раскрыть его истинное предназначение. Вопрос «что такое искусство» выходит за рамки научного знания и требует иного подхода.
Часть IV
Искусство, с одной стороны, постигается интуитивно, как откровение, открывающее двери в вечность, и, с другой стороны, является способом познания мира, отличным от рассудочного. Освободившись от навязанных целей, искусство теперь может сознательно выполнять своё высшее предназначение: познавать мир вне рассудка, запечатлевая прозрения.
Не стоит мешать новому искусству в его кажущейся бесполезности, так как искусство – это мощная сила, способная разрушить стены, запирающие нас в «голубой тюрьме» ложного восприятия, и открыть путь к вечной свободе. Современные художники должны создавать произведения искусства, как ключи к тайнам, открывающим человечеству эти двери.
Автор: Анастасия Александрова