Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» по действиям (А.П. Чехов) 

Краткий пересказ пьесы «Дядя Ваня» по действиям — это учебное пособие для подготовки к экзаменам. Произведение Чехова в сокращении удобно для быстрого ознакомления с творчеством драматурга. Основные события позволяют запомнить сюжет.

Действие I

Летний день. На часах три. Тополиная листва укрывает от хмурого неба сервированный для чаепития стол. У самовара сидит старая нянечка Марина и вяжет, вокруг нее курсирует, размышляя, Астров — уездный доктор. Он парирует предложения женщины сесть за стол и откушать: его занимают мысли о его преображении, случившемся за годы пребывания здесь. Он постарел: пропала в хлопотах с больными свежесть и открытость, отросли усы, опустились в постоянно угрюмое положение веки. Астров вспоминает день, когда у него, проведшего день в борьбе с эпидемией тифа, на операционном столе умер человек — стрелочник, очевидно, пострадавший от поезда.

Появляется Иван Петрович Войницкий, “дядя Ваня” собственной персоной, одетый в щегольской, но помятый дневным сном наряд. Все присутствующие сетуют на то, что жизнь поместья, с приездом профессора Серебрякова, сбилась с привычного ритма: появившийся хозяин встает поздно, работает ночью, с ним не спит и прислуга; на столе появились вина, за употребление которых корит себя Войницкий, ведь это сбивает его график, бывший прежде до невозможности плотным.

Появляются Серебряков, Елена Андреевна — его молодая жена, Соня — дочь профессора от прошлого брака, с ними Телегин (он же “Вафля”) — крестный отец Сони, разорившийся помещик. Иван Петрович предлагает им выпить чаю, но профессор просит подать его в кабинет, и вся процессия, за исключением Телегина, удаляется в дом.

Пользуясь отсутствием Серебрякова, Войницкий начинает язвительно он нем высказываться: жалеть бумагу, потраченную на его труды, сокрушаться, что его сестра приняла однажды предложение профессора, удивляться тому, что его нынешняя жена тратит свою молодость на такого старика как он и, к тому же, остается верна пожилому супругу с ревматизмом. Он был бы рад, отдайся Елена Андреевна живому чувству, вопреки супружеским обязательствам. На что Телегин рассказывает, что его супруга бежала от него в первый же день брака; красота той девушки с годами увяла, любимый человек умер, и она осталась несчастным одиноким человеком, на которого Телегин, вопреки всему, руководясь гордостью, не держит зла.

Появляются Соня и Елена Андреевна, за ними Мария Васильевна — мать Войницкого, по совместительству бывшая теща Серебрякова и бабушка Сони — она увлеченно читает. Астров справляется у Елены Андреевны о здоровье мужа и понимает, что приехал зря — тот ни на что не жаловался сегодня.

Мария Васильевна, вдруг спохватившись, вспоминает, что один ее знакомый из Харькова прислал ей на днях свою брошюру, из которой видны его значительные душевные перемены. Войницкий осаждает мать, она же, разочарованная раздражительностью сына, подмечает что он уже не та “светлая личность”, какой он был раньше.

Иван Петрович видит в злорадстве матери обиду на то, что он больше не имеет с ней общих взглядов, увлечение которыми не давало ему трезво смотреть на вещи. Мария Васильевна, называя сына на французский манер — “Жан”, тут же указывает на то, что он привык много говорить и мало делать. Войницкий готов вспыхнуть, но Соня умоляет дядю и бабушку прекратить перепалку.

Приезжает Работник, ему поручено сопроводить Астрова на фабрику, где для него есть работа по врачебной части. Тот собирается, приглашая Елену Андреевну с Соней в свое небольшое имение и лесничество, делами которого он заведует. Соня восхищается деятельностью Астрова, направленной на сохранение леса. Войницкий с иронией высказывается об озабоченности Астрова вопросами экологии, на что тот порицает потребительство “дяди Вани”, осуждает его желание истребить то, что невозможно воссоздать, истопив этим печь, срубив из этого сарай.

Астров уходит в сопровождении Сони, далее читатель наблюдает, как Елена Сергеевна осуждает Войницкого за отвратительное поведение и открытую ненависть к Серебрякову. Она также почтительно высказывается об Астрове, беспокоится о том, что он, похоже, находит ее не расположенной к общению. Елена Сергеевна предполагает, что они потому и дружны с Иваном Петровичем, что нелюдимы и скучны. Войницкий начинает говорить о своей любви к ней, та признается, что для нее слышать подобное мучительно. Под неловкое молчание после отвергнутого признания и звуки игры Телегина на гитаре заканчивается первое действие.

Действие II

Раздается звук колотушки — сторож делает ночной обход. В гостинице Серебряковых тихо: старый профессор дремлет в кресле, подле него сидит жена. Очнувшись, Серебряков снова ощущает невыносимую ревматическую боль. Он жалуется на безрадостную старость. Он, привыкший к шумному научному свету, чувствует себя здесь как в ссылке. Его жалобы утомляют молодую жену, он заключает, что его старые тело и душа неприятны не только ему, но и всем вокруг.

Входит Соня. Она корит отца за капризы и указывает на то, что он зазря вызывает Астрова, раз постоянно отказывается от его помощи, ссылаясь на отсутствие жалоб.

Входит Войницкий, собираясь сменить Соню и Елену Андреевну — они уже которую ночь проводят перед больным отцом. Серебряков истерически отказывается от услуг Ивана Петровича, ему неприятно его общество.

Входит Марина. Ей удается приласкать безутешно больного профессора, и под руку с Соней уводит его к себе, чтобы напоить его липовым чаем, обогреть гудящие ноги и помолиться богу о здравии Серебрякова.

Измученная бессонной ночью Елена Андреевна с остается наедине с Войницким. Она говорит о том, что обстановка в доме неблагополучна: каждый постоялец по-своему малодушен и зол, ее угнетает бойкот со стороны Сони. Елена Андреевна хочет, чтобы Войницкий, дабы понизить градус всеобщего недовольства, помирился со всеми. Он же просит ее помирить себя с самим собой, вновь припадая к ее руке.

Иван Петрович, несмотря на холодность Елены, не готов примириться с романтической мыслью о том, что вместе с ним в этом доме погибает еще одна прекрасная душа, к тому же любимая. Серебрякова замечает, наконец, что он пьян и уходит, не желая его слушать.

В одиночестве Войницкий вспоминает, как он впервые увидел Елену 17-летней девушкой в доме сестры. Тогда их брак был так возможен, что сейчас он корит себя за нерасторопность, приведшую его нынешнему положению одинокого и ничего про себя не знающего человека. Его раздражают ленивая мораль Елены, а образ профессора, казавшийся доселе гениальным и восхитительным, теперь противен ему и сопоставим с мыльным пузырем, пустым и надутым собственной важностью.

Входят Астров и Телегин, начинающий, после недолгих уговоров первого, тихо наигрывать на гитаре. Астров жалуется на капризы Серебрякова и осведомляется о душевном состоянии Войницкого, догадываясь о его влюбленности в Елену Андреевну. Доктор признается, что снова напился, но это помогает ему чувствовать себя нужным миру и понимающим человеком. Он предлагает Войницкому выпить еще и поутру ехать к нему.

Тут входит Соня. Астров, понимая непрезентабельность своего вида, ретируется. Телегин следует за ним. Соня начинает жалеть дядю, беспокоиться о том, что он много пьет. Войницкий, расчувствовавшись, благородно целует племянницу, так похожую сердцем на покойную сестру, и спешит уйти.

Соня стучится к Астрову. Тот, уже успевший прихорошиться, выходит. Он принимает просьбу Сони не давать спиртного дяде. Они открывают буфет, Астров откупоривает бутылку вина и откровенничает: он злится, что Серебряников не признает диагностированную им подагру, он признается также, что не прожил бы в этом доме и месяца, потому как все его обитатели несчастны, точно так же, кстати, как и он. Соню удивляет, что Астров недоволен жизнью — он объясняет это тем, что давно ни к кому не чувствует человеческой любви: мужики недоразвиты, интеллигенция выглядит пошло в своей увлеченности мыслями об излишнем. Только Марина — старая няня, кажется ему, по старой памяти, милой и доброй. После современный читатель приходит в восторг, узнавая из признаний Астрова, что он, на современный манер, не только эко-активист, но еще и вегетарианец.

Астров готовится сделать очередной глоток, но Соня прерывает его и просит “изящного, с нежным голосом” доктора пообещать больше не пить. Они скрепляют клятву рукопожатием, и доктор продолжает философствовать, снова вспоминает пациента, умершего на его операционном столе.

Соня жалеет его, спрашивает, о том, какова была бы реакция Астрова, если бы ее сестра или подруга признались бы ему в любви (разумеется, из личного интереса). Доктор заключает, что не в состоянии полюбить кого-то, и жалеет человека, питающего к нему чувства. Астров уходит.

Покинутая Софья, пусть и не получила желаемого ответа, счастлива: она сделала приятно приятному для себя человеку, избежав неловкости, уведомила все уже понимающего Астрова о своих чувствах.

Входит Елена Андреевна. Она предлагает Соне примириться. Девушки трогательно извиняются, пьют вино на брудершафт и целуются. Расположенная к душевным разговорам Елена признается, что влюбилась в Серебрякова по-настоящему, однако ее привлекал его выдающийся талант, а не личные качества. Она чувствует себя перманентным эпизодическим лицом, несчастным человеком.

Соня просит Лену сыграть на оставленной Телегиным гитаре. Та просит спросить Серебрякова, которого может раздражать музыка в такой час. Тот, как и предполагалось, не дает добро. Под немое подергивание струн завершается второе действие.

Действие III

Сентябрьский день. Без четверти час. Войницкий, Соня и Елена Андреевна собрались в гостиной в ожидании Серебрякова — он просил всех быть тут, по поводу важного объявления, которое он хочет огласить.

Елена Андреевна сама не своя: она томится от скуки, ходит взад-вперед по комнате, не находя себе места. Соня утешает мачеху, говорит о заразительности ее скуки, Войницкий, чуть было не оскорбив Елену, небрежно сравнив ее русалкой, стоящей на грани распутства, удаляется за извинительным букетом для неё.

Оставшись наедине с Еленой Андреевной, Соня с чувством рассказывает о своей неразделенной любви к Астрову, ужасно е угнетающей. Мачеха обещает поговорить с доктором, добиться его душевного признания и вынудить его не приезжать больше в дом Серебряковых, если чувства его не взаимны. Соня соглашается, приняв довод о том, что каждая правда лучше любой неизвестности. Она удаляется.

Оставшись одна, Елена Андреевна погружается в раздумья о своих теплых чувствах к Астрову, кажущемуся ей “ясным месяцем среди потёмок”, вслед за котором она была бы рада последовать на волю из злополучного дома.

Входит Астров. Он раскладывает на столе картограмму местного уезда, на которой он отмечает его природные богатства, с каждым годом скудеющие. Это, по его убеждению, связано с невежеством и хищничеством людей, не умеющих беречь природные богатства, и уж тем более преумножать их ведением рачительного и полезного миру хозяйства.

Елена Андреевна отвлекает доктора от аналитики и, вопреки обещанию быть деликатной, напрямую допрашивает доктора о его чувствах к Соне, которых, как выясняется, нет. Зато, вскрываются другие, куда более щекотливые подробности. Астров начал чаще бывать у Серебряковых неспроста: его в крайней степени привлекает Елена Андреевна. Он принимает просьбу больше не являться, однако хочет продолжать видеться Еленой: он целует ее руки, восхищается красотой, держит ее за талию, отчего та готова сгореть со стыда.

В самый неделикатный момент признания в дом возвращается Иван Петрович с обещанным букетом цветов. Он, при виде этой сцены, выпадает в осадок, потеет и, кажется, готов вот-вот развалиться на части. Елена тут умоляет его употребить все свое влияние для того, чтобы она с мужем сегодня же покинула этот дом. Астров конфузится, машинально пытается заговорить ошеломленного Войницкого.

Появляются Серебряков, Соня, Телегин и Марина, немного погодя, входит и Мария Васильевна. Старый профессор оглашает дело: он намеревается продать имение, потому как не может выносить местного уклада жизни, в то время как городской ему не по карману. По его соображениям, деньги, вырученные с поместья, можно будет перевести в акции и иметь с них порядочный доход, которого будет достаточно на безбедную жизнь и небольшую дачу в Финляндии.

Иван Петрович приходит в бешенство. Он положил всю сознательную жизнь на отработку долга, оставшегося за его отцом, купившим поместье в приданное для своей дочери — ныне покойной жены Серебрякова. Он всегда исправно исполнял обязанности приказчика здесь, ни на грош не обворовывая Серебрякова, снабжая его всеми необходимыми средствами. Войницкий знал наизусть его статьи, перепечатывал книги для пользования профессора — настолько наш “дядя Ваня” свято верил в гений Серебрякова, оказавшийся для него в одночасье ничего не стоящей пустышкой. Он ненавидит его, после всего сказанного. Теперь уже основательно и бесповоротно.

Обличительную тираду Войницкого пытается прервать каждый, но гнев захлестывает его — он удаляется. Серебряков, по настоянию жены и дочери, направляется с ним объясниться, но разъяренный “дядя Ваня” встречает его выстрелом из револьвера. Испуганный Серебряков спускается в низ — его преследует Войницкий. Он, несмотря на мольбы Елены Андреевны, стреляет во второй раз, но снова промахивается.

Под плач испуганной Сонечки и ужасающее изумление прочих заканчивается третье действие.

Действие IV

Осенний вечер. Комната Ивана Петровича Войницкого, где обустроена еще и контора имения. Рабочий беспорядок, повсюду шкафы, забитые отчетностью и столы с писчей бумагой. Марина и Телегин, сидя друг напротив друга, мотают чулочною шерсть. Из их разговора читатель узнает, что чета Серебряковых в спешке направляется в Харьков, даже не собрав подводу с вещами.

Входят Войницкий и Астров. Хозяин комнаты выдворяет Марину с Телегиным: хочет побыть один. Он собирается избавиться и от общества Астрова; тот рад бы уйти, однако из его сумки пропала баночка с морфием. Астров понимает, что разбитый горем Иван Петрович — первый, кто мог бы ее прибрать. Он не хочет разговоров о том, что он поспособствовал Ивану Петровичу в самоубийстве.

Войницкий не признается, сокрушается на предмет того, что ему жить еще по меньшей мере 13 лет на Земле, неся на себе бремя позора, клеймо сумасшедшего, который на каждого в ярости бросается с револьвером.

Появляется Соня. Астров сообщает ей о пропаже. Девушка умоляет дядю вернуть доктору морфий, аргументируя это тем, что она также обречена проживать безрадостную жизнь на пепелище семейной драмы и берёт на себя обет терпеть и работать на благо мира. Войницкий возвращает пузырёк и уходит с Соней под руку: вошедшая Елена Андреевна просила попрощаться с отъезжающим Серебряковым.

Астров, оставшись наедине с Еленой Андреевной, старается убедить ее не уезжать: он объясняет, что она молодая женщина, непременно поддастся, рано или поздно, чувству, и будет лучше, если она сделает это здесь, такой прекрасной осенью. Елена Андреевна полна решимости уезжать и, хоть и со смущением, отвергает смелое предложение. Астров признается также, что приезд Серебряковых разладил жизнь каждого, и останься он, все пришло бы в окончательную разруху. Она хочет прощаться сухо — просит дружески пожать руку, забирает на память карандаш, которым писал доктор.

Астров же целует безответно любимую на прощание, бросается заключить ее в объятия, но оба тотчас отходят друг от друга: кто-то снова идет.

Появляются Серебряков, Войницкий, Мария Васильевна, Телегин и Соня. По разговору профессора с Иваном Петровичем становится ясно, что они примирились. Они целуют трижды на прощание. Все поочередно слёзно прощаются и отбывают.

Остаются Астров с Иваном Петровичем, возвращается, проводив отца с мачехой, Соня. Астров начинает собираться: его экипаж уже снаряжен. Входит Мария Васильевна и погружается чтение, Марина начинает вязать, Телегин наигрывает на гитаре. Иван Петрович с племянницей садятся за запущенную документацию и пишут отчеты.

Астров уезжает. Проводив его, Соня, припадает к ногам дяди. Она в слезах жалеет несчастного дядю, рассуждает о том, что жизнь еще не окончена и впереди будет много светлых дней. И неважно, когда: живыми, или после смерти, они все непременно отдохнут.

Под постукивание спиц, подергивание гитарных струн, перелистывание страниц и тихие слезы раскаяния заканчивается пьеса А.П. Чехова “Дядя Ваня”.

Автор: Иван Шарков

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *