5 глава романа «Евгений Онегин» кратко

Краткий пересказ 5 главы романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» по частям (с подробностями и цитатами) поможет Вам вспомнить основные события главы, героев и их взаимоотношения. Важное напоминание от Многомудрого Литрекона: сюжет в сокращении может помочь при подборе аргументов для экзаменационного сочинения и выполнении других заданий.

Эпиграф

О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
В. Жуковский

Эпиграф к пятой главе взят из баллады Василия Жуковского “Светлана”. Он заведомо намекает на то, о чем пойдет речь в главе. В ней есть фрагмент описания мистического сна Татьяны Лариной, что отсылает нас к произведению Жуковского, где у Светланы тоже были фантастические сновидения.

Части I-IV

В первых четырех частях говорится о поздней осени и наступлении зимы. Природа долго ожидала зимние холода, и снег выпал только в январе. Татьяна, проснувшись рано, наблюдает преобразившийся убранством зимний двор: все вокруг покрыто белым снегом, деревья сверкают, а на улице весело играют сороки:

Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.

Крестьянская жизнь продолжается: крестьянин радостно прокладывает путь на санях, а мальчик забавляется с собачкой. Автор понимает, что такая жизнь может показаться простой и не слишком изысканной, в отличие от других поэтов, которые описывают зимние пейзажи более возвышенно. Тем не менее, он не собирается конкурировать с ними и ценит свою простую, но искреннюю картину зимней природы. Также речь идет о Татьяне, глубоко чувствующей и воспринимающей свою окружающую реальность. Она восхищается красотой зимней природы: холодом, инеем, светом розовых снегов и тайной крещенских вечеров. 

Части V-VI

В доме Татьяны отмечались старинные народные обряды, в частности, гадания, в которые она верила и принимала в них участие. Её беспокоят приметы и предзнаменования, и она одержима страхами и предчувствиями, которые заставляют её переживать каждый мелкий случай — как, например, встреча с черным монахом или падение звезды. 

Однако в этом страшном ожидании она находит и некую прелесть, что подчеркивает внутренние противоречия человеческой природы. С наступлением святок царит радость гаданий, когда молодость и старость участвуют в игре надежд.

Части VII-X

В этих частях описываются зимние святки, когда молодость и старость занимаются гаданием. Татьяна, полная надежд и мечтаний, наблюдает, как восковая гадающая фигура предсказывает ей судьбу. Она видит в воске узоры, которые вызывают у нее интерес и одновременно тревогу. В этой обстановке звучит песня, предвещающая утраты, что вызывает у Татьяны внутренние сомнения.

Череда событий разворачивается в морозную ночь, когда Татьяна выходит на двор, освещенный луной. Она встречает прохожего и спрашивает его имя (так гадали на женихов). Он представляется Агафоном.

Следующий эпизод показывает, как Татьяна решает заняться гаданием, но её охватывает страх при мысли о судьбе, которую она может узнать. Она отказывается от ворожбы, снимает пояс и ложится спать, в то время как под подушкой у нее лежит зеркало, символизирующее её внутренние переживания и мечты.

Сон Татьяны (части XI-XXI)

Татьяна видит удивительный и тревожный сон. Она оказывается на снежной поляне, окруженной темной мглой, перед бурным потоком. Татьяна в недоумении созерцает эту картину, но тут из снега появляется медведь, который предлагает ей свою помощь. Она пересекает поток и продолжает двигаться, однако медведь не отстает от нее.

Татьяна спешит в лес, но медведь преследует ее. Ей трудно бежать, снег запутывает ее одежду, и из-за страха она не может остановиться, чтобы поднять упавшие вещи. Она устает и падает в снег, где медведь находит ее и уносит в лес. В конце концов, медведь приносит Татьяну в шалаш, где она сталкивается с чудовищами, сидящими за столом. Это зрелище шокирует ее, и она наблюдает за происходящим через щелку двери, не понимая, что ее ждет дальше.

В окружении чудных и страшных существ Татьяна замечает Онегина, который ведет себя как хозяин: его действия вызывают реакцию гостей. Напряжение нарастает, и когда Онегин подходит к двери, Татьяна пытается бежать, но не может. Внезапно Онегин произносит грозное слово «мое», и страхи исчезают, оставляя их наедине.

Однако неожиданно входят Ольга с Ленским, и завязывается спор, в ходе которого Онегин, в порыве ярости, убивает Ленского. Это яркое, ужасное видение оказывается сном Татьяны. Она просыпается в своей комнате, где уже светлеет, и сестра Ольга спрашивает её о о том, что снилось Татьяне.

Части XXII-XIV

Татьяна лежит в постели с книгой в руках, погруженная в чтение, хотя сама книга не содержит ни поэтических вымыслов, ни мудрых истин. Это труд Мартын Задека, халдейского мудреца, который был куплен её сестрой за три с половиной французских франка, вместе с другими книгами.

Книга становится Татьяниной отрадой, она всё больше увлекается ею. Вскоре Татьяна начинает тревожиться из-за своего сна и пытается понять его значение, обратившись к оглавлению книги, где находит различные слова, вызывающие у неё сомнения. Хотя Мартын Задека не может развеять её беспокойства, сон предвещает Татьяне много печальных приключений, что продолжает её терзать в течение нескольких дней.

Части XXV-XXVIII

“Но вот багряною рукою…” — так начинается 25 часть пятой главы, отсылая нас к стихам Ломоносова. Описывается празднование именин Татьяны в доме Лариных, где собираются множество гостей. С утра дом полон родственников и знакомых, которые съехались в разных повозках. В атмосферу праздника входят шутки, шум и радость. Среди гостей — толстый Пустяков, хозяйственный Гвоздин, комичная пара Скотининых с детьми, а также некоторые знакомые, такие как двоюродный брат Буянов и отставной советник Флянов. 

Среди гостей также выделяется француз Трике, который привез с собой новую песню для Татьяны. На празднике обрадовали известием о предстоящем бале, организованном полковником, вызывая восторг у девушек. Все начинают усаживаться за стол, и шумная компания готовится к пиршеству и веселью.

Части XXIX-XXXIV

Перед нами предстает оживленная сцена на пиру, где гости шумят, спорят и смеются. Входит Ленский с Онегиным, что вызывает у хозяйки большой восторг. Татьяна пребывает в смятении и не может поднять глаз. Онегина смущает её состояние, он чувствует к ней жалость. 

Когда на пиру началось музыкальное выступление, Татьяна оказалась в центре внимания, и Онегин “тронут был” ее смущением. Взгляд его стал нежным, и тогда Татьяна почувствовала к нему симпатию:

Невольно ль, иль из доброй воли,
Но взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил.

Части XXXV-XL

И вот “гремят отдвинутые стулья”, гости собираются в гостиной после обеда. Они, радуясь празднику, играют в карты, обмениваются шепотом и наслаждаются чаем. В тексте присутствует метафора, сравнивающая толпу с роем пчел, что подчеркивает активное взаимодействие и шум собравшихся:

Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит.

Автор отмечает, что приятное времяпрепровождение за столом с едой и чаем является важной частью жизни в деревне, и с иронией упоминает свою увлеченность темой пиршества, сравнивая себя с Альбаном. 

Звучит музыка, гости переходят к танцам. Пушкин вспоминает о своих намерениях написать о бале, однако, отвлекается на воспоминания о дамах. Он осознает необходимость научиться более мудро подходить к жизни и своему письму, искренне взвешивая свои мысли и решения.

Последние части главы (XLI-XLV)

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный…

Так начинаются последние кульминационные части главы. Герои, среди которых Онегин, Ольга и Ленский, крутятся в вальсе. Онегин, с легкой иронической улыбкой, приближается к Ольге, танцует с ней и увлекает её разговорами. Ленский, наблюдая за этой сценой, не верит своим глазам и испытывает чувство ревности. 

На вечере звучит мазурка, и атмосфера становится менее бурной. Онегин продолжает проявлять внимание к Ольге, намекая на свои чувства с помощью неуместных комплиментов. Это лишь усиливает ревность Ленского, который, недовольный сложившейся ситуацией, ждет окончания танца, чтобы пригласить Ольгу.

Однако Ольга, уже давшая слово Онегину, отказывается от приглашения Ленского, что шокирует поэта и вызывает его гнев. Он не в силах выдержать это предательство, и, проклиная женские капризы, решает уехать верхом, собираясь с мыслями о дуэли. Так напряжение, накопившееся в отношениях между героями, достигло своего пика, что впоследствии обернулось трагедией.

Автор: Ольга Болгарина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *