Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту» по главам ( Р. Брэдбери)
Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ романа «451 градус по Фаренгейту». Антиутопия в сокращении, конечно, не идет в сравнение с оригиналом. Зато она позволяет сэкономить время и узнать основные события из книги поскорее, когда того требует необходимость. Времена меняются, темпы жизни ускоряются, и далеко не каждый может позволить себе вечерок наедине с книгой. А так Вы хотя бы узнаете сюжет. Приятного просвещения!
Предисловие автора
Жанр произведения «451 градус по Фаренгейту» — антиутопия. Интересна история ее написания. Подростком Рэй увлекался кинематографом. Перед показом фильма тогда крутили киножурналы, откуда можно было узнавать о событиях в мире. Именно там Брэдбери увидел исторические кадры, на которых люди в военной форме с нацистскими символами кидали в огонь книги. Много лет спустя в одном из предисловий к самому знаменитому своему роману Брэдбери писал:
«Когда Гитлер сжигал книгу, я остро чувствовал, уж простите меня, будто он убивал человека».
Книга вышла в свет в 1953 году, однако её актуальность в наши дни только возрастает. С технической стороны, многое, что во времена написания книги было похожим на чудо, в наши дни – почти повседневность. Так, никого нельзя удивить огромными экранами телевизоров; «ракушки в ушах» — Bluetooth-наушники; часто чтению больших произведений читатели предпочитают краткое содержание.
Особенно отчётливо видно, что безмерно возросло влияние новостных и развлекательных телепередач на умы и чувства наших современников, зачастую в ущерб профессионализму и качеству предлагаемого контента. Размываются критерии добра и зла, лжи и истины. Люди стали меньше сравнивать и анализировать, ссылаясь на просмотренный, выверенный телесюжет. Эта книга о влиянии тоталитаризма на умы людей, о борьбе «системы» с просвещением, инакомыслием, свободой выбирать источники информации и людях, не согласных с преследованием инакомыслящих, людях, готовых бороться и рисковать ради своего права читать книги, смотреть на мир не через призму «говорящей стены».
Данный роман стал символом любви к чтению, открытого сознания и святости знаний и заставляет снова задуматься над словами:
«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их».
Роман состоит из трех частей:
Часть 1 — Очаг и саламандра
Главный герой романа — пожарник Монтэг. Что же тут особенного, скажете вы, особенность в том, что пожарные в романе Бредбери не тушат пожары, как это должно быть, они сами создают эти очаги пламени. К ним поступают доносы на «неблагонадежных» горожан, которые имеют книги, читают книги. А это — государственное преступление. О временах, когда пожарный тушил пламя, никто уже не помнил. История прекратила течение свое в мире, где чтение было под запретом.
С ревом срываются пожарные машины и «пожарные» врываются в указанные дома, обильно поливают все керосином и с радостью поджигают и книги, и все имущество, и сам дом. На куртках у них имелся значок, на котором пылала оранжевая саламандра.
Как правило, хозяев дома выгоняли до «начала операции». Для большинства пожарных жечь было наслаждением.
«Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются».
Однако главный герой в глубине души отторгал такую страсть. Дома у него была жена, у которой из всех земных чувств и желаний существовало только одно — общение с «родственниками», которые вещали с трех стен их квартиры, с огромных телеэкранов. «Родственниками» были герои нескончаемого телесериала, который стал для многих настоящей и единственной жизнью. Нехитрое приспособление позволяло им общаться с хозяйкой дома, втягивая ее в никчемный диалог, обо всем и ни о чем. Жена не могла даже пересказать, о чем в передаче шла речь. Милдред стала заложницей экрана и уже не общалась с мужем. Иногда ее нервная система давала сбой и, тогда она заглатывала целый флакон таблеток. Ее приходилось просто вытаскивать с того света. Монтэгу это не нравилось, он чувствовал себя одиноким наедине с супругой. Но как тут возразить? Так живут все.
Как-то раз Монтэг поздно вечером встретил на улице юную девушку Клариссу, которую считали душевнобольной и посылали к врачам психиатрам за то, что она была не такая, как все — не смотрела телевизор, не интересовалась пустопорожней болтовней, зато видела весь огромный мир, чувствовала его цвета и запахи. Красивая и хрупкая девушка была приветлива и, о ужас, часто беседовала с настоящими родственниками.
Она могла разговаривать на любые темы, ее могли радовать капли дождя, одуванчик, пробившийся из-под камня, луна и звезды. Она спросила Монтэга:
«Правда ли, что раньше было время, когда дома загорались сами собой, от какой-нибудь неосторожности. И тогда пожарные были нужны, чтобы тушить огонь, а не разжигать его».
Монтэгу были ее слова непонятны. Но его к ней тянуло, сам ее облик заставлял о многом задумываться. А потом она исчезла. Поговаривали, что она умерла. Монтэг догадывался, что ее убила система за ее непохожесть на остальных.
Сослуживцы стали замечать в Монтэге какие-то перемены. Даже запрограммировали «механического пса» реагировать на Монтэга, Этот пес был способен распознавать запахи, сообразно ДНК человека, моментально кидаться на указанный объект и уничтожать его впрыскиванием ядовитой инъекции.
Последней каплей терпения Монтэга по отношению к делам их пожарной команды послужил очередной вызов в дом, в котором хозяйка имела библиотеку и читала книги. На этот раз что-то пошло не так, и хозяйку не смогли уговорить оставить помещение. Монтэг стоял внизу, а его сослуживцы сбрасывали сверху книги, поливая их керосином. Монтэг чисто машинально схватил и спрятал за пазуху несколько книг, а затем произошла трагедия, женщина не хотела расставаться с книгами. И не хотела, чтобы они сгорели от рук «пожарных» и поэтому сама чиркнула спичкой, сгорев вместе с домом и любимыми книгами.
Монтэг был так потрясен случившимся, что, придя домой, лег и сказался больным, чтобы не идти на работу. Навестить его пришел брандмейстер Бигги, очень опасный человек, умный и начитанный, который своей наукообразной демагогией оправдывал законы системы и преступления ею совершаемые, его кредо:
«Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество. Вот! А книга — это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё! Надо обуздать человеческий разум»
Бигги все время говорил цитатами из прочитанных книг. Откуда-то он имел доступ к знаниям, возможно, поэтому занимал такой высокий пост.
Часть 2: Сито и песок
Монтэгу пришла в голову не самая лучшая идея — почитать жене что-то из вынесенных из того дома книг. Ни к чему хорошему это не привело. Жена ничего не воспринимала из прочитанного, единственное, что ее волновало — это потухшие экраны телевизоров. Она нервничала и боялась каждого неверного шага, отличающего ее от остальных. А на вечернем небе мимо них пролетали бомбардировщики: шла очередная война — никем не понятая, никому не нужная.
Монтэг задался вопросами, почему они все время воюют? Пока в остальном мире — голод, разрушения, они богатеют, почему они веселятся, когда остальные страдают? Естественно, он не мог добиться ответа от своей зомбированной жены. Все чаще он вспоминал о случайной встрече в парке со стариком, у которого был томик стихов, но Монтэг его не выдал. Старик, назвался Фабером. Он прочитал Монтэгу какие-то стихи. Его доверие к пожарному было так велико, что старик оставил ему номер своего телефона. Монтэг чувствовал, что ему необходимо повидаться с читателем.
Он позвонил ему и договорился о встрече. Монтэг ехал в метро и, не замечая того, что делает, держал в руках библию и пытался прочесть хоть что-то. Он вспомнил эпизод из детства, когда брат предложил ему набрать в сито песок, в случае удачи обещал подарить 10 центов, но чем быстрее он наполнял сито, тем быстрее высыпался песок. Монтэгу казалось, что если он будет читать очень быстро, то что-нибудь останется в памяти. А в вагоне, не переставая, ревела реклама зубной пасты. Монтэг выпрыгнул из вагона и постарался как можно скорее добраться до дома Фабера. Вначале старик отнесся к нему с подозрением, но увидя у него под мышкой книгу — изменился, поинтересовался, с какой целью пришел Монтэг.
Монтэг объяснил, что он хочет высказаться, но ему не с кем поговорить:
«У нас есть всё, чтобы быть счастливыми, но мы несчастны. Чего-то нет, может быть — это книги».
Мудрый Фабер объяснил пожарному, что
«Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое»
Надо учиться видеть мир во всем его многообразии. Он объяснил, в чем огромный вред от всеохватного телевизора. Он вытесняет реальность, лжет в глаза. Вот эти экраны перед вами, они зримы, они объемны, и они говорят вам, что вы должны думать, они вколачивают это вам в голову. Ну вам и начинает казаться, что это правильно — то, что они говорят. Вы начинаете верить, что это правильно. Вас так стремительно приводят к заданным выводам, что ваш разум не успевает возмутиться.
Чтобы как-то бороться с системой Фабер, предложил Монтэгу подбросить книги в дома пожарных. Старик спросил у Монтэга, есть ли у него деньги, и попросил принести для того, чтобы найти старого безработного печатника, который сможет отпечатать несколько книг. И в случае возможной войны, когда разрушатся «говорящие стены», станет возможным постепенное возвращение к прошлому. На прощанье старик передал Монтэгу маленький приборчик, вставляемый в ухо и позволяющий Фаберу все слышать и давать необходимые указания. Монтэг выполнил просьбу старика, снял деньги с банкомата и спокойно пошел домой. А дома произошла странная сцена. К жене явились ее подруги с бутылками спиртного. Они предполагали вместе посмотреть какую-то передачу. Они вели себя очень шумно и визгливо.
Монтэг выключил экраны и поинтересовался у гостий, почему они пришли без мужей, как они считают, будет ли война. Недовольные женщины скороговоркой отвечали:
«Пита вчера призвали. Через сорок восемь часов все будут дома.»
И далее следует настоящий перл:
«Убивают всегда чужих мужей. Так говорят.» «Не знаю ни одного человека, погибшего на войне»
Монтэг попытался поговорить с ними о их семьях, детях, ответы были в том же стиле. Поменяв тему, он спросил их о политике, дамы оживились и ставили себе в заслугу, что голосовали «как все». Желая прервать эти глубокомысленные сентенции, Монтэг не нашел ничего лучшего, как начать им читать стихи. Стихи привели дам в экстаз, они рыдали, возмущались и одна из них высказала общее мнение ноги ее не будет в таком доме.
После случившегося Монтэг направился на работу. Там он был встречен скользким Бигги, который демагогией пытался вытянуть Монтэга на показания против себя. Фабер в ухе просил его не слушать Бигги и не верить ни одному его слову. Лекцию Бигги прервал пожарный колокол, и бригада вместе с Монтэгом помчалась на вызов. На этот раз адресатом пожарников стал дом Монтэга. Донесла и позвонила в пожарную жена Монтэга, а также три ее подруги.
Часть 3
В домах вдоль улицы зажигались огни, распахивались двери. Люди выбегали посмотреть на праздник огня. Бигги приказал именно Монтэгу сжечь свой собственный дом.
За спиной Монтэга Бигги спокойно заявил, что после того, как он закончит свое дело, он будет арестован. Фабер настаивал, чтобы Монтэг бежал, но внезапный удар по голове отбросил его прочь, приборчик вылетел с уха, его тут же подхватил Бигги; услышав незнакомый голос, обрадовался, что найдет и уничтожит носителя этого голоса. Этого Монтэг допустить не мог, и, не отдавая отчета в своих действиях, он направил огнемет на Бигги. С двух других пожарных сбил каски. Повалил их друг на друга.
На него кинулся «механический пес», сумев задеть кончиком иглы его ногу, но Монтэг встретил его струей пламени. Он знал, что должен куда-то идти, но у него не было сил. С трудом он заставил себя вернуться в дом и забрать книги, которые он зарыл у садовой ограды. Монтэг пытался добраться до Фабера. Он знал, что его разыскивает вся полиция, были подняты геликоптеры. С трудом он добрался до заправочной станции, к счастью, там никого не было, он зашел в туалетную, хорошо умылся, вытерся полотенцем и тихонько вышел на бульвар.
На переходе его сбила машина, он упал, и это спасло ему жизнь. Машина (в ней носились по городу одурманенные подростки) вернулась и, не найдя его, помчалась дальше, а Монтэг поплелся по знакомому адресу. По дороге он увидел дом своего сослуживца. Он прошел к двери черного входа, проскользнул внутрь и оставил там книгу.
«За все сожженные дома — теперь будет гореть и твой»
С большим трудом он добрался до дома Фабера, старик уже не ожидал увидеть его живым. Он по внутреннему телевизору знал, что за Монтэгом организована настоящая охота. Монтэг передал старику деньги и посоветовал Фаберу протереть спиртом все предметы, до которых он дотрагивался: мебель, все дверные ручки, сжечь табурет, половик в прихожей. Включить на полную мощность вентиляцию во всех комнатах, посыпать весь дом нафталином. Потом включить поливные установки в саду, а дорожки промыть из шланга. Может быть, удастся прервать след…
Фабер предложил Монтэгу план спасения: как-нибудь дойти до реки, идти вдоль берега, пока не наткнется на старую заброшенную железнодорожную колею, и ступать по ней. Он говорил о том, что несогласные с режимом организовали очаги сопротивления. Там можно встретить людей — бывших ученых, профессоров, — которые там нашли укрытие, и они обязательно помогут. Он также дал Монтэгу небольшой чемодан со своей старой одеждой и башмаками. Про себя старик сказал, что ранним пятичасовым автобусом отправится к своему другу в Сент-Луис, и может быть там им суждено будет встретиться.
Монтэг бросился бежать. Он бежал к реке. С большими трудностями он преодолел свой путь. Добежав до реки, он окунул руки в воду, чтобы убедиться в том, что она не привиделась ему. Он вошёл в воду, разделся, вымылся. Он пил её, он дышал ею. Переодевшись в старое платье и башмаки Фабера, он бросил свою одежду в реку и смотрел, как вода уносит её. А потом, держа чемодан в руке, он побрёл по воде прочь от берега и брёл до тех пор, пока дно не ушло у него из-под ног, течение подхватило его и понесло в темноту. Наконец течение выбросило его на берег. Он окунулся в незнакомую ему атмосферу ощущений, запахов, шорохов; он смертельно испугался шороха в лесу. Закричал от ужаса, оказалось, что этот был олень. Он был в лесу один.
Он долго шел, пока его нога задела что-то, металлическое. Он пошарил рукой в траве и убедился, что это были железнодорожные рельсы. Это был путь, по которому ему надо идти. Он шел медленно, прислушивался к каждому звуку, вдали он увидел огонек, это был костер, вокруг которого сидели люди. Этот огонь ничего не сжигал — он согревал.
А затем он услышал голоса, люди говорили, но он не мог ещё разобрать, о чём. Речь их текла спокойно, то громче, то тише, — перед говорившими был весь мир. Монтэг какое-то время прятался за деревьями, пока один из стариков не назвал его по имени и пригласил к костру. На недоумение Монтэга, откуда они его знают, они показали мини-телевизор, из которого было видно все, что происходит в городе. Они знали о погоне, о том, что «механический пес» добежал до реки, а дальше потерял след. Но система не может проиграть, и старики ему показали, что система перенаправила чудище на случайную жертву, а затем бодро объявила, что преступник уничтожен.
Потрясенному Монтэгу предложили кофе, и стаканчик с жидкостью, меняющей химический состав его ДНК. Затем старики рассказали о себе, о том, что каждый из них несет в своей памяти какую-нибудь книгу. Они владеют методом в случае необходимости извлекать информацию из глубин памяти. На вопрос Монтэга, много ли их, Грэнджер, очевидно он был главным в их компании ответил: тысячи. Люди, по его мнению, должны помнить о том, что природа легко заберет то, что подарила им. Поэтому нужно находить контакт с нею и обретать гармонию в лесной глуши.
В это мгновенье началась и окончилась война. Бомбы стали падать на пробуждающийся ото сна город. В сущности, бомбардировка закончилась, как только самолёты, мчась со скоростью пять тысяч миль в час, приблизились к цели и приборы предупредили о ней пилотов. И столь же молниеносно, как взмах серпа, окончилась война.
Спустя несколько секунд грохот далёкого взрыва принёс Монтэгу весть о гибели города. Грэнджер обратился к своим спутникам с речью. Он сказал, что в ближайшее время они увидят многих одиночек, их предстоит обучить памяти. Они — память человечества, поэтому победа будут за ними. Они заново научат людей жить. Монтэг почувствовал, что и в его мыслях рождаются собственные слова. Он еще не мог выразить их — всему свое время. Но он уже обрел дар свободной мысли.
«…И по ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее каждый месяц плод свой и листья древа — для исцеления народов». Да, думал Монтэг, вот что я скажу им в полдень. В полдень…Когда мы подойдём к городу.»