«Прыжок» читательский дневник кратко
Несмотря на небольшой объём, «Прыжок» насыщен смыслом и эмоциональным напряжением. Толстой умело сочетает сюжетные элементы и глубокий психологический анализ, создавая мощное произведение на небольшой литературной площади. Многомудрый Литрекон создал читательский дневник по этой книге и обращается к Вам с просьбой указать на ошибки или недоработки, если таковые имеются. Приятного просвещения!
Содержание:
Главное о произведении
Эти факты помогают начать изучение рассказа «Прыжок», который, хотя и не является самым известным произведением Толстого, всё же оставляет глубокое впечатление и поднимает важные вопросы, актуальные и по сей день:
- Полное название: «Прыжок»
- Автор: Лев Николаевич Толстой
- Дата создания: 1880 год
- Жанр: рассказ
- Главная мысль: Иногда любовь требует сложных решений и рискованных поступков.
- Новые для меня слова: палуба (открытая часть корабля), мачта (верхняя часть корабля, основание для паруса), каюта (жилая часть корабля).
Кратчайшее содержание
Обезьяна на палубе корабля отняла у сына капитана шляпу и забралась с ней на мачту. Мальчик обиделся и решил вернуть украденное. Под дружный смех матросов он забрался на мачту, а обезьяна карабкалась все выше и выше. В итоге он оказался на перекладине и без опоры, из-за чего уже не мог вернуться обратно. Такое положение грозило ему неминуемой гибелью: одно неловкое движение и он разобьется об палубу!
В эту минуту капитан вышел из каюты. Оценив положение, он достал ружье и прицелился. Он велел сыну прыгнуть в море немедленно, иначе он его застрелит. Только теперь мальчик понял опасность своего положения. Ребенок прыгнул в воду, в ту же минуту матросы нырнули за ним и вытащили живого, хоть и без сознания. Отец его ушел в каюту, чтобы никто не видел его слез.
Главные герои
Многие сюжеты и персонажи в произведениях Толстого основаны на его личных переживаниях и наблюдениях. Хотя конкретные биографические параллели с рассказом «Прыжок» не столь очевидны, темы юношеской дерзости и поиска истинных ценностей отражают его собственные размышления и опыт. Вспомним, какими были главные герои книги?
- Мальчик — смелый, но безрассудный и ведомый ребенок. Ему всего 12 лет, он сын капитана.
- Капитан — умудренный опытом и решительный человек, обладающий редким мужеством и самообладанием.
План книги
Рассказ написан простым и доступным языком, что делает его понятным для широкой аудитории. Толстой умело использует язык, чтобы передать драматизм и напряжение ситуации, делая рассказ увлекательным и запоминающимся. Вспомним сюжет по плану:
- Обезьяна смешит моряков.
- Она отнимает шляпу у сына капитана и дразнит его.
- Мальчик отправляется за ней на мачту, чтобы вернуть шляпу.
- Он оказывается на перекладине и теряет опору в попытке отнять шляпу.
- Капитан видит, что сын в беде, и принимает единственно верное решение: вынуждает его прыгнуть в море, пока он не упал на палубу.
- Мальчика нашли живым, хоть и без сознания.
- Капитан ушел в каюту, чтобы никто не видел его слезы.
Чему учит?
Как и многие другие произведения Толстого, «Прыжок» поднимает важные моральные и этические вопросы. Рассказ исследует тему храбрости, смелости и истинной доблести, противопоставляя показное геройство реальной нравственной стойкости. «Прыжок» заставляет задуматься о том, что настоящий подвиг требует совсем не безрассудства, а холодного расчета и способности владеть своими эмоциями. Чтобы спасти сына, капитан направил на него оружие и заставил рискнуть. Этот поступок потребовал редкого самообладания в стрессовой ситуации.
В «Прыжке» Толстой критикует общественные нормы и ожидания, особенно связанные с понятием мужества и чести. Он показывает, как часто молодые люди стремятся к рисковым поступкам, чтобы соответствовать ожиданиям общества или впечатлить сверстников.
Отзыв
Толстой глубоко проникает в психологию своих персонажей, раскрывая их внутренние мотивы и чувства. В «Прыжке» он мастерски описывает состояние молодого человека перед опасным поступком и его внутреннюю борьбу между страхом и желанием доказать свою смелость. Мне понравился рассказ, но мое мнение о героях соответствует современным представлениям о воспитании. Я считаю, что детям не место не корабле, тем более в кругосветном плавании. И капитан поступил безответственно, позволив мальчику сопровождать его.
Но решительные действия капитан в минуту опасности оставили приятное впечатление. Такой волевой и находчивый человек действительно справедливо носит капитанские погоны. Он мгновенно оценил ситуацию и принял сложное, но правильное решение. Я восхищен его мужеством и самообладанием.
Мое отношение к поступку мальчика негативное. Стремясь произвести впечатление на матросов, самоутвердиться, он забыл о строгих правилах поведения на кораблях и о своих обязанностях. Так вести себя безответственно. Но его пример красноречиво доказывает, что детям есть чему поучиться. Мораль рассказа актуальна по сей день, она направлена против самонадеянности и инфантильности.