«Не надо врать» читательский дневник кратко
В цикле «Леля и Минька» есть замечательный рассказ, который называется «Не надо врать». Многомудрый Литрекон оценил его по достоинству. Рассказ ему понравился настолько, что он даже подготовил читательский дневник для Вас. Начинается история с важного дня в жизни Миньки, который впервые отправился в гимназию… Что его там ожидало – узнаете сами. Потому что так гораздо интереснее. Кратчайший пересказ, разделы «чему учит автор» и «отзыв» для этого рассказа уже ждут Вас. Приятного просвещения!
Содержание:
Главное о произведении
Заполним привычный небольшой список для начала:
- Полное название: «Не надо врать».
- Автор: Михаил Зощенко.
- Дата создания: 1938.
- Жанр: рассказ.
- Главная мысль: тайное всегда становится явным.
Кратчайшее содержание
В семь лет Минька поступил в гимназию. Первые месяцы мальчику приходилось непросто. Даже учителей не получалось слушать. А все из-за мальчишек сзади, которые то чернилами измажут, то напугают и на стул подложат карандаш. Поэтому Минька постоянно отвлекался и однажды прослушал, что на дом задали выучить стихотворение. Мальчик был очень робкий. Он не осмелился сказать учителю на следующий день, что не готов и вообще все прослушал. Те же самые мальчишки принялись подсказывать правильные строки. Минька повторял. Но у него был хронический насморк, отчего закладывало ухо, и Минька плохо слышал. Потому первые строки шли хорошо, а дальше выходила билеберда. Смеялся даже учитель. Рассмеявшись, он потребовал дневник и влепил Миньке единицу. Мальчик сильно расстроился, даже расплакался. Ему было страшно, он не знал, какое наказание последует за единицу.
После уроков за Минькой зашла его сестра Леля. Мальчик поделился с ней своей бедой. Леля посмеялась и совсем запугала брата тем, что единица – это очень плохо, и обещанного подарка от отца ему не видать. Сестра посоветовала брату поступить, как ее одноклассница. Склеить страницы дневника, где красуется плохая оценка. Минька понимал, что так делать нехорошо. Он долго сидел в саду и думал, как ему поступить. Потом пошел домой, а дневник забыл на скамейке. Дневник пропал. На следующий день учитель выдал ему новый, с той же единицей, только более жирной. Минька разозлился и закинул его за шкаф, будто потерял. Учитель выдал мальчику очередной дневник, в котором к единице прибавилась двойка за поведение.
Минька вновь пошел к сестре. Та уверила, что если заклеить страницы, а через неделю, после Минькиных именин, их расклеить, то никакое это не вранье. Ребята так и поступили. Отец Миньки тем же вечером попросил дневник. Плохих отметок не было и все было бы хорошо, но тут пришла женщина, которая нашла первый дневник Миньки, забытый на скамейке. Отец увидел единицу и расстроился. Он не ругал Миньку, только сказал, что любая ложь всегда открывается. Тогда Минька рассказал про дневник, заброшенный за шкаф. К большому удивлению Лели, их отец не разозлился, а наоборот обрадовался. Он расцеловал Миньку за правду и пообещал все же подарить обещанный фотоаппарат. Осмелевшая Леля не так поняла реакцию папы и рассказала о своей двойке по физике, рассчитывая на похвалу. Но ее отругали.
Вечером пришел Минькин учитель с дневником. Он негодующе рассказал отцу семейства, как этот неисправимый врун закинул дневник за шкаф. Отец Миньки спокойно ответил, что сын ему все рассказал и никакой он не врун. Учитель удивился, извинился и ушел. А Минька, лежа в постели, снова заплакал. Ему было стыдно за свое вранье и он пообещал себе больше никогда не лгать.
Главные герои
Рассказ «Не надо врать» входит в цикл рассказов «Леля и Минька». Рассматривая отдельные произведения, мы раскрываем для себя знакомых героев с новых сторон. Это довольно интересно. К тому же окружающих нас людей мы также будем изучать постепенно, узнавая лучше особенности их поведения, привычки и повадки.
- Минька – юный гимназист. Мальчик довольно робкий по своей натуре, он совершенно теряется в новом месте, где кругом незнакомые лица. Для него все сложно, непонятно и страшно.
- Леля – старшая сестра Миньки. Она уже знает, что такое гимназия, что последует за «единицей» и как избежать наказания. Девочка немного задирает нос перед братом, чувствуя свое превосходство, но старается ему помочь, пусть и неверными способами.
- Отец Лели и Миньки – спокойный рассудительный мужчина. В этом произведении он предстает уравновешенной личностью, которая не станет «рубить сгоряча» и упрямо стоять на своем до конца.
План книги
Даже небольшие рассказы удобно пересказывать по готовому плану. План не позволит упустить даже мельчайшую деталь, история получится яркой и полной.
- Минька в гимназии.
- Противные мальчишки.
- Первая единица.
- Советы Лели и Минькины раздумья.
- Забытый дневник, новый дневник и еще один новый дневник.
- Минька соглашается на вранье.
- Обман раскрыт.
- Разочарование отца.
- Раскаяние Миньки.
- Счастливый отец и недоумевающая Леля.
- У Лели непредвиденные неприятности.
- Учитель в гостях у Миньки.
- Минька никакой не врун.
Чему учит?
Вывести мораль из рассказа М. Зощенко «Не надо врать» очень просто. У произведения говорящее название и посыл книги заключается в том, что все тайное становится явным. Когда это произойдет – всего лишь вопрос времени. Взрослые тоже не могут безнаказанно жить во лжи. Даже если человек все предусмотрел, случайные обстоятельства однажды сыграют против него. И пусть Минька пока маленький мальчик, именно случайное стечение обстоятельств вывело его «на чистую воду». Герой не подготовился к уроку и получил самую плохую отметку. Это был его первый раз. Конечно, Минька очень боялся наказания. Сестра Леля брата не успокоила, а только сильнее расстроила. Ведь у Миньки скоро именины, он рискует остаться без подарка.
Сестра предложила брату пойти на обман. Минька сначала отказывался, но потом все же согласился. Мальчик склеил страницы дневника, где красовалась «единица». Его фокус мог сработать. Только вот обстоятельства решили иначе. Незнакомая женщина нашла забытый Минькой дневник и принесла его по адресу. Отец ребят очень рассердился, узнав об обмане. Он не стал ругать сына, но дал понять ему, что Минька вырастет обманщиком, если не подумает над своим поведением. Выслушав отца, Минька испугался за свое будущее. И признался, что есть еще один дневник, который он закинул в школе за шкаф. Раскаяние мальчика, осознание ошибки, буквально спасло героя. Отец Миньки был рад тому, что Минька одумался. А тем же временем в гости пришел недовольный учитель, но так как мальчик во всем сознался, никто ругать его не стал.
Рассказ «Не надо врать» — прекрасный пример того, что ложь ни к чему хорошему не приводит. Правда всегда откроется. М. Зощенко маленьким читателям дает отличную возможность не ступать на скользкую дорожку и избежать позорного клейма. Не столько сам рассказ, сколько его посыл заставляет задуматься о том, что каждый человек выбирает, врать ему или говорить правду. Ситуации бывают разные. Например, есть такое понятие, как «ложь во спасение». Оно вполне имеет место быть, с достойными причинами. Просто злоупотреблять не нужно. Проблема в том, что если человек совсем заврется или будет без конца оправдывать свое вранье, то окончательно утратит такое качество, как честность, и потеряет самого себя. Нередко говорят: «Себя не обманешь». Но это высказывание ошибочно. Когда человек регулярно врет, страшно даже не то, что он может запутаться в своих показаниях, а то, что ложь станет неотъемлемой частью его образа жизни. Постепенно он привыкнет к собственной лжи, срастется с ней. К чему это приведет? К тому, что однажды он не сумеет разобраться в собственных желаниях, мыслях и чувствах. А жить в путанице непросто.
Отзыв
Я читала весь цикл рассказов «Леля и Минька». Но рассказ «Не надо врать» я воспринимаю, как отдельную историю, с другими персонажами. Скорее всего, это из-за того, что рассказ легкий, веселый, поучительный. Другие рассказы цикла тоже познавательные, но назвать их легкими и позитивными можно только с большим трудом. Другие истории из жизни Лели и Миньки богаты неприятными ситуациями, несправедливостью, а порой даже жестокостью по отношению к главным героям.
А в рассказе «Не надо врать» мое отношение ко всем героям без исключения положительное. Здесь нет такого, чтобы я остро переживала за того же Миньку или его сестру. Конечно, я могу понять страхи и переживания Миньки. Все новое всегда страшно. Однако происходящее вызывает лишь улыбку. Даже его вранье не оттолкнуло. Скоро именины, а тут плохая отметка в дневнике. На его месте я бы тоже пошла на обман. Да и вряд ли найдется человек, который никогда не прятал плохие оценки. Только если круглые отличники. Поэтому мною Минька, за попытку спасти собственный праздник, полностью оправдан. Да, он поступил не очень хорошо. Но ничего страшного не произошло. Тем более, отец ребят поступил правильно. Не стал ругать, а доступным для ребенка языком объяснил, почему врать нельзя. Конечно, он припугнул Миньку страшным будущим. Однако и это было правильным. Для маленького мальчика нет ничего хуже, чем видеть себя будущего ужасным преступником.
К Леле в этом рассказе я тоже отношусь хорошо. В каком-то плане она мне близка. Я тоже задирала нос перед своими младшими сестрами, когда они только пошли в школу. Как и я, Леля старше, больше знает, лучше разбирается, как действовать в той или иной ситуации. Поведение девочки и даже ее сомнительные советы вполне уместны. Жизнь в школе немного отличается от той, что протекает дома. Когда Лелю наказали, мне было смешно. Жалко героиню не было, потому что наказание не было суровым. Ее всего лишь отправили учиться. Тем более она заслужила. Леля не поняла, почему отец простил Миньку. Девочка даже подумала, что их отец утратил рассудок и, желая получить какой-нибудь подарочек, заявила о своей двойке. Наперед Леля не подумала. И внимательность не проявила. Ведь отец простил Миньку, потому что мальчик осознал свою вину и ошибку, а это действительно важно. Что до Лели, я уверена, с возрастом и она все точно поняла.
Отдельно порадовала добросовестная женщина, которая принесла Миньке забытый на лавочке дневник. Мои впечатления от ее поступка очень светлые. Эта женщина пожертвовала своим временем, не поленилась. С нее определенно стоит брать пример. Учитель тоже подарил только положительные эмоции. Да, он пришел с серьезным настроем, желая наказать Миньку. Нельзя его винить за это. Он учитель, а не воспитатель в детском садике. На учителях ответственности лежит больше. Они ведь не только проводят уроки, но так же следят за дисциплиной и стараются вложить в детские головы основы морали, помогая в этом родителям.
Рассказ «Не надо врать» точно стоит прочесть всем. Произведение яркое, оно обязательно поднимет настроение. В нем нет скучных нравоучений, зато есть хороший урок, преподнесенный через увлекательную историю. Таково мое мнение.
Автор: Елизавета Гориславец