«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник кратко
Виктор Астафьев известен своими детскими произведениями, в которых поднимаются отнюдь не детские темы. «Фотография, на которой меня нет» — рассказ, где читатель видит не только трогательные воспоминания о прошлом, но и взрослую оценку таких серьезных тем, как коллективизация в деревне. Читательский дневник по книге включает в себя те элементы анализа, которые необходимы для подготовки к уроку. Приятного просвещения!
Содержание:
Главное о произведении
Сюжет рассказа навеян личными обстоятельствами жизни писателя, о которых Вы сможете узнать из его биографии:
- Полное название: «Фотография, на которой меня нет«
- Автор: Виктор Петрович Астафьев
- Дата создания: 1964 год
- Жанр: рассказ
- Главная мысль: ценность представляют собой не вещи, а заложенная в них история человека. Вот автор смотрит на нелепые деревенские фотографии, но не может смеяться над ними, потому что они проносят сквозь года вспоминания о прошлом.
- Новые для меня слова: аспид (змея, используется как ругательство), полушалок (шаль), увал (обрыв), чад (дым), угар (отравление дымом от печи), кутя (часть печки), граммофон (старинный музыкальный аппарат), колун (топор).
Кратчайшее содержание
В далекую сибирскую деревню собирается приехать фотограф — редкая удача! Он сделает снимок класса, в котором учится главный герой. Но накануне он и его друг Сашка пошли на горку. Рассказчик простудился, у него обострился ревматизм. Теперь он не может встать с печи. Бабушка ворчит, но все же заботится о нем очень рьяно: лечение сложное. На следующий день он попытался встать, но не смог. Сашка не пошел на фотографирование из солидарности. Позже учитель навестил рассказчика и принес ему фотографию, а бабушка героя купила для нее рамку.
Учитель в деревне является очень уважаемым человеком, ведь он и его жена своими усилиями сделали школу: они закупали тетради и учебники, ездили в город за учебными материалами, хотя сами отчаянно нуждались в средствах и жили бедно. Деревенские жители ценили их самоотверженность и тайно помогали им: привозили дрова, дарили еду, чинили одежду. Учитель был очень деликатен и вежлив, он стеснялся принимать подарки, поэтому приходилось их подбрасывать, как те же дрова. Но этот тихий человек был смел в решающие минуты. Однажды он защитил детей от змеи, хотя сам никогда их не видел и боялся больше всех. Учителя так уважали, что бабушка героя считала честью его приход к ним.
Рассказчик повествует и о судьбе дома, который стал школой. Его строил прадед героя, Яков Михайлович. Там же жил его дед до того, как состоятельных крестьян стали раскулачивать. Это произошло глубокой осенью, когда люди, оказавшись на улице, погибли бы от холода, если бы не помощь родных. Они тайно приютили у себя сначала детей, потом женщин, а затем и мужчин. Потом бывшие владельцы с тоской заходили в свои дома и видели, как «ликвидаторы» кулаков пользовались их вещами и грабили то, что осталось. Интересно, что покинутое разорителями низовье с кулацких руках засверкало чистотой. Люди работящие и хозяйственные проявляли себя в любых условиях. Бабушка Катерина Петровна не раз тратила последнее, чтобы выкупить присвоенные кулацкие вещи и вернуть их владельцам.
На пороге дома, в котором помещалась школа, произошло трагическое событие. Немой Кирилл жил на заимке и не мог правильно оценить ситуацию. Когда Платошиху и ее детей выгоняли из дома без вещей, Кирила взял колун и убил уполномоченного, а потом погонял по двору и остальных пролетариев. Его арестовали и судили.
В финале рассказчик смотрит на пожелтевшую фотографию и вспоминает, что многие изображенные на ней парни полегли в Великую Отечественную. Фотография нелепая, лица у всех серьезные, но он не может над ней смеяться, потому что это память его родового гнезда.
Вот более подробное краткое содержание.
Главные герои
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» есть главные герои:
- Рассказчик — мы видим его в детстве и во взрослом состоянии. Ребенком он был шаловливым и резвым, но легкомысленным. Он умел ценить доброту и дружбу. А спустя года стал чувствительным, умным и рассудительным человеком, который смог оценить события из прошлого и дать им толкование. Он очень привязан к своей родине и семье.
- Катерина Петровна — бабушка героя. Сложный персонаж. С одной стороны, женщина часто ворчит, ругает и упрекает внука. С другой стороны, она же не жалеет сил для его лечения, заботится о его состоянии. Она помогает и незнакомым людям, когда тех раскулачивают. У нее тяжелая жизнь, нет образования, судя по речи.
- Сашка — надежный и верный друг героя, который не идет фотографироваться, дабы поддержать товарища.
- Учитель — вежливый, интеллигентный человек с хорошим образованием. Устраивает школу своими силами на руинах и сам достает учебники и тетради.
- Семья Болтухиных — бесчестные и пьющие люди, наживающиеся на коллективизации.
План книги
План пересказа поможет пересказать содержание и не сбиться:
- Фотограф приезжает в деревенскую школу.
- Герой простужается на прогулке, у него воспаляются суставы.
- Бабушка лечит его, а лучший друг, с которым он катался на горке, не идет фотографироваться, чтобы товарищу не было обидно.
- Учитель приходит его навестить, утешает и дарит фотографию.
- Рассказ про самоотверженного и умного учителя.
- История здания, где помещалась школа.
- Мысли автора о прошлом на пожелтевшей фотографии.
Чему учит?
«Фотография, на которой меня нет» заставляет задуматься о важности детских воспоминаний. В них отражены условия формирования человека, его истоки. Недаром автор в финале говорит о «родовом разоренном гнезде». Это и есть его корень, первопричина многих последующих событий. Герой и его судьба тесно связаны с историческим путем России, поэтому от личной истории о фотографии повествователь переходит к общей деревенской драме — коллективизации, нищете, сословным конфликтам. Нить рассказчика тесно переплетена с другими жизнями в этом селе, он является продолжением их дел и мыслей. Поэтому старая фотография так важна для него. Погружаясь мысленно в те годы и обстоятельства, герой находит новые грани себя.
Мораль произведения понятна: важно помнить свое родство, знать свои корни и сохранять связь с ними, иначе можно потерять себя. Именно это произошло с Болтухиными, которые отказались от вековых традиций общинного братства, поломали сложившиеся устои, но не стали от этого счастливее или богаче. Они разрушили все, что отняли у других в рамках коллективизации, и пропили богатства, а сами ничего не нажили и не построили, потому что отреклись от своей крестьянской общины, от своих корней.
Отзыв
Мое мнение о рассказе «Фотография, на которой меня нет» можно выразить в известной цитате: «Книга есть кратчайший отчет о пройденном пути человечества…». В этом рассказе воплощен сложный исторический путь России: Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война, а между ними голод, нищета, каторжный труд.
В деревне, которую описывает рассказчик, живут бок о бок ссыльные и крестьяне, и непонятно, кого больше наказали. Ребенок с детства переживает воспаление суставов, а ухаживает за ним бабушка, потому что родителей нет. А родился он в бане, потому что из дома его семью выгнали. Биография одного мальчика иллюстрирует все то, через что прошла наша страна. Как и автор этого рассказа, Россия, несмотря на все трудности, выжила, окрепла и стала лучше. Ведь и писатель из деревенского паренька превратился в известного литератора и достиг успеха. Не благодаря, а вопреки. Поэтому мое отношение к рассказу такое хорошее. Он реально вдохновляет и учит тому, что в жизни все можно преодолеть и обернуть себе в пользу. Сибирская закалка помогла автору занять достойное положение в жизни.
Мое впечатление о героях не противоречит авторскому видению. Сложная жизнь сделала бабушку героя ворчливой и сварливой, но она сохранила доброту и отзывчивость в сердце, заменила внуку родителей и даже для посторонних людей делала все возможное. Это достойно уважения. Дети вроде Саши и рассказчика тоже вызывают приятные эмоции: несмотря на бедность и несчастья, они радуются жизни и извлекают максимум пользы из того, что есть. А Болтухины вызывают лишь осуждение, ведь они воспользовались смутными временами, обокрали соседей и родных, но даже этого в своих руках удержать не смогли, потому что изначально недостойны комфортной жизни. Без труда нельзя не только выловить рыбку, но и сохранить ее.
Я бы перечитал эту книгу позже и порекомендовал всем взрослым, ведь она очень поучительна и интересна для всех групп читателей.