«Детство Никиты» читательский дневник кратко

«Детство Никиты» — это прекрасная возможность заглянуть в беззаботный период своей жизни. Книга повествует о мальчике Никите, который живет со своими родителями, изучает школьные предметы и играет с друзьями. Алексей Толстой посвятил эту книгу своему сыну. А она нашла отклик в миллионах сердец. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с читательским дневником по этому прекрасному произведению. Здесь Вы найдете характеристику героев, план книги, кратчайшее содержание, а также разделы «Отзыв» и «Чему учит автор». Приятного просвещения!

Главное о произведении

Заполним список, который позволит узнать о произведении больше:

  • Полное название: «Детство Никиты».
  • Автор: Алексей Николаевич Толстой.
  • Дата создания: 1920.
  • Жанр: повесть.
  • Главная мысль: детство – лучшее время в жизни каждого человека.
  • Новые для меня слова: каретник (здание для хранения карет и экипажей), кадка (деревянная емкость цилиндрической формы), башлык (капюшон с длинными лопастями), подвода (телега для перевозки клади), тюря (холодный хлебный суп), ометы (кучи плотно уложенной соломы), свинчатка (кость для игры в бабки), доха (верхняя одежда, похожая на шубу), людская (комната для людей, которые служат в господском доме)

Кратчайшее содержание

Никита проснулся зимним утром, вспомнил, что вчера Пахом сделал для него скамейку. На ней будет здорово кататься. Никита хотел тихонько выйти из дома, но про его замыслы все знал Аркадий Иванович. Он выждал момент, когда мальчик проснется, и повел его пить чай. После этого учитель показывал, как решать задачки. Но Никита не вникал в суть арифметики. Он представлял героев задачи и думал, что было бы здорово сейчас гулять. После арифметики писали диктант. Но в самом его начале почтальон принес письма. Учитель объявил перерыв, и Никита, воспользовавшись моментом, сбежал на улицу. Мальчик отправился к сугробам у реки. Он шел задом наперед, чтобы запутать надоедливого Аркадия Ивановича. Никита весело катался с горы, а когда увидел фигуру учителя, вырыл в сугробе пещеру и прятался там. Никита вышел из своего укрытия, когда услышал про письмо от отца.

В письме отец мальчика попросил отправить дополнительную подводу, так как везет нечто большое. Что именно, герой не выяснил. Даже Мишка Коряшонок не знал. Спал Никита плохо. Ему снился неприятный сон про маятник, кота и вазочку. Утром Никиту разбудил учитель и объявил о начале рождественских каникул. Мальчик сначала обрадовался, но потом осознал, что четырнадцать дней – это много. Он даже загрустил. Немного побродил по комнатам, рассматривал портрет прадеда и одной дамы. Потом пошел на улицу. Встретился с Мишкой и договорился пойти с ним на деревню – бить кончанских ребят. По дороге мальчик взяли еще из «своих». На «поле боя» в каждой компании собралось человек по сорок. Но ни одна сторона драку начинать не спешила. Все только дразнились и кидались снежками.

Но вот Степка Карнаушкин воодушевил своих товарищей и кончанские погнали противника. Никите стало обидно и стыдно. Когда Степка нагнал его, мальчик дал отпор. Теперь погнали уже кончанских. После потасовки Степка предложил Никите дружить. В знак примирения они обменялись ценными вещами. Никита отдал перочинный ножик, а Степка – свинчатку. Дома Никита рассматривал скучные картины в журнале и прислушался к завыванию на чердаке. Ему скоро нужно было ложиться спать, но тут приехала Анна Аполлосовна с детьми. Виктор ночевал с Никитой в комнате. За завтраком Никита не мог перестать думать о Лиле, такой хорошенькой она ему показалась. Его очень расстроило, когда он развлекал Виктора, а Лиля не обращала на это никакого внимания. Однако на улице Никита спас брата Лили от быка Баяна. Это девочка видела в окошко, что польстило мальчику. На следующее утро Никита не знал, с кем поделиться нахлынувшими чувствами. Аркадий Иванович все перечитывал одно письмо.

Мальчик пошел на улицу и своими глазами увидел, зачем отец просил подводу – привезли большую ель. А потом была Елка. На ней присутствовало много ребятишек. Все танцевали, веселились, ели сладости. Виктор за короткое время подружился с Мишкой. На следующий день они с другими ребятами построили крепость, чтобы снова побороться с кончанскими. Но Никите с ними было скучно. Ему было интересно проводить время с Лилей. Ей с ним тоже было интересно. Он рассказал девочке про свой сон и дети узнали, что в этом доме, как во сне, есть такая комната и такая вазочка. В вазочке лежало колечко. Его и стихотворение Никита подарил Лиле. 

Каникулы подошли к концу, и Анна Аполлосовна с детьми уехала. Александра Леонтьевна была недовольна тем, что сын совсем распустился. Поэтому Никита по ее указу рисовал карту Америки, но мысли его были далеко от дела. Тут еще сообщение о том, что отец его задерживается. Василий Никитьевич был человеком веселым. Правда, идеи ему в голову странные приходили. Однажды, когда Аркадию Ивановичу еще даже жалованье не заплатили, отец Никиты заказал рамы и окна для постройки павильона. Они так и стоят в сарае. Наконец, зима прошла. Весь этот период Александра Леонтьевна замечала чрезмерную угрюмость сына. С наступлением весны его состояние только усугубилось, добавилась сонливость. Но женщина говорить с ним о чем-то не спешила. А потом приехал Василий Никитьевич. Добираться, правда, ему пришлось нелегко. Он даже чуть не затонул, когда провалился в овражек. Еще и доха его ко дну тянула. Лорд Байрон, новый жеребец, оказался умным, помог выпутаться. А там и мужики подоспели на помощь. Все же отец Никиты после неожиданных купаний простыл, несколько дней болел, но потом поправился. Как раз к страстной неделе. Приготовления в доме к предстоящему светлому празднику начались бурно. Вымывали дом и двор, пекли куличи. Никита с Аркадием Ивановичам тоже без дела не сидели – яйца красили.

После всех приготовлений Александра Леонтьевна посоветовала Никите на заутреннюю службу съездить. Там и детишек много было. Мальчик последовал совету. Действительно, у Петра Петровича, приятеля отца Никиты, детишек было много. Толпа мальчишек и дочка Аня. Анна была ровесницей Никиты. Девочка все время норовила привлечь внимание Никиты, ходила за ним постоянно. Вскоре он понял, что Аня ведет себя так же, как вел себя он с Лилей. Ему стало немного стыдно и жалко Аню. Те улыбки и разговоры, которые были у него с Лилией, считались действительно волшебными. И даже попробовать повторить нечто такое с другой девочкой мальчик считал предательством.

Дальше стало легче. Сначала день рождения Никиты, который прошел весьма удачно. А потом птенец. Его Никита принес в дом и выкармливал. Скворец человека сначала боялся, но когда Никита спас его от кота, Василия Васильевича, птичка к человеческой руке стала более доверительно относиться.

Мишка научил Никиту ездить верхом, а Василий Никитьевич позволили ему забрать Клопика – рыжего мерина. Правда, пришлось долго уговаривать матушку, но в конечном итоге мальчик на Клопике все же поехал. Василий Никитьевич переживал, что год будет неурожайным. Дождей не было. Все семейство было понурым. Никита первым увидел, что барометр предсказывает бурю, и поспешил поделиться радостной новостью. Через несколько дней отец попросил Никиту съездить на почту. Там мальчику вдали пачку писем. Уже в степи он решил их бегло просмотреть и с удивлением обнаружил, что одно адресовано ему. Писала Лиля. Девочка его не забыла и звала к ним в гости на дачу в Самару. В это же время родители Никиты спорили о ярмарке в Пестравке. Василий Никитьевич очень хотел поехать и продать одну кобылу. После долгих споров мать мальчика все же махнула рукой. Никита тоже поехал на ярмарку. Кобылу недорого продали, зато Артем попал в неприятности, а отец Никиты купил верблюдов, несмотря на то, что супруга молила его не тратить денег.

К концу лета Василий Никитьевич вернулся в Самару решать вопрос с наследством. Он написал, что это займет много времени, потому семье стоит собираться и ехать к нему. Устроить Никиту в гимназию труда не составит. Александра Леонтьевна, может, для приличия и засомневалась бы в необходимости отъезда. Да только супруг писал еще о том, что купил несколько чудесных китайских ваз. Бесполезная покупка стала прекрасной мотивацией собрать вещи за пару дней и выехать. В Самаре Никита встретился с Лилей. На ее письмо он ответить забыл, из-за чего девочка сердилась, но решила все же простить в этот раз. В городе Никите было непривычно и тесно. Не было того раздолья. Но грустить было некогда. Мама с Аркадием Ивановичем поговорили с директором гимназии. Мальчик сдал вступительные экзамены и готовился отправиться во второй класс.

Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои

Главные герои повести «Детство Никиты» и их характеристика точно будут в центре внимания на уроке:

  • Никита – любознательный и проказливый мальчик, который наслаждается детством и постепенно взрослеет.
  • Мишка Коряшонок – лучший друг Никиты.
  • Степка Карнаушкин – самый смелый мальчик из кончанских ребят.
  • Александра Леонтьевна – мама Никиты, хозяйственная и практичная женщина, ей свойственна ответственность.
  • Василий Никитьевич – отец Никиты. Добродушный, но легкомысленный человек, который часто тратит деньги на пустяки.
  • Анна Аполлосовна – приятельница Александры Леонтьевны.
  • Виктор и Лиля – дети Анны Аполлосовны. Лиля была очень привлекательной, очаровательной и воспитанной девочкой с синими глазами.
  • Аркадий Иванович – строгий учитель Никиты. Никогда ничего не говорит прямо.

План книги

План книги всегда придет на выручку. С ним можно не только без всяких сложностей пересказать сюжет произведения, но и вспомнить для себя яркие моменты книги:

  1. Чудесное зимнее утро. Никита хочет погулять, но учитель его подкарауливает.
  2. Никита занимается арифметикой и пишет диктант.
  3. Катание с горки и пещера.
  4. Письмо от папы и беспокойная ночь.
  5. Портреты. История прадеда Никиты.
  6. Никита с друзьями идет колотить кончанских ребят.
  7. Вой на чердаке и неожиданные гости.
  8. Очаровательная Лиля и бык Баян.
  9. Елка. Никите все больше нравится Лиля.
  10. Колечко в вазочке и скорая разлука.
  11. Никита рисует карту Южной Америки, думает об отце и разлуке.
  12. Странные перемены в настроении и ощущениях Никиты.
  13.  Василий Никитьевич возвращается домой.
  14.  Куличи, яйца и девочка Аня. Никита в девочке видит отражение собственного поведения.
  15.  День рождения Никиты.
  16.  Новый жилец в доме. Маленький скворец, которому грозит опасность.
  17. Уроки верховой езды, слезы Александры Леонтьевны и Клопик.
  18. Никита забирает почту и получает неожиданное письмо.
  19. Ярмарка. Непредвиденные траты.
  20. Новый дом и новое начало.

Чему учит?

Мне кажется, Толстой в своей повести намекает на то, что время быстротечно и его нужно уметь ценить. Нужно проводить время с пользой, учиться новому. Но при этом и про простые радости жизни забывать не нужно. Пока ты маленький, стоит больше времени проводить с друзьями. Играть и веселиться. Успеть это сделать, пока твои взгляды в корне не изменились и все замечательные развлечения не превратились в глупости. «Детство Никиты» заставляет задуматься о важности первых детских впечатлений.

Еще произведение учит тому, что нужно стремиться быть смелым, постоянно работать над собой. К такому выводу я пришла после прочтения эпизода, где Никита с другими ребятами в повести впервые столкнулись с кончанскими. От «чужаков» побежали все, даже главный герой. Но ему стало стыдно и обидно за свою трусость. Он нашел в себе смелость и дал отпор Степке Карнаушкину. Степка поведением мальчика восхитился. Разумеется, это была детская потасовка, но я уверена, на формировании личности Никиты это происшествие благоприятно сказалось. 

Мораль произведения состоит в том, что в детстве происходит становление характера, а потому так важно окружить ребенка правильными примерами для подражания. Мама Никиты очень ответственная, она переживает за хозяйство, а вот папа у него легкомысленный, часто покупает ненужные вещи. Но родители стараются дать Никите все для благополучия и нравственного роста.

Отзыв

Произведение «Детство Никиты» удивительное. Оно оставило после прочтения массу теплых и светлых впечатлений. У Никиты было прекрасное детство. Читая эту книгу, я думала о своем веселом и беззаботном детстве. Мое отношение к книге положительное, ведь всегда приятно окунуться в атмосферу шалостей, игр и первых детских впечатлений. Это чтиво помогает расслабиться и научиться ценить каждый момент своей жизни, даже если он кажется второстепенным и неважным.

Я меняюсь и взрослею. То же самое происходит с Никитой. Он становится старше, ответственнее, смелее. Очень понравился эпизод, где Никита и Степка поладили после потасовки. Мальчики в знак дружбы обменялись памятными вещами. Мне показалось, Степка несколько взрослее. А Никита проявил смелость и определенную ответственность за свой поступок. Этим он и получил расположение главаря кончанских ребят. Я буду рекомендовать эту книгу друзьям. Надеюсь, что и им она понравится и оставит после себя приятные впечатления.

Автор: Елизавета Гориславец

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *