«Человек в футляре» читательский дневник кратко
«Человек в футляре» Антона Павловича Чехова – рассказ в рассказе о Беликове, человеке, у которого «всё <…> в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашёл свой идеал» – как писал сам автор. Многомудрый Литрекон прочитал текст произведения и подготовил читательский дневник, который познакомит Вас с книгой. Приятного просвещения!
Содержание:
Главное о произведении
Ниже приведены так называемые «отправные точки», которые помогут отметить самые важные факты:
- Полное название: «Человек в футляре»
- Автор: Чехов Антон Павлович
- Дата создания: май/июнь, 1898 год («Русская мысль», № 7 – первая публикация)
- Жанр: рассказ
- Главная мысль: людям нужно избавляться от своих «футляров» и жить, вдыхая свободу полной грудью.
- Новые для меня слова: староста (административно-должностное лицо для ведения дел какой-либо группы лиц), атавизм (появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдаленным предкам), естественник (специалист по естественным наукам), калоши (непромокаемые накладки/самостоятельная обувь как правило из резины), денщик (солдат в царской армии, состоявший при офицере для личных услуг), полог (занавеска, закрывающая кровать/что-либо), фискал (доносчик, ябедник), карикатура (рисунок, изображающий кого-либо или что-либо в намеренно искаженном, подчеркнуто смешном виде), пасквилянт (человек, склонный к распространению оскорбительных измышлений о других), разрешено циркулярно (то есть приказом).
Анализ рассказа поможет понять его содержание глубже.
Кратчайшее содержание
Перед сном Буркин рассказывает Ивану Иванычу историю про Беликова – человека в футляре, который избегал внешних влияний и ограничивал себя нелепыми запретами, которые выдумал сам.
Беликов был учителем греческого языка в гимназии, и его образ жизни вызывал недоумение у окружающих. Во всем он руководствовался принципом: «Как бы чего не вышло». И предпочитал не не делать даже то, что служит благим целям. Ученики не любили его за занудство, а учителя сторонились и тяготились его обществом. Однако избавиться от его поучений и нотаций не удавалось. Незаметно для всех Беликов приобрел определенную власть в гимназии и стал пагубно влиять на принятие любых решений. Во всем он видел подвох, всего боялся.
Через время он начал встречаться с Варенькой, сестрой нового учителя географии, но их отношения не развивались из-за его страха перед изменениями и свободой.
Беликов был оскорблен, когда увидел Вареньку на велосипеде. Он решил переговорить с ее братом, но Михаил спустил его с лестницы, а Варенька захохотала ему вслед. Беликов был оскорблен и потрясен. Добила его карикатура, на которой были изображены они с Варенькой. Все эти тягостные впечатления привели к его кончине. После смерти Беликова коллеги вздохнули полной грудью, жизнь в городе потекла обыденно, но без его ограничений и запретов. Правда, ханжество и страхи Беликовы были заразительны. Люди полностью не избавились от их влияния.
Рассказчик Буркин и Иван Иванович рассуждают, что футляр – это не только физический объект, но и образ жизни, который ограничивает и не дает развиваться.
Мы сделали более подробное краткое содержание.
Главные герои
Вот небольшая характеристика главных героев рассказа «Человек в футляре»:
- Беликов – учитель греческого языка, сослуживец Беликова. Человек в футляре. Даже если не было дождя, он всегда ходил в галошах и с зонтиком, а еще в теплом пальто на вате. Все его вещи хранились в чехольчиках. Чтобы оправдать свое отвращение к настоящему, он идеализировал прошлое. Он предпочитал все запрещать, руководствуясь принципом «Как бы чего не вышло»;
- Варенька Коваленко — жизнерадостная и смешливая девушка. «Разбитная и шумная». Стройная и красивая. У нее не сложились отношения с братом, поэтому в городе предполагали, что она готова выйти замуж даже за Беликова.
- Михаил Саввич Коваленко — учитель географии. «Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками». У него резкий и раздражительный нрав.
- Буркин – учитель гимназии, рассказчик;
- Иван Иваныч Чимша-Гималайский – ветеринарный врач, высокий и худощавый старик.
План книги
План рассказа «Человек в футляре» отображает его композицию:
- Перед сном запоздавшие охотники, Буркин и Иван Иваныч, рассказывали разные истории;
- Буркин рассказал историю про Беликова, учителя греческого, который жил, словно в футляре;
- Этот Беликов был замкнут, одинок, и боялся, что рано или поздно что-нибудь нехорошее точно произойдет. Этому же учил и всю гимназию. Более того, его побаивался весь город;
- В гимназии появились новые люди – Коваленко Михаил Саввич и его сестра Варенька;
- Между Беликовым и Варенькой появляются чувства;
- Михаилу Саввичу Беликов не понравился;
- В один момент Беликов видит, как Варенька и её брат катаются на велосипеде, что весьма непозволительно, на его взгляд;
- Беликов жалуется её брату и угрожает донести на них директору;
- Михаил Саввич сталкивает его с лестницы;
- Падение слышит Варенька и начинает хохотать;
- Беликов не может пережить этот позор, месяц лежит в постели, а после умирает;
- После смерти Беликова всё окружение выдыхает с облегчением;
- Буркин говорит, что вокруг на самом деле много таких людей;
- Охотники засыпают.
Чему учит?
Рассказ А.П. Чехова учит нас жить ярко, проявлять активную жизненную позицию, ничего не стесняться и проживать каждый день как последний. Все эти факторы – полная противоположность жизни главного героя, Беликова, который закрыл себя в футляре и остальных хотел засунуть туда же. Как отмечал сам автор, счастливее он стал только в тот момент, когда умер – в гробу он нашёл полную изоляцию от всего мира.
Рассказ А.П. Чехова заставляет задуматься о том, как заразителен страх. Главный герой повлиял на весь город: дамы из-за него боялись ставить спектакли, духовенство — играть в карты и есть скоромное, дошло и до того, что все полезные городские инициативы сворачивались под эгидой лозунга «Как бы чего не вышло». Пятнадцать лет Беликов третировал всю гимназию своими бесполезными нотациями. А ведь люди читали Салтыкова-Щедрина и Тургенева, должны были проявить широту взглядов и свободу мнений, но они все равно боялись какого-то доносчика и погрузились в свои футляры.
Отзыв
В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» представлена сложная и поучительная история. Фигура Беликова, хоть и выглядит нелепо и смешно, вызывает не гнев, а скорее сочувствие. Этот умный и добрый человек отгорожен от окружающего мира своими ложными убеждениями и правилами. Более того, он хочет сделать мир лучше, но влияет на мир угнетающе. Его трагедия в том, что он этого не понимает и действительно боится перемен. Герой не приемлет настоящее, прячется в прошлом. Мое мнение о нем, конечно, отрицательное: мне не нравятся люди, которые навязывают другим свою мораль. Но в то же время я сочувствую Беликову — он загубил свою жизнь.
Мое впечатление о коллективе Беликова неприятное. Люди сами активно вмешивались в его жизнь, зачем-то разрушали его футляр, хотя им не было до него дела, в глубине души они были равнодушны к коллеге. Они не имели права залезать к нему в альков и решать, нужно ему жениться или нет. Это сводничество — нелепая игра, участвовать в которой просто стыдно.
Мое отношение к рассказу «Человек в футляре» положительное. Ценность произведения заключается во взгляде на жизнь «в зоне комфорта». Оно показывает, как на человека негативно влияет неспособность покинуть этот футляр. Правда, меня больше взволновал не личный выбор Беликова (это его право!), а влияние его морали на внешний мир за пределами футляра. Вот такой заразы нужно избежать, ведь охота на ведьм и культура доноса — это те явления, которые отражаются на состоянии общества негативно. Рассказ определённо заслуживает прочтения в любом возрасте.
Автор: Анастасия Александрова