Краткая биография Агнии Барто: жизнь и творчество
Агния Львовна Барто – одна из самых известных и любимых детских писателей в истории российской литературы. Её стихи, полные теплоты и доброты, стали неотъемлемой частью детства многих поколений. Она обладала уникальным талантом видеть мир глазами ребенка и выражать в своих произведениях его радости и печали, мечты и разочарования. Многомудрый Литрекон расскажет Вам о жизни и литературном пути Агнии Барто, раскрывая те ключевые моменты, которые сделали её имя символом детской литературы.
Содержание:
Детство и происхождение
Немногим известно, что настоящее имя детской поэтессы — Гетель Лейбовна Волова. Точная дата и место рождения неизвестно, однако некоторые источники гласят, что будущая писательница родилась 4 февраля 1906 года в Москве, в семье евреев. Отец занимал должность ветеринара, в то время как мать заботилась о домашнем хозяйстве и первоначальном образовании дочери. Семья не была богатой, они не позволяли себе лишние траты и жили скромно.
Отец Агнии очень любил творчество Ивана Крылова и читал ей его басни перед сном. Также он рассказывал о произведениях Льва Николаевича Толстого, и маленькой девочке очень нравилось слушать его пересказы. В подарок Агния даже получила книгу «Как жил и работал Лев Николаевич Толстой».
Юность и образование
Агния обучалась в престижной московской гимназии, одновременно посещая школу балета Лидии Нелидовой. В этот же период девочка создала свои первые стихотворения. В 15 лет она устроилась работать в магазин, где продавали одежду. Но в то время законы ограничивали детям трудиться на общих основах, и чтобы обойти ограничения, Агния приписала себе год, скрыв реальный возраст и начав самостоятельно зарабатывать деньги.
Чуть позже Барто смогла поступить в хореографическое балетное училище, из которого выпустилась в 1924 году. Затем её взяли в балетную труппу, где она проработала около года. Впоследствии труппа уехала из страны, эмигрировав, а Агния решила остаться в России по просьбе своего родителя.
Творческий путь
Писать лирические произведения девочка начала, ещё будучи ученицей в гимназии. Первым слушателем и критиком стал её отец, при этом мягкости в его словах не было, судил он достаточно строго, требовал от девочки соблюдать стихотворные размеры. А дочь сильно упрямилась, размер в строках постоянно менялся, но в дальнейшем такая особенность стала отличительной чертой поэтических произведений Агнии Барто. Зачастую тематика стихотворения содержала в себе любовные мотивы, однако в скором времени подобная тема надоела девочке, и та стала сочинять эпиграммы про своих подруг и учителей.
На заключительные экзаменационные зачёты приехал нарком просвещения Анатолий Луначарский. Агния Барто выступала с произведениями собственного сочинения на концерте, который как раз проводился после всех экзаменов. Лунчарскому сочинения девочки пришлись по душе, хотя само её выступление показалось ему крайне забавным. Тем не менее, он дал совет Барто продолжать писать, пророча будущие успехи в литературной сфере
Дебютировала поэтесса со стихотворениями «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Эти лирические произведения были встречены положительными отзывами, и писательница продолжила создавать другие работы. Среди них наиболее известны собрания сочинений «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья». В 1947 году вышла поэма «Звенигород», посвящённая детям, осиротевшим во время войны. В следующие годы после войны были также написаны стихотворения «Медведь и Дядя Вова», «Вовка добрая душа», «Первоклассница», «Лешенька, Лешенька», «Дедушка и внучка» и другие. Помимо этого, Агния Барто занималась созданием сценариев для таких фильмов, как «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Слон и веревочка».
Главные достижения
В военные годы Барто работала журналистом в газете «Комсомольская правда». За свою деятельность в столь непростой период получила премию, которую затем потратила на материалы для постройки военного танка. В 1949 году вышел её сборник «Стихи детям», и через год за него писательницу наградили Сталинской премией второй степени. Власти относились к ней достаточно благосклонно, за эти годы писательница получила множество наград и знаков отличия. Ей также предоставили доступ на выезд из Советской России и возможность переводить её произведения на другие языки.
В 1972 году Агния Барто была награждена Ленинской премией за сборник «За цветами в зимний лес», а также орденом «Знак почета». В последующие годы она стояла во главе Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного жюри премии имени Г.Х. Андерсена. В 1976 году ей вручили Международную премию имени Г.Х. Андерсена. Кроме того, писательница получила международную золотую медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества».
Отношения с властью
У писательницы были хорошие отношения с властью Советской России, Агния Барто уважала её и часто сама была высказывалась против всего «антисоветского» и критиковала то, что не соответствовала политике. В материалах «Литературной газеты» поэтесса нередко рассказывала о «лживой американской свободе» и «том страшном, опустошенном мире, где все проникнуто духом насилия и смерти». В 1928 году произошла травля Корнея Чуковского. Агния Барто подписала писательское обращение, которое гласит, что детские рассказы Чуковского содержат в себе мотивы буржуазности и неактуальности, то есть претят советской власти. Через несколько лет женщина выступила на процессе против Лидии Чуковской.
Она приняла участие и в деле Александра Галича. В 1968 году ему поставили запрет исполнять песни на политические темы. Тогда певец стал выступать на «квартирниках», однако властям это сильно не понравились, поскольку те посчитали, что подобным образом Галич пропагандирует свои «недостойные мысли». Агния Барто выделила талант певца, но согласилась, что песни Галича совершенно антисоветские. Однако писательница предложила сделать только выговор, а не исключать Александра, так как его исключение порочило бы репутацию Советского Союза. Она надеялась на великодушие со стороны коллег, но ей сказали в ответ, что щедрость уже была проявлена в полной мере. Эти слова подействовали на поэтессу, она не стала спорить дальше и проголосовала за исключение Галича.
Кроме вышеперечисленных дел, по просьбе комитета государственной безопасности Барто также представила сокрушительную критику на творчество Даниэля. Стоит отметить, что разбирательство Синявского и Даниэля является одним из самых известных скандальных дел в период СССР.
Личная жизнь
В 1926 Агния стала женой Павла Барто, который тоже писал книги и стихотворения. Вместе они создали три произведения: «Девочка чумазая», «Считалочка» и «Девочка-ревушка». Через год у супругов родился мальчик, его ласково называли Гарик. Однако построить счастливую семейную жизнь у родителей не вышло, через шесть лет Агния и Павел развелись. В 1945 году у женщины случилось горе: сын Гарик решил прокатиться на велосипеде, но выехавший из-за угла грузовик сбил его, после чего сын писательницы мгновенно умер. Этот трагический случай сильно повлиял на состояние писательницы: она полностью ушла в себя, по минимуму разговаривала с людьми, плохо питалась и спала.
Барто вышла второй раз замуж – её мужем стал Андрей Щегляев, по совместительству оказался учёным-теплоэнергетиком и доктором технических наук. Их союз был удивительно гармоничным и счастливым: супруги искренне любили друг друга, обходилось без ссор, они всегда поддерживали друг друга, радовались успехам и вместе переживали горе и несчастье, справляясь с возникшими трудностями. В 1933 году у такой прекрасной пары родилась дочь Таня, и именно ей было посвящено стихотворение «Наша Таня громко плачет». Но в 1970 году врачи диагностировали онкологическое заболевание у супруга Андрея, вскоре он умер.
Интересные факты
А вот несколько интересных фактов, позволяющих узнать Агнию Барто лучше:
- Владимир Маяковский был кумиром юной Агнии, но она так и не осмелилась с ним заговорить, хотя они были соседями. Даже когда ей выпала возможность ехать с Маяковским вместе, Барто не смогла начать разговор, так как всю поездку обдумывала, как подойти к нему.
- Брат матери Агнии, Григорий Ильич Блог, работал врачом-оториноларингологом, который в то время был очень известен. В свободное время сочинял детские просветительские стихи, его увлечение и вдохновили маленькую Агнию на развитие творческого потенциала.
- Детская поэтесса работала токарем на заводе в период Великой Отечественной войны. Там она познакомилась со многими юными подростками и маленькими детьми, часто общалась с ними, и именно они способствовали её вдохновению на создание новых творческих работ.
- Юрий Гагарин оставил поэтессе автограф. Это произошло во время одного мероприятия, в котором собрались советские писатели и космонавты. Юрий оставил фразу в блокноте «Уронили мишку на пол…» и передал Барто, сказав, что это стихотворение сильное повлияло на его мировоззрение, определив первые понятия о добре и зле.
- Детская писательница много лет общалась с актрисой Фаиной Раневской, они были хорошими подругами. В 1930-х вместе с артисткой Риной Зеленой поэтесса создала сценарий для комедии «Подкидыш». Именно она настояла, чтобы в фильме приняла участие Раневская. Эта роль принесла актрисе настоящую славу.
- После смерти Агнии ее именем назвали астероид и кратер на Венере.
Последние годы
С середины 1960-х годов до середины 1970-х известная писательница была ведущей радиопередачи «Ищу человека» на «Радио Маяк». Началось всё с письма от неизвестной женщины, чей ребёнок пропал во время Великой Отечественной войны. Агния передала информацию людям, помогавшим в поиске родственников, и ребёнок был найден, и семья смогла воссоединиться. После этого случая на её адрес стали поступать все больше просьб о помощи, и она решила создать программу, чтобы помогать людям искать пропавших. Благодаря этой инициативе удалось помочь сотням семей.
В 1976 году вышла книга «Записки детского поэта», в которой Агния подвела итоги, выделила основные моменты своего многолетнего творческого труда и поделилась опытом в качестве детской писательницы. В начале 1981 года у поэтессы произошли проблемы со здоровьем, в частности с сердцем, а позже у неё случился инфаркт. 1 апреля 1981 года она скончалась. Врачи, проведшие вскрытие, обнаружили, что её сосуды оказались такими слабыми, что было удивительно, как кровь поступала в орган последние несколько лет жизни. Писательницу похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Автор: Дарья Ветрова